Обзор прессы |
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО ПО-КАРА-ООЛОВСКИ
Как сообщила «ТП», «тувинский чабан [В.Оюн] выходит на московский рынок». Таким образом «регион начал поставки тувинской баранины» в Подмосковье: «в конце прошлой недели сукпакский СПоК «Заря», построенный Василием Оюном, «отправил в столицу первые 800 охлаждённых туш». Там их «реализуют на московском рынке через столичного партнера кооператива – оптово-розничный продовольственный центр «Фуд-сити». А всего, как обещает Оюн, «в рамках пробной поставки транспортируют в столицу около 120 тонн охлаждённой баранины». Затем в «Фуд-сити» планируют отследить, как на тувинское мясо отреагирует столичный рынок» и примут решение, в каком формате продолжать сотрудничество. Но стороны «надеются, что быстро сформируют спрос москвичей на нашу продукцию».
Впрочем, о поставках мяса в Подмосковье премьер Тувы Ш.Кара-оол трепался давно, почти с самого его назначения. Тогда он «обсудил такую возможность и подписал ряд соглашений с Сергеем Шойгу, в его бытность губернатором Подмосковья». Однако дальше разговоров дело не пошло, поскольку Кара-оол и Иргит обанкротили мясокомбинат «Урянхай», и забивать скот стало просто негде, так как «мощностей для забоя скота в строгом соответствии с технологическими нормами» в Туве больше, «увы, не существовало». И вот на радость Кара-оолу Василий Оюн построил вслед за молокозаводом новенький мясокомбинат в п.Сукпак, и Кара-оол, наконец, смог заявить об эпохальном событии – отправки первой партии баранины в Подмосковье.
Но сколько бы Кара-оол ни купался в лучах оюновской славы, любому понятно, что «договориться, заключить соглашение – не сложно». «Куда сложнее найти людей, которые бы смогли взяться за такой проект и довести дело до конца». Таким человеком, похоже, стал Василий Оюн, который при активной поддержке жены и сына сумел реализовать такой проект. Именно «мясоперерабатывающий комбината СПОК «Заря», запущенный в Сукпаке в конце мая прошлого года, с предубойной базой в 10 тыс. голов КРС и 30 тыс. голов МРС, мощностями для переработки и охлаждения, сделал для Тувы возможным реализацию тех соглашений» с Шойгу.
«СПоК «Заря» менее чем за год смог не только освоиться на тувинском рынке и начать отвоевывать себе нишу у ввозимой в регион мясной продукции, но и нашёл партнёров за Саянами». «Мясо кооператив поставляет в семь городов России; есть покупатели из Киргизии». «Тувинское мясо пользуется хорошим спросом за пределами Тувы». И вот – новый масштабный проект.
Сын Оюна Сайын сообщил автору публикации о том, что «первая пробная поставка» мяса баранины состоялась. Оюн надеется, что «освоится и на московском рынке». Скот для забоя и дальнейшей отправки «принимали в основном у хозяйств Тес-Хемского и Эрзинского районов». «Закупочная цена составила 200 рублей за килограмм мяса». Если всё пойдёт, как задумано, и «столичным потребителям тувинское мясо придётся по вкусу», «СПоК «Заря» «планирует в год поставлять туда около двух тысяч тонн баранины», а если повезёт, то «также определённые объёмы говядины и конины», поскольку «мощности комбината позволяют переработать такие объёмы». «Разделывали туши для Москвы по особой технологии, которая позволяет не только сохранить вкусовые качества мяса, но и товарный вид продукции».
Так в Туве на деле реализуется принцип государственно-частного партнёрства – предприниматель Оюн строит завод и отправляет мясо в Подмосковье, а премьер Кара-оол отчитывается о своих трудовых подвигах...
КОТЫ В ТУВИНСКИХ ХАЛАТАХ НЕ ПРИ ДЕЛАХ
Все знают, чем занят кот, которому нечего делать. А что делает в такой ситуации вечный бездельник «Хонук-оол Монгуш», пристроенный Кара-оолом к Общественной палате РТ в качестве председателя? А он, оказывается, усиленно думает, чем занять тувинских мужчин, чтобы они меньше резали и насиловали.
Как он сообщил на днях, «в преддверии Дня защитника Отечества при поддержке региональной Общественной палаты в районах Тувы проходят форумы мужчин». Ну, форумы – это, конечно, громко сказано. Если точнее – посиделки. А всё дело в том, что «мужчины Бай-Тайги решили избавиться от дурных привычек».
Почему такая мысль пришла именно к «мужчинам Бай-Тайги», а не, к примеру, Кызыла, в публикации не сообщается. Но эту инициативу «активистов горячо поддержал председатель Общественной палаты» «Хонук-оол Монгуш», поскольку сам он лично ничего давно не делает и главная его задача – на всякий случай «горячо поддерживать», создавая видимость активной общественной деятельности.
А вообще «Хонук-оол Монгуш» считает, что подобные инициативы очень полезны хотя бы тем, что нужно повсеместно «упорно бороться с дурными привычками». Правда, почему-то никак не «начнёт с себя». Впрочем, вряд ли «Хонук-оол Монгуш» собственное безделье считает «дурной привычкой», поскольку оно ему уже много лет подряд приносит хороший личный доход.
Мало кто знает, что в Туве по инициативе такого «трудоголика» Кара-оола создан «Совет мужчин Республики Тыва». Ничего путного он до сих пор не совершил, однако каким-то чудом умудрился «в 2016 году» стать «одним из победителей всероссийского конкурса «Папа года-2016» в номинации «Лучшая отцовская организация».
Как гордо заявил наш главный бездельник, активисты-мужчины «добились снижения количества правонарушений среди учащихся образовательных учреждений, снижения потребления алкоголя в целом по республике, трудоустройства около пяти тысяч мужчин, активизации участия предпринимателей в общественной жизни и благотворительности». А то, что при этом республика лидирует в России по числу и тяжести юношеской преступности и суициду, видимо, в расчёт не брали. Или награждали скопом всех, кто подал документы.
Но дурь торжественно идёт по республике. «17 февраля муниципальный форум мужчин состоялся на территории ещё одного крупного западного района Тувы – Барун-Хемчикского». Там пошли дальше: «обсудив насущные вопросы, провели спартакиаду среди поселковых, школьных советов отцов». В канун Дня защитника Отечества «форум мужчин пройдёт в Дзун-Хемчикском районе республики». Туда собираются согнать «более 400 мужчин в национальной тувинской одежде». Видимо, настоящим отцом можно стать только в тувинском халате... Вот уж точно им делать нечего. Так занялись бы личной гигиеной – всё больше толку.
ПРОКУРОР ЧЕСТНО РАССКАЗАЛ, ГДЕ МЫ ЖИВЁМ
В Туве проблемы с откормом скота или выращиванием пшеницы. А вот для правоохранителей – непаханое поле работы. «Тува занимает в России лидирующее место по преступности». «Число совершаемых в Туве преступлений продолжает расти. По итогам года рост составил 30%». «Отмечен рост числа тяжких и особо тяжких преступлений (16%), особенно в Барун-Хемчикском и Кызыльском районах, в столице республики», «возросло число фактов причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом», «наблюдается тенденция роста числа преступлений насильственной и корыстно-насильственной направленности: изнасилований, разбоев, грабежей».
Об этом в связи «295-летием» прокуратуры России рассказал корреспонденту «ПИ» прокурор республики «государственный советник юстиции 2 класса А.Гринёв». Он поделился своими планами на предмет, что нужно сделать, чтобы у уголовников «земля под ногами горела», и как на самом деле следует «бороться с коррупцией в Туве». А заодно прокурор озвучил, «с какими показателями подошла прокуратура республики к этой славной дате».
«Александр Евгеньевич» исходит из посыла, что «большинство граждан хочет жить в правовом государстве», но агрессивное криминальное меньшинство создаёт обществу и гражданам проблемы. К примеру, прокурор Гринёв стал известен в тувинском обществе тем, что встал на защиту матерей, чьих детей не принимали в детские сады по надуманным причинам. И матери стали получать места в детских садах по вступившим в силу решениям судов. Такую же позицию он занял по отношению к ветеранам, незаслуженно лишённым Кара-оолом законных надбавок к трудовым пенсиям. Такая активная правовая позиция прокурора стала шоком для исполнительной власти республики, вызвала негативную реакцию премьера Тувы. Но на позицию прокуратуры это никак не повлияло. На вопрос, зачем он это делает, прокурор ответил просто: «мы стараемся выполнять свои служебные обязанности».
Пенсии и детсады – это только малая часть того, чем занимается сегодняшняя прокуратура. Помогают сознательные граждане. «В 2016 году поступило 6856 жалоб, заявлений и других обращений граждан». Все они были проверены и по всем приняты процессуальные решения.
Прокуратура проводит проверки и «по выступлениям средств массовой информации». Так, «в прошлом году по прокурорским проверкам в следственные органы направлено 30 материалов, по которым возбуждено 22 уголовных дела», по которым ориентировочно «ущерб бюджету составил более 262 млн. рублей». К примеру, «после прокурорской проверки СУ СК РФ по Республике Тыва возбудило уголовное дело в отношении и.о. директора ГБУ «Хозуправление Республики Тыва», который «превысил должностные полномочия при расходовании более 20 млн. рублей из резервного фонда Правительства Республики Тыва». Как выяснилось, «деньги были «потрачены» на проведение аварийно-восстановительных работ после «ливневых» дождей, якобы прошедших 11 июня 2016 года в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак». (Кстати, подобную сумму Шолбан Кара-оол не мог найти в бюджете республики, чтобы выплатить надбавки к трудовым пенсиям нашим ветеранам).
Или другой случай: «по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту нецелевого расходования 20 млн. 469 тыс. бюджетных рублей министром финансов республики и бывшим министром строительства республики (возможно, прокурор оговорился или журналист ошибся – скорее всего, здесь речь идёт о бывших министрах сельского хозяйства и строительства Огнёве и Свинцове, соответственно – ред.) при принятии решения о субсидировании строительства объекта «Зона отдыха выходного дня в Пий-Хемском районе». Как установила прокуратура, строительство барской заимки в Пий-Хеме «не связано с господдержкой пантового мараловодства».
Что же до проблемы борьбы с преступностью, то прокурор считает, что «волну преступности удастся сбить, если полиция усилит патрулирование на улицах» и «если уголовные дела будут доводиться до логического конца оперативно, а суды ужесточат наказание за содеянное».
Прокурор косвенно признался в том, что полиция Тувы, очевидно, деградирует, в связи с чем «показатель раскрываемости общей преступности снизился на 14%». Как сообщил прокурор, «каждое второе преступление остаётся нераскрытым». Особенно неблагополучны дела в столице Кызыле, где наблюдается «снижение активности правоохранительных органов в установлении и изобличении преступников». И что особенно тревожно (это чувствуют на себе кызылчане), «продолжает существенно расти уровень преступности в общественных местах и на улицах».
Особую озабоченность вызывает «коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков». Мы, наверное, удивимся, но «в прошлом году каждое 7-е коррупционное преступление выявлено прокурорами». Если к ним прибавить те, что были выявлены чекистами, то на долю МВД остаётся малая доля выявленных преступлений. А это уже претензия к министру Лобанову. Прокурор не призывает «расстреливать коррупционных чиновников, как в Китае». Однако он убеждён: «необходимо применять к коррупционерам самые строгие меры наказания: лишение свободы; конфискация имущества, нажитого преступным путём, их и их родственников; запрет, после отбытия наказания, до конца жизни заниматься предпринимательством и работать в государственных и муниципальных органах власти», иначе коррупцию в Туве не осилить. Он считает, что «нужно писать о коррупционерах, называя фамилии, чтобы земля под ногами у них горела, и другим неповадно было брать взятки».
Честно говоря, такой откровенной позиции от прокурора Тувы никто не ожидал. Думается, у премьера Тувы Кара-оола, когда он читал интервью Гринёва, душа уходила в пятки, и его бил озноб как при серьёзной простуде. Вряд ли он доволен тем, что «органы прокуратуры республики в прошлом году установили 13547 нарушений закона, выявили 1026 незаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, в связи с чем принесли 1010 протестов, внесли 16 представлений и направили 44 заявления в суды», поскольку большинство виновных в совершении правонарушений – родные и близкие для Кара-оола люди. Депутаты, министры, зампреды правительства. Их, честно говоря, следует, наверное, называть жульём.