Память как способ наживы
6 мая мы отметили День Радио. Для журналистов это – праздник. Был когда-то. Теперь – просто День... Почему? Наверное, потому что в современной России журналистики как таковой почти не осталось. Её прочно оттёрла на задний план пропаганда. От чего так случилось? Ведь мы совсем недавно вышли из того общества, в котором правдой считалось то, что напечатано в газете «Правда», а не то, с чем мы постоянно встречались в повседневной жизни. Ведь были же времена журнала «Огонёк» под редакцией Коротича, был самиздат. Куда всё это подевалось? Живём, вроде, в свободной демократической стране, а ни свободы, ни демократии как-то не видать. Что случилось с нашей страной? Куда мы катимся?
О состоянии свободы в СМИ можно судить по простому примеру. В 2006 году нынешний премьер Тувы, будучи ещё только подававшим надежды заместителем председателя правительства и лидером тувинского отделения набиравшей силы партии «Единая Россия», Шолбан Кара-оол со своими точно такими же друзьями-отморозками учинил пьяные разборки в боулинг-клубе «Страйк». В итоге, охранник Иванов с сотрясением мозга, переломом носа и отслоившейся сетчаткой глаза был госпитализирован.
Разбуянившегося Кара-оола наверняка должен был скрутить и забрать в кутузку приехавший на вызов экипаж вневедомственной охраны. Но замминистра МВД Тувы Байкара – один из дебоширов и на то время потенциальный министр – дал команду «отставить!» и «кругом-марш!», в связи с чем охрана, не исполнив своего долга, вынуждена была убраться восвояси, не солоно хлебавши, а пьяные вельможи, как ни в чём не бывало, поехали допивать день рождения директора мясокомбината...
Иванов, очухавшись, кинулся в прокуратуру и написал на обидчиков заявление. Там долго думали, что делать, и, в конце концов, в возбуждении уголовного дела отказали. Сначала якобы «за отсутствием заявления потерпевшего», а затем – «за примирением сторон». Активными участниками этого правоохранительного мероприятия были следователи респрокуратуры Черепанов и Амиров, зам. прокурора республики Бадмаев и прокурор Кизикин. Все они до сих пор живы-здоровы и даже не выехали из республики. Хотя за излишнее правдорубство Кизикин всё же был вынужден уйти на пенсию... Именно тогда, когда дебошир Кара-оол, по протекции Шойгу, невзирая на своё криминальное прошлое, из кресла заместителя председателя правительства пересел в кресло главного чиновника республики...
Мало того: всё тот же Амиров, видимо, в награду за отказ в привлечении к уголовной ответственности Шолбана Кара-оола, сразу после того, как хулиган «почистил пёрышки», сделал головокружительную карьеру и сейчас занимает должность начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Тувы. О нём я напоминаю вам не случайно. Именно по его вине в настоящее время потерявший всякий стыд Кара-оол пытается привлечь к уголовной ответственности журналистку, осмелившуюся напомнить всем в радиопередаче о том, что натворил Кара-оол в боулинг-клубе «Страйк» в 2006 году. Это он теперь уже в качестве начальника отдела респрокуратуры, сначала не предоставлял копию Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ш.Кара-оола, ссылаясь на то, что заявитель не обладает правом такого требования, а когда получил запрос суда, то, недолго думая, в ответ сообщил, что прокуратура такими сведениями не обладает... И при этом – ни слова о том, что такое Постановление было, и он его как раз и принимал. Наверное, при этом Амиров был уверен, что его подхалимская лояльность преступнику как-то ему ещё зачтётся...
Но статья эта не про Амирова и даже не о беззубой тувинской прокуратуре, которая на деле бандитов боится больше, чем своих начальников и живёт, видимо, не столько по законам, сколько по понятиям. Сейчас речь – о свободе СМИ. Тем более, что нашлись добропорядочные правоохранители, которые это злосчастное Постановление нашли. Сей прискорбный факт из жизни Кара-оола я вспоминаю только в связи с тем, что наши местные СМИ, которые фактически находятся на голодном информационном пайке, в большинстве своём удивительным образом проигнорировали этот хоть и интересный, но позорный для властей факт караооловской биографии. Кроме «РИСКа» ни тогда, ни сейчас об этом НИ ОДНО СМИ ТУВЫ НИЧЕГО НЕ СООБЩИЛО. И даже сейчас, когда этот подонок, надеясь, что никто не откопает то злосчастное Постановление, незаконно освободившее его от уголовной ответственности, пытается привлечь к уголовной ответственности «за клевету» порядочную смелую журналистку, ни одно СМИ, кроме «РИСКа», не освещает эту тему. Потому что боятся. Очень боятся. И история с газетой «РИСК» им – наука.
Как только газета опубликовала материал «Если вас ударят в глаз», неизвестные злоумышленники тут же подожгли редакцию. Случилось это как раз в мае 2008 года. У меня сейчас нет достаточных оснований утверждать, что поджог был организован самим Кара-оолом. Однако видеокамеры наружного наблюдения зафиксировали, как поджигатель после того, как бросил бутылку с зажигательной смесью в окно, скрылся в проулке, где находится контора скрытой слежки МВД. Потом в этой конторе не оказалось ни то что поджигателя – даже видеозаписи того, как тот забежал на спецобъект МВД. А так как среди группы хулиганов, калечивших охранника Иванова, был и замминистра МВД Байкара, можно с большой долей вероятности предположить, что поджог помещения редакции газеты «РИСК» организовали люди, близкие к Кара-оолу и Байкаре. Скорее всего, подчинённые кому-то из них. Наверное, нет смысла разбираться, почему, невзирая на восьмилетний срок, наши доблестные милиционеры, переименованные в полицаи, так никого и не поймали. Да и вправду: им что, самих себя ловить, что ли?
А теперь давайте взглянем на проблему пошире.
Сейчас набирает силу тема ностальгии по СССР и советскому прошлому. ВЦИОМ утверждает, что 47% молодёжи и до 74% пожилых людей сожалеют о безвозвратно ушедшем от нас СССР и советском строе. Пожилых понять можно – они жили в стране бесплатных медицины и образования, предоставления жилья, доступности власти, уверенности в завтрашнем дне, стабильных ценах на хлеб, молоко и колбасу, чего мы начисто лишились сейчас. Ну а молодым-то чего не хватает? Они-то всего этого не видели и не знают! Думается, дело в другом. Человеку по своей натуре хочется равенства и справедливости. Как говорится, «и хлеба горбушку – и ту пополам!». А что мы видим в реальности?
Расслоение населения достигло немыслимых масштабов. Особенно это видно по нашей нищей республике, где семья губернатора озабочена приобретением квартиры за 120 миллионов и салона красоты за миллиард, в то время как детишки простых граждан наслаждаются тем, что «на десерт» жуют сухой копеечный «Ролтон» и ходят в рваных башмаках на босу ногу.
Советской власти можно предъявить много претензий: и «железный занавес», и уравниловку, и дефицит еды, одежды и прочего. Но при всём при этом следует признать: среди секретарей обкомов не было бандитов и секретарши от них детей не рожали. Они не скупали недвижимость и вообще вели себя прилично, соблюдая общепринятые нормы. К примеру, никакой мясокомбинат первому секретарю Обкома Ширшину коттеджей не строил. И сам он бессовестно не хватал ртом и ж..пой земельные участки в Кызыле и районах. Да что там участки – братья его ни в наркоторговле, ни в алкоголизме замечены не были, и никто из них голым с пистолетом по публичным местам не бегал. А теперь – всё можно, если ты – Кара-оол.
Помнится, первый секретарь горкома купил себе «Волгу», но не ездил на ней, держал в гараже, чтобы не раздражать горожан. Да и, вообще, следует признать: так открыто и нагло, как сейчас, не воровали и другим не давали. Каждый факт приобретения чего-нибудь существенного тщательно проверялся ОБХСС. Помнится, председатель горисполкома Тинмей, пользуясь своим положением, приобрёл на торговой базе своей родственнице дублёнку. Не украл – купил! Так его сначала таскали до изнеможения, а затем заставили уволиться. А сейчас? Кто-нибудь интересуется, откуда в семье Кара-оола такие деньги? И почему он до сих пор не в тюрьме?
Кто бы что ни говорил, но если бы Ширшин или Ооржак вели себя в экстремальных ситуациях так, как ведёт себя Кара-оол, они бы, наверное, плохо кончили.
Ещё до сих пор не забыто, как повёл себя наш премьер после аварии на ТЭЦ в п.Хову-Аксы. Мало того, что, скорее всего, именно он был виновен в трагедии, поскольку в разгар лета, когда нужно было вести ремонтные работы и готовить ТЭЦ к новому отопительному сезону, возглавляемое им правительство затеяло процедуру... ликвидации этого предприятия жизнеобеспечения! Большей глупости и большего вредительства придумать сложно. Где-где, а уж здесь-то точно прослеживается причинно-следственная связь между деятельностью чиновников правительства и случившейся трагедией. Но ни премьер Кара-оол, ни его заместитель по жизнеобеспечению Бартына-Сады, никто другой на скамье подсудимых так и оказались, хотя именно их действия и привели к гуманитарной катастрофе в районном центре. Мало того: министр энергетики, скорее всего, тоже виновный в случившемся, теперь по протекции Кара-оола, приходящегося ему дядей, в этом же районе вместо отсидки в местах не столь отдалённых теперь командует администрацией...
Но поразительно даже не это. Тогда в республику прибыл зампред правительства РФ Дворкович для ознакомления на месте с масштабом аварии и её последствиями, однако можно представить его чувства, когда он узнал, что в республике премьера Тувы нет – он, по некоторым сведениям, вместо организации спасательных работ улетел отдыхать на Мальдивы или ещё какие-то там острова... Так что нет ничего странного в том, что ликвидация ЧС растянулась на многие месяцы, и даже теперь, похоже, её последствия до конца не устранены.
И это – не единичный случай. Когда в Туве пропал последний ещё летающий вертолёт с директором авиапредприятия на борту, Кара-оол, вместо того, чтобы организовывать поисково-спасательные работы, помолясь во славу российских спасателей, улетел отдыхать в Китай. Естественно, розыски тогда ничего не дали. Хотя, как выяснилось через год, вертолёт упал строго по маршруту следования, отмеченному на карте, и потому искать его, по хорошему, нужно было не полгода, а 2-3 часа, что позволило бы найти людей живыми. Более того, в ходе проверки выяснилось, что на подведомственном правительству Тувы предприятии царил настоящий бардак, высокопоставленные браконьеры летали на вертолётах без всякой регистрации по только им известным маршрутам.
И странное дело, не за аварию на ТЭЦ, ни за катастрофу с Ми-8 ни Кара-оол, ни кто другой, так и не ответили. При Брежневе Кара-оолу, наверное, дали бы лет пять строгого режима, а при Сталине просто расстреляли бы как вредителя. А при нашей сегодняшней власти ничего – всё сходит с рук. Вот отсюда и ностальгия по прежним порядкам. Людям уже ни колбасы, ни свободы не надо – им нужна справедливость и осознание неотвратимости наказания за содеянное, какой бы шойгу высокопоставленного подонка не прикрывал.
Или другая тема – память о героическом прошлом страны времён Великой Отечественной Войны. Эксплуатация светлого образа воина-победителя бюрократами партии «Единая Россия» достигла крайне неприличных размеров. Но дураки на федеральном уровне получают мощную поддержку таких же безумцев на местах. К примеру, в Туве собирают деньги на памятник тувинским добровольцам. В добровольно-принудительном порядке удалось собрать несколько миллионов. Однако нужно на порядок больше – половину, скорее всего, прикарманят организаторы. Но они никак не могут объяснить, почему собираются ставить памятник нескольким десятками тувинцев-добровольцев, но не думают о том, что русских добровольцев, ушедших на фронт из Тувы, было в сотни раз больше и они – тоже герои? Неужели при установке памятника так важна национальность? А русские добровольцы, они что – второго сорта? А если уравнять всех добровольцев, независимо от национальностей, и поставить им один общий памятник за участие в общей войне – западло, что ли? Стоит же памятник партизанам в Кызыле на берегу Енисея в сквере – всем: и русским, и тувинцам. И ничего, националистического порыва это не вызывает. Скорее – наоборот.
Вот уж воистину, заставь дурака молиться, он и лоб расшибёт. А если, он к тому же и вор – обязательно украдёт на святом деле. В связи с этим вспоминается эпопея сбора средств на строительство статуи Будды, что обещали поставить на горе Догээ. Сообщалось, что собрали что-то около 50 млн. рублей. Но ни памятника, ни денег... Видать, пригодились на приобретение квартиры или салона красоты в Москве.
Наверное, памятники ставить надо. Хотя сейчас явно не до того – простой народ, который стараются обложить оброком на памятник, просто старается выживать. И те тысячи, что пытаются под благовидным предлогом содрать с бюджетников и бизнесменов, у них совсем не лишние. Но можно было бы скинуться, если бы памятник был не только тувинцам, но и русским. И если бы была уверенность, что чёрные братья не сопрут эти деньги, как спёрли прежние пожертвования. А если бы была уверенность, что поставят приличный высокохудожественный монумент, а не убогую безвкусную конструкцию скульптора-гробовщика типа той, которой недавно изуродовали набережную, установив дикобразов на месте известного на весь мир обелиска «Центр Азии»... Но и об этом республиканские СМИ почему-то помалкивают. Что, боятся, что Кара-оол их подожжёт?
Я ещё вернусь к этой теме.
С Днём Великой Победы наших отцов и дедов, товарищи! Спасибо им за Победу, и Вечная им Память!
Кондрат Пчёлкин