Наркотическая Тува: Кто жрёт из преступного корыта?
Если верить правительственным СМИ Тувы, то ситуация с реализацией антинаркотической политики в республике обстоит более чем благополучно. Так, к примеру, «Тувинская правда» с восторгом сообщила, что «в 2015 году площади с зарослями дикорастущей конопли в Туве по сравнению с 2008 годом сократились в 8 раз и составили всего 3679,8 га». Всё это благодаря неустанной заботе об этом правительства Тувы и её премьера Ш.Кара-оола, который «из бюджета республики на её реализацию выделил 1 млн. 300 тыс. рублей».
А ещё он предлагает «создать координационный центр с функциями» «постреабилитационного сопровождения» лиц, употребляющих наркотики. Также «Министерством труда и социальной политики региона совместно с минздравом Тувы разработан проект комплексной подпрограммы для внесения в госпрограмму «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014-2016 гг.». Правда, пока «проект находится на стадии согласовании».
Власти признают, что «по состоянию на 1 сентября 2015 года в республике в наркологии состоят на учёте около 5 тысяч человек». На что Глава правительства отвечает: «это, как утверждают специалисты, невысокий уровень». Такие серьёзные успехи в этой области, считает Шолбан Кара-оол, стали возможны благодаря тому, что «Буддийские ламы во время лекций в районах республики, по его просьбе, проводят отдельную работу с желающими и принимают обеты не пить и не употреблять наркотики». Поэтому «Тува гордится межконфессиональным согласием», и Глава верит, что оно приведёт к отказу молодёжи от наркотиков. Особенно Кара-оол гордится успехами в «уничтожения полей с дикорастущей коноплёй». Так что в вопросе борьбы с наркоманией и наркобизнесом тувинское правительство, по мнению Шолбана Кара-оола, «на высоте».
Жаль, что его точку зрения не разделяет секретарь Совета Безопасности России Н.Патрушев, который 6 октября по этому вопросу провёл совещание в Красноярске.
Как считает секретарь, «наркоситуация на территории Сибири – одна из самых сложных в стране». И, невзирая на то, что Глава Республики Тыва Ш.Кара-оол битый час пытался убедить его в обратном, Туве была выставлена оценка «неуд». Напрасно Шолбан распинался перед федеральным чиновником: «я очень хочу, чтобы вы прочувствовали нашу боль по поводу распространения наркомании в республике и стране. Эта болезнь грозит моему маленькому народу». «Есть и другой, не менее кошмарный, повод бить тревогу – наркопреступность. На неё приходится 15,5% от всех категорий преступлений» и «более 900 человек ежегодно попадают на этой почве за решётку». «Для Тувы это очень большие потери», – лил с трибуны крокодиловы слёзы Кара-оол. Он пытался убедить присутствующих, что «республика сделала и делает многое, чтобы противостоять наркопреступности и избавиться от клейма поставщика растительных наркотиков в регионы России». Ловко жонглировал липовыми цифрами, в которые мало кто верит: «если в начале кампании их площадь составляла почти 30 тысяч гектаров, то сегодня она уменьшилась восьмикратно – до 3,5 га». А поток марихуаны, если верить его словам, из республики настолько упал, что «в 2014 году её на территории региона было изъято всего 540 килограммов». Потому, кто бы что ни заявлял, «сегодняшняя Тува уже не рассадник конопли и не очаг наркооборота, как привыкли считать», – с пафосом закончил премьер Тувы. Так что, мол, «утверждение, будто Сибирь наводняют наркотиками тувинцы уже не соответствует действительности», хотя «ситуация с наркопреступностью в Туве остаётся вдвое более напряжённой, чем в среднем по России». А всё потому, что «подпитывается она социально-экономическими проблемами», которые России нужно решать и «в силу которых Тува отстаёт от других регионов России по уровню и качеству жизни».
Секретарь Совбеза Николай Патрушев не стал делать публичную выволочку Главе Тувы, отметив лишь, что цифры, которые он привёл, мягко говоря, недостоверны. По его сведениям, из Тувы за год отправилось наркотиков не менее тонны. Остановившись на ситуации в целом, Патрушев отметил, что в Сибири «растёт объём контрабандных поставок наркотиков». «Не добавляют уверенности и обширные территории с дикорастущей коноплёй в Красноярском крае и Туве». В то время как «раскрываемость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в Сибирском федеральном округе невысока». Он пояснил, что «в регионе не удаётся добиться существенного снижения масштабов поставок и распространения наркотиков». «Существенное влияние оказывает наличие в округе обширных территорий произрастания дикорастущей конопли в Бурятии и Туве, Забайкальском и Красноярском краях».
Касаясь ситуации в Туве, он заметил: очень странным кажется то, что львиную часть наркотиков отлавливают не тувинские правоохранители, а их соседи в Хакасии, Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областей. Тем самым Патрушев как бы намекнул собравшимся о сращивании в Туве исполнительной власти, правоохранителей и наркодельцов. Похоже, именно об этом и шёл «отдельный краткий разговор Николая Патрушева и Шолбана Кара-ола после совещания», после которого Кара-оол вышел явно в расстроенных чувствах. Как сообщил премьер Тувы, «секретарь Совбеза обещал содействие в Правительстве России в решении проблемных вопросов республики», но и потребовал от него ответных конкретных действий. Особенно досталось Кара-оолу за то, что в Туве, как и в «Бурятии, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, не принимались программы профилактики наркомании либо финансировались недостаточно». «Вместе с тем, 70% потребителей наркотиков – молодёжь, поэтому очень важно усилить работу в образовательных учреждениях». Комментируя наркоситуацию в Сибирском федеральном округе, полдпред президента Николай Рогожкин«подчеркнул, что она оценивается как тяжёлая, особую тревогу вызывает подростковое злоупотребление наркотиками, а также увеличение объёмов наркотрафика синтетических наркотиков».
Особую пикантность речи полпреда придал призыв «в целях борьбы с наркоманией и наркоторговлей шире использовать авторитет общественных лидеров». Понятно, что в этой области очень важен пример первых лиц субъектов федерации. Где-где, а в Туве уж точно первая семья республики в этом плане быть примером не может. Да и вообще, в последние 7-8 лет наркотрафик из республики жёстко «оседлали» представители властной команды. Наверное, поэтому сообщение о том, что «в Туве сотрудники УФСИН задержали сотрудника колонии, проносившего заключённым наркотики», никого особенно не удивило. Скорее, странным показалось то, что «он и его пособник осуждены».
Так уж сложилось, что в Туве наркотиками промышляют очень многие. У одних сфера деятельности – сбор конопли. Другие организовывают её скупку до объёмов, которыми интересуются солидные наркобароны. Но главное всё же – это упорядочивание и организация всего этого преступного процесса. А ещё более важная составляющая преступного промысла – «крышевание» всех цепочек. Стоит напомнить читателям, что не так давно с крупной партией наркотиков попался большой друг премьера Тувы Кара-оола, депутат и видный функционер ТРО партии «Единая Россия». До этого в такую же ситуацию попал нынешний зампред Кара-оола по сельскому хозяйству. А ещё раньше чекистами Красноярска был арестован с чемоданом наркоты брат нынешнего премьера Тувы Лёня (тогда Шолбан Валерьевич был ещё «всего лишь» зампредом правительства Тувы). Тут любому станет ясно, кто, чем и как управляет в этой республике. Можно сколько угодно говорить о социально-экономических трудностях отсталого населения, но если наркобизнесом занимаются члены семьи первого лица региона, трудно ожидать каких-либо серьёзных результатов в борьбе с этим злом.
Возвращаясь к выступлению Патрушева, нельзя не акцентировать внимание на том моменте, что конопля растёт в Туве, а вылавливают её в основном почему-то в соседних регионах. Это «почему-то» объясняется сращиванием местной тувинской власти, наркодилеров и правоохранителей. Чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений относительно «большой дружбы» гоп-компании, достаточно вспомнить, как однажды подвыпившая компания побузила в кызылском боулинг-клубе «Страйк», в результате чего охранник клуба Иванов получил сотрясение мозга и выбитый глаз. Так вот для тех, кто подзабыл эту историю, напомню, что среди недовольных Ивановым были тогдашний зампред правительства Тувы Ш.Кара-оол (нынешний премьер Тувы), замминистра МВД РТ В.Байкара (нынешний начальник штаба МВД Тувы) и замначальника тувинской наркодури О.Пирингиле (до сих пор трудится там же). Как вы понимаете, дружба после инцидента в боулинг-клубе между этими типами только укрепилась.
Можно по-разному относиться ко всем им, однако совершенно очевидно, что после этой драки ни Пирингиле, ни Байкара не испытывали особого желания ловить с чемоданом наркотиков родного брата премьера Тувы. Вот они его и не поймали в аэропорту г.Кызыла, откуда он с чемоданом дури вылетел в Красноярск. А там его и повязали. Судили. Дали срок. Правда, небольшой. Который он полностью не отсидел – «по состоянию здоровья». А теперь, как ни в чём не бывало, возглавляет тувинское афганское братство и учит с телевизора население республики, как надо правильно воспитывать детей и достойно жить...
Я, конечно, при разговоре Кара-оола с Патрушевым не был. Однако уверен, что его семейную эпопею «борьбы с наркотиками» он знает во всех подробностях. Беда сегодняшней России в том, что даже широко известное участие в преступном бизнесе порой не становится препятствием для политической карьеры. В такой ситуации занятие должности первого лица в регионе наркобароном или его родным братом не кажется каким-то сверхъестественным. Бандиты, жулики, наркобизнесмены, проститутки и прочая шушера крепко оседлала власть в регионах. И с ними вынуждены считаться на самом верху российской пирамиды власти. Последнее время на слуху аресты губернаторов Сахалина и Коми. Но если Хорошавина и Гайзера по уже известным фактам сравнить с тувинским премьером Кара-оолом, то становится очевидным, что наш местный губернатор уж точно ничем их не лучше. И по большому счёту разница между ними только в том, что они уже в тюрьме, а этот – на свободе, и призывает нас бороться с наркозлом, на котором, не исключено, и поднялся.
Прочитал последние строки, и ужаснулся: у нас что, в Туве, вернулись «лихие 90-е»? Почему люди, которым, судя по публикациям в СМИ, самое место за решёткой, как ни в чём ни бывало учат нас жизни и допущены до принятия самых важных решений? Сколько можно их гладить по головке и уговаривать жить по совести? Когда Патрушев и другие поймут, что пора очищения власти от уголовников и разного рода прохиндеев настала? И вообще: когда в Туве наступят порядок и спокойствие? Когда наркопреступникам будет поставлен заслон?
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин