С чего начинается беззаконие?
Ни для кого не секрет, что законы России в Туве имеют как бы ограниченную силу. И действуют не всегда. Даже Основной Закон России – Конституция, имеющая прямое действие, на территории Тувы основным не считается. Тува, как регион зачаточного правового поля, предпочитает жить по клановым понятиям. Поэтому в Туве по-прежнему высокий уровень бытовой преступности, а уровень коррупции – как в Чечне или Дагестане, где применение законодательства России также имеет выборочный характер.
Как-то так сложилось, что в республике отношение к законам носит как бы скептический характер. Помнится, бывший президент РТ Ш.Ооржак однажды публично выразился в том духе, что жить по законам просто невозможно. В этом плане его преемник пошёл куда дальше. Если у Ооржака законодательство подменялось соображениями личной выгоды или, на худой конец, общественными интересами, то при Ш.Кара-ооле все решения принимаются исключительно из интересов клана Шойгу. В связи с этим и сами законы применяются очень избирательно. А поскольку никто толком не знает, чего этот Шойгу хочет, то принимаемые решения носят хаотичный характер, не поддающийся никакому анализу.
Дело усугубляется ещё и тем, что, видимо, даже наш премьер часто не понимает, чего хочет его патрон и действует в зависимости, сколько тумаков получит от Шайтана. Поэтому-то вся властная верхушка республики постоянно находится в состоянии либо ожидания ценных указаний от Шойгу, либо вероятной агрессии премьера, получившего солидную порцию нравоучений физического толка. Так и движется Тува от одних побоев до других. А в это время все остальные ветви власти республики предоставлены сами себе. Вот они и тянут свой воз кто в лес, а кто – по дрова.
И это, невзирая на то, что в республике, как и в других субъектах РФ, имеется своё око государево, на которое возложена обязанность блюсти интересы Российской Федерации, пресекать клановость и коррупцию, обеспечивая единообразное понимание и исполнение российских законов. Речь идёт, конечно же, о прокуратуре.
Следует признать, что до того, как премьером Тувы стал Ш.Кара-оол, прокуратура Тувы достаточно жёстко противодействовала сращиванию чиновников с бандформированиями, не давала развиваться алкогольной и наркотической преступности, вела работу по единообразному применению законодательства РФ. Всю эту деятельность, прописанную в законе о прокуратуре, пустил под откос новый прокурор Бухтояров. Уяснив себе, что теперь звёзды дают не за работу, а за отсутствие разногласий с исполнительной властью, Павел Валерьевич сосредоточил своё внимание на налаживание личных отношений с Кара-оолом и его командой. Занятия спортом, рыбалка, совместное распитие всего, что можно пить – лишь положило начало их плодотворной дружбе, которая позволяла исполнительной власти воровать и фабриковать итоги выборов, а прокурору – получать при отсутствии каких-либо результатов борьбы с преступностью очередные звания вплоть до генерал-лейтенанта.
В такой гонке за званиями прокуратура Тувы не могла не деградировать. Возбуждение бесперспективных уголовных дел в отношении оппонентов Кара-оола стало обычной формой предоставления Кара-оолу прокурорских услуг. А пока Бухтояров упражнялся в прокурорском лизоблюдстве, всеми делами в прокуратуре занимался опытный интриган, его первый заместитель Санчай. И в то время, пока Бухтояров в компании премьера бегал на лыжах, готовил шашлыки, играл в волейбол и пил горячительные напитки, его первый заместитель из своих родственников и родственников его друзей формировал прокурорские кадры, фактически приватизировав прокуратуру. Таким образом, прошло совсем немного времени, как выяснилось: прокурор Бухтояров таковым является лишь номинально – всем заправляет Санчай, расставивший своих людей не только в центральном аппарате, но в районных прокуратурах. А Бухтоярову лишь оставалось надувать щёки и подписывать документы, подготовленные Санчаем, и назначать на ответственные должности людей, предложенных им. В итоге прокуратуру понесло. Она всё меньше и меньше представляла око государево, превращаясь в инструмент нечистоплотного карьериста.
Но тут время Бухтоярова истекло, и на его место прибыл свежий работник из рязанской глухомани. Подполковник Гринёв, было, с места в карьер взялся наводить порядок, пытаясь привести тувинскую прокуратуру к общероссийскому знаменателю. И поначалу даже у него получалось – в прокуратуре снова заговорили по-русски. Однако надолго Гринёва не хватило. Постепенно санчаевское окружение взяло верх. И, похоже, снова, как в «старые добрые времена» при Бухтоярове, в прокуратуре стали думать по-тувински и из соображения личной выгоды.
В декабре 2011 года Кара-оол организовал атаку всех возможных сил на газету «РИСК». Прокуратура, Роскомнадзор, МВД, Роспотребнадзор и другие «длинные руки» исполнительной власти взялись возбуждать в отношении газеты административные и уголовные дела. Штамповали пачками по 11 штук в день. Суды выстроились по ранжиру, отбивая атаки адвокатов газеты. Казалось, ещё немного, и от газеты останутся одни воспоминания. Но, слава Богу, оказалось, что в МВД, прокуратуре и других административных органах оказывать давление на газету поручили откровенным олухам, не способным изготовить надлежащие бумажки. В результате по итогам годового противостояния газете удалось полностью отстоять свои права и даже наказать казну Российской Федерации на значительную сумму.
И тут настал черёд тех, кто «заварил» эту «кашу». Дело в том, что ст.1081 Гражданского кодекса РФ предполагает регрессное взыскание с виновного, чьими действиями нарушены права государства. И по закону все, кто инициировал надуманные административные и уголовные дела, обязаны возместить государству эти суммы. Таким образом, МВД, прокуратура, Роскомнадзор и Роспотребнадзор «попали на бабки». Причём серьёзные. Но самое интересное состоит в том, что отвечать рублём должны не органы, а сами чиновники, оформлявшие дела. В соответствии с разъяснениями Минфина РФ и ст.1081 ГК РФ Управление Федерального казначейства по Республике Тыва обязано установить личность виновного, его адрес проживания и оформить на него регрессный иск в суд.
Правда, тут есть один нюанс. У нас в Туве, в результате искажённого понимания государственных интересов, сложилась криминализированная элита, занятая не столько деятельностью в интересах государства, сколько защитой интересов чиновничества как такового. И они стоят друг за дружку стеной, К тому же многие из них – родственники, объединённые клановыми интересами. В рамках учёта клановых интересов УФК по РТ с некоторых пор руководит протеже Кара-оола. Именно она обязана бдить за финансовыми интересами России в Туве. Однако, вопреки требованию закона А.Саая не занялась возвращением в казну РФ в порядке регресса с лиц, которые нанесли ущерб России. И даже тогда, когда ей напомнили об этом, попыталась уклониться от взыскания ущерба. Просто ушла в глухую оборону. Тогда пришлось обращаться в прокуратуру, которая обязана следить за соблюдением законности в Туве. На имя прокурора Гринёва ушло соответствующее письмо, подготовленное юристами, в котором имелось напоминание, кто и на какую сумму нанёс России ущерб. И просьба обеспечить прокурорское реагирование в соответствии с действующим законодательством.
Судя по всему, до Гринёва письмо так и не дошло. Его по ходу перехватил Санчай и передал начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры РТ Н.Чалзап. А он, недолго думая, направил ответ на запрос, в котором сообщил, что взыскивать или не взыскивать с виновного ущерб, нанесённый государству – дело прокуратуры. Не ваше, мол, дело, поскольку «указанной статьёй предусмотрено, что предъявление требований в порядке регресса является правом», в связи с чем «оснований для применений актов прокурорского реагирования» он не усматривает.
Для непосвящённого объясняю: прокурор Чалзап считает, что нормы закона писаны не для всех. И прокуратура сама определяет, в каком случае следует применять закон, а в каком – нет. В данном случае необходимости понуждать руководителя УФК по РТ Саая взыскивать с виновных нанесённый ими ущерб государству не усматривается.
На эту прокурорскую белиберду можно было бы не обращать внимания, если бы не один существенный момент. Как пояснили сведущие в прокурорских дебрях люди, Чалзап, невзирая на умственные способности ниже среднего, в должности начальника отдела числится не случайно. Виной тому – неформальные отношения с семьёй первого заместителя прокурора Санчая. И именно Санчай пристроил это удивительное по тупости создание на высокую должность. При этом следует иметь в виду, что один из центральных фигурантов этого окологазетного скандала – бывший прокурор г.Кызыла Сат, настрогавший кучу необоснованных постановлений против газеты «РИСК». Это он нанёс государству нешуточный урон в 1 млн. 50 тыс. рублей. Но, как вы понимаете, уважаемые читатели, этот самый Сат в кресло столичного прокурора тоже попал не случайно. Просто он женат на племяннице первого заместителя прокурора Санчая.
Но и это ещё не всё. Как однажды сознался один из заместителей Сата, все эти глупые постановления писались не в городской, а в республиканской прокуратуре. И автором этих произведений на самом деле является... Чалзап. А поручил это делать не кто иной, как... Санчай! Вот и выходит: как Чалзап (в лице Санчая) будет заставлять УФК взыскивать ущерб с Сата, если за всем этим безобразием стоит одна и та же зловещая фигура серого кардинала респрокуратуры М.Санчая? И что Чалзап до законности, если на кону его репутация? Взыщи сейчас 1 050 тыс. рублей с Сата, кто тогда будет исполнять незаконные и даже абсурдные указания Санчая? Может рухнуть вся отстроенная им система использования прокуратуры в репрессивных целях борьбы с оппонентами вороватой власти.
Но, слава Богу, в России кроме прокуратуры есть другие органы, которые реально пекутся об интересах государства и которым клановое построение тувинской элиты – до лампочки. Этим госорганом оказалось Министерство Финансов России, куда всё же пришлось обратиться. И откуда был получен ответ, в котором, в частности сообщается, что УФК по РТ дано указание, в рамках которого УФК уже обратилось в суд в порядке регресса в отношении сотрудников ГАИ и бывшего руководителя СУ СК Чудаан-оола, а также будет оформлен иск на бывшего прокурора г.Кызыла. Так что теперь в прокурорском реагировании и нужды-то нет. Виновные и без Гринёва и его бесполезных работников будут наказаны.
А осадок остался: зачем нам такая прокуратура, которая не защищает не только простых граждан, но и само государство? Неужели непонятно, что такие чалзапы съедают наше государство изнутри? Причём – публично, не стесняясь этого.
Кстати, прокурор РТ Гринёв хоть и не уволил вовсе прокурора Кызыла Сата, но всё же из города убрал. Теперь он маленьким клерком следит в респрокуратуре за коррупцией. Интересно, хватит ли воли хотя бы понизить в должности Чалзап? Или других родственников Санчая, способных писать такие глупые бумажки, больше нет?
Я ещё вернусь к этой теме. До встречи.
Кондрат Пчёлкин