РАЗВОД ПО-ТУВИНСКИ
Кто бывал в Москве наверняка заметил, что в этом городе – столице нашей многонациональной России – есть культовые сооружения и храмы почти всех конфессий, но вот на поиски буддийских храмов, увы, времени тратить не стоит. Их попросту нет. И вот однажды, на первом для меня тувинском землячестве, я повстречалась с Херел-оолом Аясом, с которым когда-то начинала работу над Нижне-Чаданским хурээ. От него узнала, что на Поклонной горе собираются построить буддийский храм-ступу, и он предложил мне участвовать в проектировании этого храма. Я, как архитектор, поддержала эту идею, и, через некоторое время, осенью 2008 года, состоялось мое знакомство с Татьяной Чанчыповной Одушпаяк.
При встрече в Полномочном Представительстве Тувы в г.Москве она представилась Председателем Московской религиозной организации «Московский Буддийский Центр «Тува» и рассказала о том, что уже есть земельный участок, оформленный на эту организацию, есть другие разрешительные документы на проектирование и строительство буддийского храма, и дала мне задание выполнить эскиз для согласования в московской Мэрии. Выяснилось также, что храм должен быть необычным – некое подобие ступы.
По ее просьбе мною был произведен предварительный расчет стоимости строительства и стоимость проектных работ – для уточнения затрат. После представленных расчетов ею было обещано, что моя работа будет оплачена. В то время я работала в частной московской фирме архитектором, зарабатывала хорошо, и поэтому была готова участвовать в проекте без предварительной оплаты.
За проект я взялась в ноябре 2008 года с большим энтузиазмом и буквально за два месяца сделала почти весь архитектурный проект: от эскиза до рабочей документации. Затем, учитывая важность объекта, решила посоветоваться с калмыцкими коллегами на предмет соответствия канонам буддийской архитектуры, и в марте 2009 года на выходные поехала в Элисту. Там состоялся прием у шаджин-ламы (камбы-ламы) Тело Тулку Римпоче с ведущими архитекторами Калмыцкого проектного института – мне была важна их оценка. По проекту были внесены замечания и предложения.
Следующие месяцы ушли на изучение канонов применительно к буддийской ступе. Параллельно собрала и проанализировала информацию по имеющимся культовым сооружениям на вышеупомянутой Поклонной горе: о православном храме Георгия Победоносца, иудейской Синагоге и мусульманской мечети.
В конце лета Татьяна Чанчыповна вызвала меня в Полпредство Тувы и при встрече сообщила, что ей необходим буклет (предварительный архитектурный проект). К тому времени у меня изменилась ситуация: кризис ударил и по моей фирме, где я работала, – я осталась без работы...
Помня об обещании оплаты за работу, я решила продолжить работу над проектом на Поклонке, и поэтому в сентябре 2009 года начала второй вариант – уже с учетом замечаний. Следует отметить, что в лице Одушпаяк Т.Ч. мне была дана твердая гарантия, что моя работа будет оплачена. Естественно, я поверила в это и не стала искать работу.
В декабре 2009 года Татьяна Чанчыповна ездила в Индию на получение благословения на строительство. И там выяснилось, что вместо ступы целесообразно построить обычный храм. По возвращении из Индии ею была организована встреча с Полпредом Тувы, на которой она просила В.Ю.Урбана о помощи в оплате моей работы – им было дано обещание.
Так, в начале декабря 2009 года я приступила уже к третьему варианту, теперь просто храма. Благодаря предыдущим наработкам и изысканиям, дело спорилось, и вскоре на экране монитора появился симпатичный храм. Была решена принципиальная схема внутренней организации пространства, которая вполне отвечала вновь появившимся требованиям, в т.ч. наличие площадей, достаточных для размещения экспозиций музея воинской славы и памяти о погибших воинах. Но к сожалению, оплаты так и не было...
Кстати, потом выяснилось, с документами не всё было в порядке. Например, до сих пор не был оформлен землеотвод, да и не было в помине исходно-разрешительной документации. Планировалось, что буддийский храм будет возведен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Времени, по идее, было достаточно и для согласования и для разработки проекта, и даже на строительство. Но оказалось, что незнание элементарных вещей, необходимых для продвижения проекта, недоверие к профессионалам и пустые обещания привели к известному «долгострою», оставшемуся на бумаге. В начале текущего, 2010 года, состоялась встреча представителей трех буддийских республик, на которой было решено, что архитектурная часть проекта будет сделана калмыцкими архитекторами...
То, что мною в течение почти полутора лет была проделана немалая работа, никто и не вспомнил... Главный Заказчик – куратор данного проекта – Одушпаяк Т.Ч., которая в течение всего этого времени «кормила» обещаниями, даже не заикнулась обо мне.
Как архитектор, я понимаю, что мы иногда работаем «в корзину», но в данном случае – это не «корзина» (ведь проект-то развивается дальше), а настоящий развод – других слов просто не нашлось.
Горько осознавать, что я клюнула на эти обещания, но надеюсь, мои труды оценят... Первоначально меня не интересовала оплата, но время расставило свои точки над “i”. Согласна, что благотворительность – дело благое, но зачем тогда давались обещания? Тем самым Татьяна Чанчыповна не только себя, но и остальных, в том числе и меня, вовлекла в круг с отрицательной кармой.
...Роспись икон, творение молитвы, строительство храмов – всё это ведет к очищению кармы. В данном случае, к сожалению, получается все наоборот... Так хочется выйти из этого круга.
Ом мани падме хум.
Марина, архитектор.
Москва.