«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 35
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 126
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№8, 26 февраля 2019 года.

«Великую свою гору Хаан-Когей я не оставил насовсем»

В прошлом номере нашей газеты вышла статья «Под угрозой основа жизни людей», вызвавшая общественный резонанс и интерес читателей к происходящим событиям. Высказываются разные мнения, в которых есть сомнения в успехе каких-либо действий, люди говорят о том, что протестовать против решения тувинского правительства начать разработку месторождения хромовых руд в Тес-Хемском районе бесполезно. Другие же воодушевлены решимостью жителей Тес-Хема и готовы поддерживать их в отстаивании от варварского посягательства на их родную землю. Третьи просто предлагают создать партию наподобие тувинского Гринписа и совместно с ЮНЕСКО противостоять так называемой экономической стратегии развития Тувы до 2030 года. Но как бы то ни было, а история говорит о беспримерной стойкости тес-хемцев, готовых бороться за свои священные места и родную землю. Небольшой экскурс в недалёкое историческое прошлое позволит читателям сделать свои выводы.

Во времена маньчжурского правления, когда Танды-Урянхай делился на девять кожуунов, собственный кожуун Амбын-Ноянов, включавший территории нынешнего Тес-Хемского, Эрзинского и части Тандынского кожуунов, делился на четыре сумона, одним из которых был Соян сумон. Кочевья соянов начинались с левого берега Тес-Хема, на котором сейчас находится село Ак-Эрик, охватывали озера Торе-Холь, Шара-Нуур, гору Агар и доходили до хребта Хаан-Когей, находящегося сейчас на территории Монголии. Эти кочевья принадлежали соянам еще с доманьчжурских времен. Последним правителем Соян сумона был гун-ноян Соян Далаа-Сурун. Это тот, который 22 июля 1925 года вместе с Кууларом Дондуком (тогдашним председателем Правительства ТНР), Монгушем Нимажапом (председателем Малого Хурала ТНР) подписывал первый международный договор Тувинской Народной Республики. Договор был подписан между ТНР и СССР. Тем самым ТНР получила международное признание. Соян Далаа-Сурун тогда работал Управляющим делами Правительства ТНР. Позже в 1926 году он работал в постпредстве ТНР в Москве, в 1927-1929 годах работал заместителем председателя Правительства ТНР. Он попал в состав руководителей ТНР, репрессированных в 1929 году и расстрелянных в 1932 году. Тогда вместе с Сояном Далаа-Суруном были расстреляны Монгуш Буян-Бадыргы, Куулар Дондук, Монгуш Нимажап и другие руководители ТНР.

В 1932 году между ТНР и МНР решался вопрос по проведению государственной границы. Правительственную комиссию с тувинской стороны возглавлял Салчак Тока. Граница была проведена таким образом, что большая территория Соян сумона оказалась на монгольской стороне. 22 декабря Салчак Тока отчитался перед правительством ТНР о проведённой работе. С 1933 года соянов начали принудительно переселять с Хаан-Когея.

Соян сумон, который после образования ТНР получил название Хаан-Когей сумона, был расформирован. Вместо Хаан-Когей сумона в 1934 году был образован Торе-Хольский сумон. Сояны не хотели покидать своих кочевий, которые оказались на монгольской стороне, сопротивлялись этому. В 1939 году против соянов были применены массовые репрессии. Их объявили пособниками группы Чурмит-Дажы, расстрелянной в 1938 году. Начались расстрелы соянов. В первой группе расстрелянных в 1939 году был Соян Санданмаа, председатель Торе-Хольского сумона. Историю знаменитого вороного коня-скакуна Сояна Санданмаа, побеждавшего пять раз подряд на Всетувинских Наадымах, начиная с 1934 года до 1938 года, получившего кличку «Эзир-Кара» и репрессированного вместе со своим хозяином, знают все тувинцы. Многие сояны были приговорены к большим срокам заключения, которые отбывали в лагерях ГУЛАГа.

Репрессии сделали свое дело. Сначала в 1932 году расстрел Сояна Далаа-Суруна, затем расстрелы в 1939 году группы соянов во главе с председателем сумона Сояна Санданмаа, также заключение в тюрьмы и лагеря остальных репрессированных. После проведенных массовых репрессий, началось массовое принудительное переселение соянов с территорий, отданных Монголии. В 1940-1941 годах была переселена основная масса соянов, которых распределили по двум сумонам – Кызыл-Чыраанский (с. Ак-Эрик) Тес-Хемского кожууна и Бай-Дагский Эрзинского кожууна. Дальнейшему переселению соянов помешала война. В 1947 году переселяли оставшихся соянов, которых распределили уже по четырем сумонам – Кызыл-Чыраанский, Бай-Дагский, а также Моренский и Нарынский Эрзинского кожууна.

До сих пор сояны помнят свои кочевья на Хаан-Когей. Старики до недавнего времени плакали, глядя в сторону Хаан-Когея. От бессилия вернуть свои исконные земли, чтобы как-то успокоить себя они поют о Хаан-Когее песни, слагают стихи. Например, в одной из песен, которую пел Аяс Данзырын, есть такие слова: «Хаан-Улуг-Когейимни, Халас черле кагбаан-на мен, Калгаларга, дорбеттерге, Карактадып каган-на мен; Эжен-Улуг-Когейимни, Ээн черле кагбаан-на мен, Элчигенге, дорбеттерге, Ээледип каган-на мен». Перевод примерно такой: «Великую свою гору Хаан-Когей я не оставил насовсем, Халхасцем и дорбетам я оставил, чтобы они присматривали за ней; Эжен-Великую свою гору Когей, я не оставил ее одну, Эльчигенам (имеется в виду Эльчиген-Калга) и дорбетам я оставил, чтобы они временно охраняли ее».

Алла Донгур-оол

(прочитано 794 раза)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 8:
Материалы по теме:
» Обзор прессы (№34, 3 сентября)
» Обзор прессы (№11, 19 марта)
» Как Кара-оол месторождения Тувы продавал (№10, 12 марта)
» Кто решил судьбу тувинского сумона Хаан-Когей? (№9, 5 марта)
» Под угрозой основа жизни людей (№7, 19 февраля)
Непокоренный. Памятник жертвам политических репрессий.
Комментариев: 19

Материал входит в разделы тематического архива:
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru