С шапкой по миру: Идёт формирование правительства Тувы
Прошли выборы Главы республики и депутатов Государственной Думы. Карлику удалось нарисовать совершенно невероятный результат. Однако в правительстве Тувы спокойствия как не было, так и нет. Тревожно затягивается процесс формирования нового кабинета министров. По сведениям чиновников Белого Дома, Глава который месяц находится в состоянии тяжёлой депрессии и мало на что способен. Кто-то связывает это с его тяжёлым состоянием здоровья, кто-то полагает, что он никак не может пережить необходимость назначения сенатором от Тувы Людмилы Нарусовой, которую терпеть не может. Кто-то уверен: к нему пришло прозрение, что 9,5 лет правления потрачены напрасно и ему так и не удалось создать эффективную команду для управления народно-хозяйственным комплексом республики. Но многие связывают такое состояние Кара-оола с двумя очевидными факторами: потерей интереса к Туве со стороны Шойгу и не снижающейся активностью правоохранительных органов Тувы в отношении ближайшего окружения Кара-оола.
Наверное, главная причина такого душевного дисбаланса у Шолбана Валерьевича – нездоровая тенденция СКР и ФСБ в отношении членов правительства РТ и прикормленных им бизнесменов. Особенно тревожна она в момент, когда Кара-оолу необходимо сформировать свой кабинет. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: сам Кара-оол откаты и взятки не собирает. Всем этим занимается его окружение. И только они, как Лёня Доржу, могут дать на него соответствующие показания. В этом плане ключевой фигурой, скорее всего, должен стать частый гость следственного комитета бывший министр строительства А.Свинцов. Как сообщают в СКР, он активно сотрудничает и даёт развёрнутые показания. Правда это или нет, сказать сложно. Однако тот факт, что он до сих пор на свободе, говорит о том, что такой сценарий развития событий вполне реалистичен. Впрочем, его уже не раз предупреждали, что дружба с чекистами и следователями его до добра не доведёт, и в конечном итоге он может пойти тем же путём, что и те, о ком он делится своими воспоминаниями. Впрочем, время покажет...
Однако давайте перейдём от грустных к более оптимистичным событиям. Да, ход формирования нового состава правительства указывает на то, что в окружении Кара-оола совсем нет людей, на которых он мог бы положиться в государственных делах. Он, видимо, ради красного словца, опрометчиво заявил, что будет формировать правительство профессионалов и при этом максимально задействует гражданские институты, будет советоваться с политическим партиями и общественными организациями в подборе кадров.
Кстати, Союз ветеранов государственной и муниципальной службы и Союз русскоязычных граждан Тувы «Россияне» решили откликнуться на его призыв и проверить на деле серьёзность его намерений, хотя большинство полагало, что всё это было сказано Кара-оолом ради красного словца и подбирать в правительство людей он будет по принципу «своих». Однако направили ему предложение из 13 кандидатур – 6 тувинцев и 7 русских. Поспорили между собой – сделает Кара-оол видимость того, что готов к общественному диалогу, или демонстративно наплюёт. Победили скептики. Кара-оол не только ни с кем по этому поводу не встретился, но даже не попросил объективок на предложенные кандидатуры. Оно и понятно: сор всегда следует заметать под ковёр, а пить водку или воровать лучше своим ближним кругом...
В этом плане наиболее показательным является назначение министром строительства – зампредом правительства известного в республике ветерана очистки нечистот Фалалеева. И тут даже неважно, что он за всю свою сознательную трудовую деятельность дважды обанкротил республиканский «Водоканал».
Формально Свинцова сняли, а Фалалеева назначили за то, что в республике развалена строительная отрасль. Наглядным показательным примером такого развала являются сиротливые, без инженерных сетей жилые дома в «Спутнике». Как известно, на окончание строительства этих домов у республики нет денег, а новые средства защитить в Москве никак не получается, поскольку в Туве, как правило, воруют деньги «на входе». Мало того: до сих пор не проведён аукцион на сооружение сетей микрорайона, хотя часть денег уже осела у азеров. Во всём этом бардаке сейчас обвиняют Свинцова: не исполнил, не обеспечил, не проконтролировал, не смог... Но в том-то и проблема, что вот уже год как стройку в «Спутнике» курировал лично Фалалеев. Причём делал он это в ранге первого заместителя председателя правительства. Но она за это время так и не выправилась. Даже, скорее, наоборот: финансирование объектов настолько запутано, что разобраться в этом смогут разве что только следователи. И большая часть вины лежит на том самом Фалалееве, который теперь является главным чиновником по части строительства. Теперь он этим же будет заниматься, только в ранге простого зама. И что ожидать хорошего теперь?
Но у этого назначения есть некоторая логика. Да, действительно, Фалалеев в своё время довёл «Водоканал» «до ручки», с этим не поспоришь. Однако, думается одна сторона его опыта руководства этим предприятием может оказаться весьма полезной, поскольку он за это время за счёт умирающего предприятия сумел-таки построить себе шикарный коттедж в «долине нищих» в г.Кызыле. То есть сумел попировать во время чумы... А такой опыт в условиях тувинской действительности и усугубляющегося кризиса дорогого стоит. Но и это – не последний козырь в его пользу.
Конечно, было бы логичным назначить главным строителем того же С.Сафрина – известного в республике руководителя ООО «Сельстрой», построившего много известных в республике зданий, признанного профессионала своего дела, которых республике осталось двое-трое. Но проблема Сафрина состоит в том, что он совсем не платит откатов и никому не заносит взяток. Никогда. Никому. В том числе самому Шолбану Валерьевичу. А строительная отрасль в Туве – это, в некотором роде, карман премьера. Так что такого назначать министром – себе дороже. Сам денег не даст и других заставлять нести не будет. К тому же при Сафрине Кара-оолу было бы сложно распределять государственные строительные подряды между кавказцами и гастарбайтерами, поскольку в этом случае приоритет был бы явно на стороне местных строителей. Понятно, что такие доводы в состоянии перевесить любой профессионализм. Говорят и ещё об одном немаловажном факторе – Сафрин наверняка отказался бы платить за должность. А это уже, наверное, ни в какие ворота не лезет...
Но вернёмся к новому составу правительства Тувы. Было бы логично ожидать, что Глава начнёт формирование правительства с заместителей, и уже с ними будет набирать министров и руководителей агентств. Однако, как мы видим, в этом процессе всё поставлено с ног на голову – начинают с министров, а там как карта ляжет... Видимо, это связано с тем, что не у всех собрано достаточная для назначения сумма. И назначают, исходя из принципа, «кто созрел».
Наверное, поэтому, сначала получили назначение бывшие министры, которые сидят на финансовых потоках, а следом за ними – Тунёв. В этой связи все с нетерпением ждут, что будет с ключевыми заместителями председателя правительства – знаковыми чиновниками Бичелдеем, Монгалом и Дамба-Хуураком. Но решения по ним всё нет и нет... Это говорит о том, что Кара-оол никак не осмелится решить – избавляться от этого ходячего компромата или не рисковать – держать возле себя и дальше.
Главным гвоздём в караооловской заднице, конечно, является самый известный в республике шовинист и сепаратист Бичелдей. Его возвышение до уровня заместителя Главы было, конечно, стратегической ошибкой Кара-оола. Но исправить её – значит, нажить себе смертельного врага. Работая подле Главы, Бичелдей, скорее всего, тщательно собирал и хранил компромат на своего шефа. И это – не шутки. Но и оставлять его возле себя Кара-оол не может, поскольку связка Кара-оол – Бичелдей очень раздражает русскоязычное население республики и Кремль. Есть в этом вопросе и ещё один немаловажный аспект: уголовное дело по воровству бюджетных средств в ТИГИ подходит к концу. Сысоев, как утверждают злые языки, дал на Бичелдея подробные показания. Так что в течение месяца-двух станет ясно, кто по уголовному делу пойдёт «паровозом» – Сысоев или Бичелдей. Не исключено, что поэтому Кара-оол уже отдал Натсак должность Бичелдея и теперь ломает голову, как разойтись с ним миром.
О том, что Монгала не будет в новом правительстве, поговаривал в интимном кругу сам Монгал. Судя по всему, сбор компромата и стравливание друзей, соседей и родственников потеряло свою актуальность. Но он тоже знает о Кара-ооле много лишнего и опасен, особенно в связке с Дамба-Хуураком.
Ещё более туманна судьба генерал-гинеколога. Где только и на каких только должностях его ни использовал Кара-оол. На смех курам бывший прокурор даже потрудился министром здравоохранения. Причём результат его руководства постоянно был стабильно негативным. Но более всего, наверное, Кара-оол обижен на то, как Бичелдей и Монгал пытались разыграть на выборах карту Дамба-Хуурака, выдвинув его кандидатом в Главы республики. Кара-оол, очевидно, осознаёт серьёзность наполеоновских планов генерал-гинеколога и понимает опасность его нахождения рядом. Вряд ли для него является секретом договорённости генерала с оппозицией на случай, если Кремль даст ему «отмашку» на выборах. Но Бичелдей, Монгал и Дамба-Хуурак, осознавая опасность ситуации, держатся кучкой и готовы действовать в случае неудачи. Таких «друзей» нужно держать поближе и под контролем. Вот поэтому, наверное, никаких решений по ним нет.
Но это всё, так сказать, персональные вопросы формирования кабинета. Но главное ведь в другом – под какие идеи и задачи формировать состав? Что у нового правительства должно быть в приоритете? Социальная политика, экономика, сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт? Вот об этом, к сожалению, Кара-оол до сих пор, спустя месяц после выборов, так и не высказался. Всё это указывает не только на его личную некомпетентность, но и на отсутствие иных целей, кроме одной – удержания власти любой ценой.
Можно сколько угодно по поводу и без оного говорить красивые умные слова про мультипликативный эффект, кластеры, транспортную изолированность, энергодефицит и прочие благоглупости, но это никак не заменяет простые и ясные формулировки о том, как республики будет жить дальше. А вот этого понимания ситуации, судя по всему, у Кара-оола и нет. Как нет его и у ближайшего окружения Главы. А ведь одной мыслью о том, как удобнее украсть бюджетные деньги, сыт не будешь.
Впрочем, скорее всего, депрессия посетила Главу Тувы потому, что серьёзные тучи сгущаются над его «крышей» – министром обороны Шойгу. Можно сколько угодно заявлять, что Россия – ядерная держава – и своих не сдаёт, но стремление Украины, а теперь ведущих стран Евросоюза, поддерживаемых США, создать международный трибунал по трагедии со сбитым в украинском небе малазийским лайнером, угрожают лично министру обороны. Не случайно он исчез с экранов российских телевизоров. Судя по всему, его вина видится в том, что по Боингу пальнули не старой ракетой советского производства, а новой российской ракетой, экземпляры которой оказались у финнов, что и позволило провести доказательный сравнительный анализ причин катастрофы. Так что у Путина вполне обоснованные претензии к нашему знаменитому земляку.
Но если бы на этом заканчивались его неприятности... Просвещённые европейцы требуют расследования по примеру Югославии воздушной атаки на гуманитарный конвой и бомбардировки восточной части сирийского Алеппо. И здесь тоже фигурирует фамилия нашего звёздного земляка... А если к этому прибавить объявление его Украиной в международный розыск за Донбасс, то становится понятным, почему сейчас Сергею Кужугетовичу не до Тувы и Кара-оола. А что такое Кара-оол без Шойгу? Даже не пустое место. А просто – ничто.
Кстати, Кара-оол как-то на днях пожаловался, что не может дозвониться до Шойгу. Не исключено, что поэтому он и не может решить судьбу своих заместителей Бичелдея, Монгала и Дамба-Хуурака. Но к этому мы уже давно привыкли.
Формирование правительства Тувы продолжается. Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин