Обзор прессы |
КТО О ЧЁМ, А КАРА-ООЛ – О ТОРГОВЛЕ ВОДКОЙ
Тема торговли водкой в Туве заняла передовые позиции, как только премьером Тувы стал Шолбан Кара-оол, половину сознательной жизни посвятивший этому делу. Дорвавшись с помощью Шойгу до власти, Шолбан тут же занялся строительством собственного производства по разливу водки – учредил на деньги, предназначенные для развития сельского хозяйства, алкогольное предприятие «Чагытай» и следом принялся вводить разного рода ограничения на этот вид деятельности. То время торговли вино-водочными изделиями ограничат, то в выходные и праздничные запретят торговать горячительными напитками, а то и вовсе сочинят «безалкогольные зоны», где легально торговать пивом, вином и водкой запрещено.
С виду может показаться, что все эти потуги караооловской власти направлены во благо населению – мол, чтобы меньше травились суррогатом и пили исключительно кара-ооловскую «качественную» водку. На практике всё оказалось гораздо прозаичнее – «Чагытай» не выдержал, скорее всего, караооловского воровства и вскоре разорился, при этом торговля суррогатами только возросла. К примеру, только в Кызыле «за пять месяцев т.г.» «в состоянии алкогольного опьянения совершено около 300 преступлений». Как сообщают полицаи, «в городской центр социальной реабилитации лиц за этот же период доставлено более 10 тысяч человек», что составляет «в среднем по 500 за неделю».
До прихода во власть Кара-оола и его родственников и объявления ими тотальной войны с легальной торговлей вино-водочной продукцией таких показателей повального пьянства в столице не было, хотя торговых точек было значительно больше. К примеру, «на сегодня лицензию имеют 86 юридических лиц, которые осуществляют торговую деятельность на 187 торговых объектах», хотя ещё год назад, «в 2015 году», таких «было 94 на 201 объекте». Зато, как признают власти и правоохранители, «увеличилось количество торговых объектов, не имеющих лицензий».
Ни для кого не секрет: «нелегальную алкогольную продукцию продают с машин, с контейнеров для дальнейшей реализации в киосках, магазинах». Там «бутылка водки там стоит 100-120 руб., в то время как установленная цена – более 200 рублей». Так что активная работа мэрии и правительства по уничтожению в Кызыле легальных торговых точек и по созданию условий для подпольной торговли суррогатами продолжается... И это уже ни для кого не тайна.
И вот на днях «в мэрии Кызыла прошёл брифинг на тему борьбы городских властей с продажей алкоголя и профилактикой «пьяной» преступности в Кызыле». На вопросы журналистов отвечали мелкие сошки – «заместитель мэра по правовым вопросам и профилактике правонарушений Сергек Хертек» и «заместитель начальника по охране общественного порядка Управления МВД РФ по РТ Андрей Мельников». Как оказалось, хвастаться им было нечем. Борьба мэрии с легальной торговлей горячительными напитками привела к тому, что «большинство владельцев закрыли бары в жилых домах, переехали в другое место», хотя власти умудрились отчитаться о «пресечении деятельности 13 точек». Деятельность властей привела к тому, что закрылись такие легальные торговые точки, как «Три толстяка», «Аризона», «Beer line», «Разливайка», «Букен-Хаус», «Пенные напитки», «Бастион», «Вечный зов», «Поляна» и «Кумир». Кстати, среди них по странной случайности нет ни одной, принадлежащей Тунёву или самому Кара-оолу.
И теперь «любители выпить» собираются не в цивилизованных местах общего пользования, а «просто под открытым небом, облюбовывая для этого дворы и детские площадки». Те, кто побогаче, для этого «снимают посуточное жильё». «Уполномоченным участковым известны адреса таких квартир с криминогенным потенциалом», однако там потенциальные правонарушители недосягаемы для них, поскольку «квартира – это частная собственность». Полиция разводит руками: теперь самыми «проблемными участками в городе стали спальные районы» – «центральная часть города, где сеть магазинов, кафе, рынок, ТВЦ».
Отдельная тема – бомжи, коих за время правления Кара-оола развелось премного. Что с ними делать, власть не знает. Как сообщил Хертек, сейчас «ведётся социальная работа с 65 бомжами» и даже якобы «установлены места жительства некоторых из них», хотя, как известно, БОМЖ – это лицо Без Определённого Места Жительства. Выяснилось, что «до 150 человек в сутки (пьяных, бомжей) наряд полиции ежедневно «убирает» из центра города». При этом не новость, что «правонарушения совершают, в основном, безработные» и «абитуриенты и учащиеся колледжей, техникумов».
Как отметил полицай, «особая тема – левобережные дачи» Кызыла. Статистика утверждает, что «Большая часть тяжких преступлений совершается именно там». В прошлом году на «левобережных дачах» «проживало 8,5 тысячи человек», за которыми присматривают «всего два участковых» – явно маловато, особенно если учесть криминальный менталитет большинства проживающих там.
В связи с этим очень интересен эксперимент, придуманный мэром Кызыла Ховалыгом. По его глупейшей инициативе «в качестве эксперимента, с денежной компенсацией за выходы» «на дачах будут формироваться добровольные народные дружины из числа безработных». Можно себе представить, что это будут за «дружины» из деклассированных элементов и чем они будут на самом деле заниматься. Кроме этого, доложил журналистам Хертек, «Мэрия планирует выйти в МВД по РТ, правительство с предложением, чтобы на левобережных дачах было такое же районное отделение, с таким же количеством участковых полицейских».
Думается, все эти мероприятия – совершеннейшая фикция, только имитация борьбы с зелёным змием. Когда власти, почти что напрямую связанные с теневым алкогольным и наркотическим бизнесом, под видом борьбы с пьянством занимаются выдавливанием с рынка легальных торговцев, создавая условия для нелегальной торговли вместо создания новых рабочих мест, никакого улучшения криминогенной обстановки ни в столице, ни в целом по республике ожидать не приходится.
КАПРЕМОНТ ДОМОВ: ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОРОВСТВА
Что делают коты, когда им нечего делать? Правильно, занимаются своими органами. Так у нас и общественные организации от безделья придумывают себе занятия. Вот, к примеру, «эксперты ОНФ в Туве обсудили реализацию программы капремонта в республике». Чтобы всем было понятно, о чём дальше пойдёт речь, сообщаем: «капремонт» – это способ собирать с населения деньги за несуществующие услуги. Так называемая навязанная услуга для тех, кто живёт в многоквартирных домах. Деньги собирают сегодня, а когда будут делать капитальный ремонт – никто не знает.
Эти так называемые «Эксперты ОНФ» «обсудили работу республиканского Фонда капитального ремонта многоквартирных домов за первое полугодие 2016 г.». Оказалось, что «в 2016 г. было запланировано отремонтировать 28 многоквартирных домов». Однако Фонд «передумал» делать столько работы и «принял решение» «сократить количество домов до 16». А поскольку его фактически никто не контролирует, это решение стало окончательным. Как следствие, население республики не верит ни в какой «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и нести ему деньги не спешит, в связи с чем в настоящее время «задолженность населения по взносам составляет более 68 млн. руб.».
А когда дело дошло до рассмотрения «вопроса о ходе устранения выявленных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства недостатков при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах Кызыла и Чадана», то выяснилось, что исполнителем капитального ремонта вообще «не разрабатываются рабочие чертежи, а работы выполняются по локальным сметным расчётам», «на глазок», что является питательной почвой для хищения финансовых средств, предназначенных для проведения ремонта. В связи с этим комиссия отметила, что «выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточном контроле за капремонтом домов», хотя говорить следует о том, что никакого контроля за расходованием денег граждан нет и в помине.
Вот так государство породило очередную контору по воровству наших денег.
СВЯТОЕ ВРАНЬЁ ВЕЛИКОМУ ГОСТЮ
Как только назначаются выборы, так сразу власть начинает искать поддержку населения. В Туве назначены выборы Главы республики, и Кара-оол, видимо, решил на всякий случай заручиться поддержкой татар, живущих в Туве. И к нам была срочно вызвана «Делегация из Татарстана во главе с Президентом Рустамом Нургалиевичем Миннихановым».
Со времён Народного Фронта «Хостуг Тыва» под водительством Бичелдея «точек соприкосновения в сотрудничестве» двух республик не осталось. Разве что гуманитарных. Поэтому «после общего фото и крепких рукопожатий Рустам Минниханов и Шолбан Кара-оол отправились на набережную «Центр Азии». На берегу Енисея «президента Татарстана ознакомили с тувинскими танцами и горловым пением», затем высокие стороны подписали липовое «соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве между правительством Республики Тыва и Республикой Татарстан» и обменялись обычными в таком случае любезностями «в присутствии журналистов тувинских СМИ». Как ни пыжились Главы республик, было заметно, «что идея о соглашении не свалилась откуда-то «вдруг», а навязана она была «сверху» в преддверии выборов.
Непричастный к тувинским делам Президент Татарстана, ранее, наверное, и не подозревавший о существовании республики в Центре Азии, по случаю тут же «был награждён орденом Республики Тыва «за активную деятельность, направленную на развитие и углубление всесторонне дружественных, экономических и культурных связей». А Шолбан Кара-оол ради красного словца заявил, что после того, как будет «завершена реконструкция взлётно-посадочной полосы в Кызыле», он организует «прямые рейсы между Кызылом и Казанью». Большей глупости, наверное, придумать он просто не мог. Помнится, прямые рейсы между Кызылом и Уфой ранее действительно осуществлялись, однако, как говорится, недолго музыка играла... Кара-оол вскоре похоронил не только это авиасообщение, но и само предприятие «Тува-Авиа», как таковое. И что там Казань – с соседними Абаканом, Иркутском и Барнаулом авиасообщение было им похоронено окончательно. Впрочем, мечтать – не вредно. Вредно не мечтать. А врать можно сколь угодно – всё равно никто за враньё у нас не отвечает.
ПОЧЕМУ НАРОД БЕЖИТ ИЗ ТУВЫ?
Еженедельник поднял злободневную тему – «почему люди уезжают из Тувы?». И действительно, согласно официально зарегистрированным данным в 2011 году республику покинуло никак не менее 12573 человек, а в 2015 году таких беженцев насчитали уже 12865 человек. И это всё – под рефрен Путина о том, что при Кара-ооле «республика развивается хорошо». Чего же тут хорошего, если люди бегут из Тувы в поисках лучшей доли? Причём, как правило, бегут самые лучшие специалисты – учителя, врачи, инженеры. При этом автор публикации отмечает, что «коренные жители Тувы, как правило, покидают навсегда свою малую родину относительно редко и неохотно». А это значит, что в основном люди некоренной национальности «массово уезжают из Тувы», которых и так осталось «кот наплакал».
Вот уже более шести лет «в республике сохраняется отрицательное сальдо внешней миграции, то есть выезжает из Тувы больше, чем въезжает». И это – прямое следствие экономической и кадровой политики Правительства Тувы и лично Кара-оола. Но тревожит и другое – вместе с русским стали бежать из Тувы и коренные жители – тувинцы. Даже им малая родина вдруг стала неуютной и чужой. Это ли не оценка деятельности Кара-оола и его команды?
И почему Кара-оолу тут хорошо, а нам – не очень? Куда смотрит Кремль? Куда смотрит ФСБ? Куда смотрит Путин, оценивая ситуацию в республике как «улучшающуюся»? Ему что, всё равно, что творится на окраинах России? При этом следует иметь в виду, что подавляющая часть коренного населения республики весьма слабо знает русский язык, и уже потому очень сложно адаптируется к жизни вне пределов Тувы. Однако и они, рискуя многим, стали задумываться о жизни за Саянами, поскольку считают, что их детям и внукам приличного будущего в республике не видать, поскольку они родственниками членов правительства не являются. Так для кого тогда Тува? Только для кара-оолов? А как жить всем остальным?