ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ
Третьего января, в разгар новогоднего празднества, из федеральных СМИ мы вдруг узнали, что председатель правительства Тувы Ш.Кара-оол досрочно прекратил полномочия члена Совета Федерации от Тувы С. Пугачёва. Сообщение было совершенно неожиданным, поскольку ещё 24 декабря Кара-оол и Пугачёв демонстративно братались в Кремле, демонстрируя федеральному руководству единство мнений по всем вопросам и обсуждая планы инвестиционного прорыва в Туве.
Пугачёв, как известно, владеет крупнейшими в мире запасами коксующегося угля и даже пытается их разрабатывать, к тому же пока он является единственным партнёром государства в строительстве железной дороги в Туву, которое 29 декабря получило, наконец, положительное заключение Госэкспертизы России. И вдруг – скоропалительная отставка! Да к тому же ещё и скандальная. Что, в принципе, не очень принято в нашем государстве. К примеру, надоели друг другу Тува и Нарусова – вдовствующая сенаторша «добровольно» сложила с себя полномочия представления интересов Тувы и тут же получила аналогичное назначение, но уже от Брянской области. Наверное, можно было бы ожидать добровольной отставки и от Пугачёва, если уж так загорелось. Но нет – только позорная отставка могла утолить жажду мести Кара-оола, и он это сделал публично и демонстративно враждебно.
Но это всё – внешняя сторона события. Что же на самом деле скрыто за этой отставкой?
Для начала нужно определиться: от кого всё же исходит это скандальное решение? Ни для кого не является секретом, что Кара-оол и Пугачёв – фигуры чрезвычайно разные по своему весу в обществе и влиянию в высших коридорах власти. Пугачёв относится к российской элите. Он – член питерской группировки, исповедуется у одного и того же духовника, что и премьер В.Путин, имеет солидное состояние и доступ к телу Президента Д.Медведева.
Ничем даже отдалённо похожим на это тувинский премьер не обладает и в своей республике достаточным уважением не пользуется. Не секрет, что к власти его привёл и продолжает поддерживать, невзирая на негативные последствия его правления, министр МЧС и партфукционер ЕР Сергей Шойгу. И уже потому Кара-оол полностью подчинён его воле. Так что о какой-либо самостоятельности его при принятии серьёзных решений говорить не приходится. И потому вряд ли кто всерьёз воспримет версию, что сам Кара-оол, после «принятия на грудь лишнего», не опохмелившись и, невзирая на очевидные угрозы, которые могут встать перед ним в самое ближайшее время, в каком-то угаре подписал этот Указ, не подумав о последствиях. И если он действительно это сделал сам и без указания из МЧС, то тут напрашивается повод – желание угодить нашему замечательному земляку, давно и люто ненавидящему удачливого банкира-олигарха.
Но обсуждается и другой вариант – смещение Пугачёва для последующего занятия этой должности олигархами типа Дерипаски или Абрамовича. Ещё совсем недавно сенаторство оценивалось в несколько десятков млн. долларов США. Деньги для Кара-оола немалые. И ради них вполне можно рискнуть. Впрочем, их может быть и больше, учитывая стремление олигархов единолично владеть ресурсами Тувы. А ослабленного отсутствием официального статуса Пугачёва можно «уговорить» уступить разработку Элегестинского месторождения и право осваивать бюджетные миллиарды на строительстве железной дороги в Туву на 1-2 миллиарда долларов дешевле. Вот деньги и вернутся.
Впрочем, такой не согласованный с Кремлём шаг, иначе, чем медвежьей услугой чрезвычайному министру, назвать нельзя. Поскольку тогда в случае разборок с Кара-оола ничего и спрашивать-то не станут – уволят по недоверию и забудут навеки. А вся тяжесть ответственности за произошедшее ляжет на Шойгу. Но вероятность такого шального шага крайне мала: ведь всё же, при всех своих недостатках, Кара-оол не сумасшедший.
Но давайте спокойно разберёмся, что предшествовало «решительному и смелому» поступку премьера Кара-оола по избавлению Тувы от «недисциплинированного, неисполнительного и бесполезного» Пугачёва.
В апреле 2007 года Шойгу продавил решение парламента Тувы о переназначении Пугачёва сенатором на новый срок. Как потом скажет спикер-расстрига Вальков, это решение было принято 17 голосами депутатов Законодательной палаты, хотя в зале присутствовало только 14. Помнится, голоса тогда считал протеже Кара-оола, ныне возглавляющий фракцию «Единая Россия» в Верховном Хурале РТ В.Глухов...
В августе 2007 года Кара-оол озвучил первую угрозу Пугачёву об его отзыве в случае, если он не прекратит попытки покупки Каа-Хемского угольного разреза, находящегося в стадии банкротства. В феврале 2009 года разрез при сомнительных обстоятельствах был приобретён нашим геройским земляком, после чего в Туве началась бесконечная угольная блокада.
В мае 2009 года Сергей Викторович заключил новое мировое соглашение с Шолбаном Валерьевичем относительно его роли в политических процессах, протекающих в Туве. В соответствии с ним Пугачёв прекращал всякие контакты с парламентариями Тувы и не должен был без согласования с Кара-оолом появляться в республике. В результате сговора В.Оюн сложил полномочия спикера парламента, что в итоге привело к конфликту внутри Законодательной палаты и утраты ею всякого влияния на процессы, протекающие внутри республики. Правда, при этом и сам Пугачёв лишился поддержки депутатов, в связи с чем стал полностью зависеть от Кара-оола.
Осенью 2009 года Межпромбанк попал в сложное финансовое положение, в результате чего у него была отозвана лицензия. Руководство Центробанка сначала делало заявления о намерении пролонгировать кредитные договоры и вернуть лицензию Межпромбанку, а затем вдруг переменило позицию. И разговор пошёл уже о привлечении Пугачева к уголовной ответственности за мошенничество и умышленный невозврат Центробанку беззалогового кредита в 30 млрд. рублей, полученный для оздоровления банка в разгар финансового кризиса. Одновременно первый зампред правительства России Сечин заявил, что государство может приобрести у Пугачёва судостроительные верфи, но не за 90 млрд. рублей, как полагал олигарх, а только за 29. Из чего стало ясным, что кто-то сознательно, системно и очень грамотно «топит» опального олигарха, не давая ему возможности выкарабкаться из долговой ямы. И этот «кто-то» имеет, скорее всего, виды на Туву.
Следует иметь в виду, что принадлежащая Пугачёву ЕПК, владеющая Элегестинским месторождением, давно и тщетно пыталась его продать. Почти миллиард тонн запасов она оценивала в 4-5 млрд. долларов США, в то время как потенциальные покупатели не хотели платить больше одного миллиарда долларов. Ситуацию могла бы подправить стройка железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, 50% финансирования которой готово взять на себя государство, но её сроки всё время откладывались. И возникло ощущение, что она не начнётся никогда. А если и начнётся, то вряд ли завершится в обозримом будущем. Так что и на ней заработать Пугачёву пока не получается.
Но что ни говори, а даже в такой ситуации Сергей Пугачёв оставался фигурой солидной, которая никак не по зубам такому политическому карлику, как Кара-оол. И сколько бы Шойгу не пытался раздуть из него серьёзную фигуру, с которой бы считались в стране и уважали хотя бы в Туве, сколько бы не водил по коридорам власти, как слепого котёнка, от этого она становилась только ещё более карикатурно непропорционально уродливой. К тому же при этом фигура самого чрезвычайного патрона тоже изрядно деформировалась даже в глазах его земляков, сильно отличаясь от того образа, что был создан усилиями пресс-службы МЧС за 20 лет её существования.
Все уже поняли, что спор между православным банкиром и чрезвычайным министром не столько за природные ресурсы Тувы и лидерство в ней. Сказываются старинные «тёрки» этих монстров, корнями уходящие в лихие девяностые. А, судя по ситуации, что сложилась после отзыва Пугачёва из Совета Федерации, война между ними пошла на взаимное уничтожение. Увольнение опального олигарха вполне могло пройти тихо и незаметно, без лишнего шума и демонстрации ненависти. И если она, в конце концов, состоится, в чём нет твёрдой уверенности, это может означать, что Пугачёва ждёт уголовное преследование со всеми неприятными последствиями. И он в самое ближайшее время может разделить судьбу опальных российских олигархов Гусинского, Чичваркина, Березовского или даже Ходорковского. К тому же некоторые круги обеспокоены тем, что он слишком сблизился с Президентом Медведевым в ущерб отношений с нацлидером. А в преддверии президентских выборов 2012 года это чревато...
Но что-то подсказывает, что наиболее вероятным было желание нашего замечательного земляка расчистить место в Совете Федерации. Либо для своего друга Дерипаски, либо для своей сестры Ларисы. А может быть, в связи с окончанием расследования уголовного дела по «Урянхаю» сенаторская неприкосновенность срочно понадобилась первому зампреду Иргиту или самому Кара-оолу? Впрочем, в этом направлении имеются и другие, не менее весомые следственные «аргументы»...
В любом случае, Сергею Пугачёву сейчас не позавидуешь. Ему предстоит пройти большой путь от опального олигарха до процветающего бизнесмена. Конечно, его не может не жечь обида коварного предательства. Разве не он финансировал различные прихоти Кара-оола, покрывал воровство на строительстве спорткомплекса и музея? Две зимы спасал ТЭЦ республики от замерзания поставками угля с Элегеста. Разве не он в 2010 году обеспечил на парламентских выборах в Туве «Единую Россию» финансами в таком объёме, что власти хватило на спаивание и подкуп подавляющей части населения Тувы? Он же финансировал выпуск проправительственной газеты «Известия Тувы» и «Народной газеты в Туве». Правда, он не финансировал лично Кара-оола, как это делал Урбан. Но разве этого достаточно, чтобы так публично выпороть известного в мире человека?
И последнее. Жаль, что всё, что делается нашим правительством, делается так уродливо. Правительство ссылается на некое общественное мнение в Туве, требующее увольнение сенатора. Поминается некий профсоюз. Конечно, это несусветная тувинская дурь. Какое общественное мнение? То, что формирует Бичелдей? Какие профсоюзы? Наши продажные, заглядывающие в рот правительству? Он что, ликвидировал предприятие, сократил рабочие места, не платил зарплату? Какое отношение наши профсоюзы могут иметь к деятельности сенатора? Они что, в этом что-то понимают? Уж если говорить серьёзно, то одно решение о строительстве железной дороги в Туву стоит десятилетия сенаторства. Ну, сказали бы прямо, что Пугачёв денег на карман не даёт, нас за людей не считает и в свой бизнес не пускает.
Однако не будем торопиться с выводами. Думается, в течение недели-другой всё прояснится. И либо Пугачёв вернёт себе статус-кво, вследствие чего Кара-оол лишится должности, либо Кара-оол ещё больше утвердится в своём положении, а Пугачёв пополнит ряды олигархов-диссидентов. Время покажет.
Семен Сучков-Задиристый