«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 209
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 216
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№13, 7 апреля 2010 года.

О культуре тувинских культработников

О том, что внушительная делегация будет представлять культуру Тувы в Европе в 2010 году и что это мероприятие приурочено к Году Туризма, с радостью сообщалось во всех местных СМИ. На днях культурная делегация возвращается на родину. Как на самом деле прошло это мероприятие, мы узнали из Интернета от автора проекта Виктории Пээмот. (Печатается с сокращениями).

КАК НАЧИНАЛОСЬ?

Многие российские регионы лет 10 назад начали проводить презентации в других странах. У презентации могут быть различные цели: представление культуры региона, инвестиционных проектов. Основной целью этой презентации Тувы в Европе было привлечение потенциально заинтересованной аудитории в республику в Год туризма.

Я была автором идеи и разработчиком проекта презентации. И рада, что министерство культуры и туризма откликнулось на мое частное предложение. Советник министра Оюмаа Хомушку сделала проект возможным, добившись спонсорских денег от сенатора Сергея Пугачева. Он профинансировал автобус, который был арендован в Москве на все время поездки группы по всей Европе, с 26 февраля по 3 апреля. Кима Донгак, супруга министра культуры Вячеслава Донгака, поехала в качестве директора частного театра танца и костюма «Эдегей», но вдруг каким-то образом оказалась руководителем всей группы. Хотя формально руководителем и казначеем была представитель министерства Оюмаа Хомушку. В Польше внезапно выяснилось, что руководители обсчитались на 56 тысяч рублей еще в Москве. Мол, когда расплачивались с фирмой за аренду автобуса, сначала подумали, что сами обсчитали фирму, а потом, после размышлений, уже в Польше, через 10 дней, поняли, что не хватает 56 тысяч рублей из общей кассы.

ВОПРОС О ФИНАНСИРОВАНИИ

Такое мероприятие не провести на голом энтузиазме. Конечно, Туву не сравнить с Якутией, например, которая привозит на презентации в Европу сотни участников.

Тувинская презентация была внеплановым мероприятием, в бюджет министерства не было включено, пришлось выходить из ситуации разными способами. Музыканты были командированы учреждениями, подконтрольными министерству культуры, тувинской государственной филармонией и национальным оркестром. Шаманы поехали от общества «Адыг-Эрен», которые в прошлом году получили от правительства Тувы земельный участок под строительство шаманского центра.

Частный театр танца и костюма «Эдегей», как говорила мне Оюмаа Хомушку, также выразил желание участвовать в этом проекте исключительно на благотворительных началах. Поэтому, когда в середине поездки, в Берлине, госпожа министерша начала кричать, что она тратит на эту поездку собственные, личные деньги (а это было повторено несколько раз и мне пришлось записать ее эмоции на диктофон) было все перевернуто с ног на голову и ничего не понятно.

На вопрос об участии студии «Анай-Хаак», которая, по словам Оюмы Хомушку, спонсировала более 300 тысяч рублей на размещение группы в гостинице, супруга министра ответила, что помощь студии была небескорыстной и «Эдегей» должен каким-то образом отрабатывать эти деньги. Исходя из логики министерши, выходило, что средства, полученные от студии «Анай-Хаак», таким образом превратились в личные средства директора театра «Эдегей».

Мне не хотелось жить за счет министерской четы Донгаков, поэтому я предпочла уехать домой. В Берлине гостиницу я оплатила сама, в Вене российский центр науки и культуры предоставил нам жилье безвозмездно, да и в Польше госпожа Донгак сэкономила, уложив большую часть группы по 2 человек на 1 койко-место и отказавшись оплачивать последнюю ночь в гостинице Варшавы двум шаманам, музыкантам, представителям национального музея и мне.

ВОПРОС О КУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Обращение к зарубежным представительствам министерства культуры о сотрудничестве в таком формате, идея хорошая. Их цели совпадают с нашими – представление культуры народов многообразной России в зарубежных странах. Но, с другой стороны, необходима дополнительная работа по привлечению зрителя, так как аудитория российских центров специфическая, в основном, это наши соотечественники-эмигранты. Стоит выделить презентации в Польше, где пришли именно заинтересованные в тувинском шаманизме и хоомее. В Хельсинки горловики и шаманы были востребованы и вне официальной программы. Приглашены на частные мероприятия, как, например, ужин в кругу финских любителей горлового пения. Несколько десятков человек пришли на встречу с тувинскими шаманами, которая была организована в театре «Арки» в Хельсинки.

Наиболее насыщенной была программа в Польше. Стоит отметить, что нас принимал Государственный этнографический музей Варшавы, который основательно подготовился, распланировал мероприятия на все три дня с учетом того, что каждый день аудитории в музее разные: в субботу семьи с детьми, в воскресенье взрослые, среди которых много пенсионеров, в понедельник студенты и школьники. Для фотовыставки о Туве был предоставлен третий этаж музея, выставка была подготовлена при помощи сотрудников музея.

Но в самом начале был конфликт. Принимающая сторона ознакомила двух руководителей (Киму Донгак и Оюму Хомушку) с планом мероприятий, в котором был, например, мастер-класс по работе с агальматолитом. Выяснилось, что польский музей составил план на основе проекта презентации, а не окончательной программы. Работа была проделана, есть план, люди задолго записались на мастер-класс, закуплено специальное оборудование для работы с камнем. Почему так получилось? Представитель польского музея несколько раз звонила в Туву, в министерство культуры, но ни разу не застала Оюму Хомушку на месте и оставила свой номер телефона, просила перезвонить. Никто не перезвонил, в результате вышла путаница с планом и грандиозный скандал, в котором наши культурные работники, к сожалению, показали себя не с очень хорошей стороны: позволили себе разговаривать весьма эмоционально, на повышенных тонах. Такого в Европе не понимают.

Нам сказали, что тогда, может, все отменить? Пришлось уговаривать, что музей не виноват, что это наша вина и план можно подкорректировать и провести презентации. Кстати, 3 дня зал музея был полон, многие приходили все три вечера подряд. На мастер-классах также было много народа.

ВОПРОС ПРО МИНУСЫ

Минус основной: мало времени на подготовку, надо готовиться за год, тогда будет возможность охватить более широкий круг заинтересованных людей, организовать дополнительные мероприятия. По программе: шаманы и горловое пение – изюминка тувинской культуры. Они вызывают наибольший интерес.

Хотя интерес был бы и к этнотанцам. Но «Эдегей» представил только один танец, а остальное – это показ коллекции одежды, созданной министром культуры Тувы В. Донгаком. Коллекции красивые, но, согласитесь, это не суть тувинской культуры, тем более что мотивы одежды использованы со всей Азии, в том числе и музыка.

Кстати, я поняла на примере коллекции «Эдегей», что вопрос об авторских правах в Туве еще далек от правового решения. Если даже сам министр культуры республики использует вполне узнаваемые музыкальные композиции известных групп, например, группы «Трансмонголия» и не считает нужным хотя бы представлять автора музыки, использованной во время показа одежды.

Интерес к Туве есть, его надо поддерживать и развивать. В этой связи участники группы делали все, что могли и во время частных встреч: шаманы приглашали в будущий международный центр, музыканты на фестиваль, посвященный юбилею Кайгал-оола Ховалыга. А Кима Донгак звала в юрточный городок, на что с радостью соглашались жители Вены, не догадываясь, что и юрточный городок – это частный бизнес министерской четы Донгаков.

(прочитано 2310 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 13:
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru