Обзор прессы |
МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА ОБЫЧНОГО БРАКА
О реконструкции и превращении Кызылского аэропорта в международный написано и сказано много. Ш.Кара-оол ещё с 2007 года прожужжал нам все уши своими грандиозными планами. Больше говорилось только разве что про строительство железной дороги в Туву и строительство ТЭС-2. Впрочем, судьба всех трёх проектов одинакова.
Тем не менее, строительство новой взлётно-посадочной полосы стоит в этот списке особняком. И не только потому, что за 10 лет Кара-оол умудрился лишить лицензии, обанкротить и передать в федеральное подчинение аэропорт г.Кызыла, списать новый Як-42, подаренный республике президентом России, угробить последний вертолёт и закупить по баснословно подозрительно-завышенной цене заведомо никому ненужные одномоторные швейцарские самолёты Pilatus PC-12, которые до сих пор гниют в специально отстроенном для этого ангаре.
Генералу-Шайтану удалось пробить федеральное финансирование реконструкции взлётной полосы в Кызыле под видом военных нужд, хотя её применение очевидно – принимать большие авиаборты с Путиным, Шойгу и их гостями. Но не об этом речь. Реконструкция, как и ожидалось, досталась ООО «Восток», хозяин которого, по слухам, делится с Кара-оолом. И вот «объём работ, запланированных на второй этап реконструкции взлётно-посадочной полосы кызылского аэропорта, уже давно выполнен», «на дворе уже сентябрь, а ленточку до сих пор не перерезали» и победных реляций что-то не слышно. Уюсов никак не может «ввести объект в эксплуатацию». Причина тривиальна – брак при производстве работ. Поэтому «Енисейское управление Ростехнадзора отказывается выдавать заключение о соответствии на этот объект».
Если судить по Акту, то исполнитель не выполнил 18 пунктов требования из 20. Уюсов пытается спорить с заказчиком, настаивая на том, что он «при укладке основания под новое покрытие полосы» применял некий американский стандарт «компании BAV», однако надзорное ведомство неумолимо: в соответствии с заключением ЦИЭС, «основание реконструированной полосы характеризуется как «рыхлое, нестабильное и подверженное сдвигу».
Уюсов старается урезонить заказчика, обвинив его в заскорузлости. Он пытается доказать, что «технология вибро-инерционного дробления, которая была использована для превращения старого покрытия ВПП кызылского аэропорта в основание под новый асфальт, разработана в США», в России она – ноу-хау, «в настоящий момент ею в России владеет только совместное российско-американское предприятие компания BAV». Однако заказчик стоит на своём: вот пусть тогда эта «BAV» и реконструирует эту злосчастную полосу. Может, тогда бы полотно полосы не «характеризовалось бы как «рыхлое, нестабильное и подверженное сдвигу».
Уюсов пытается убедить заказчика и надзорный орган в том, что эта современная «технология успела хорошо себя зарекомендовать в Пулково, а также в аэропортах Нижнего Новгорода и Хабаровска», однако в ответ получает неизменное: там полотно не «характеризуется как «рыхлое, нестабильное и подверженное сдвигу», а в Кызыле – как раз такая ситуация. И ничего с этим не поделаешь.
В связи с этим вспоминается, как ООО «Восток» ремонтирует дороги – в СМИ не раз упоминалось, что уже на следующий год полотно дороги часто становится непроезжим, поскольку асфальт сползает с него вместе со снегом. Кызылчане нередко вспоминают ООО «Восток» и его хозяина Уюсова недобрым словом, и понять их можно: к примеру, улицы Кызыла Титова и Комсомольская вспучились уже на следующий год после ремонта. И это – скорее всего, система, чем исключение из неё.
Применение Уюсовым ноу-хау от американской компании «BAV» понятно: автор публикации сообщает о выгоде Уюсова «в части экономии средств». Как сообщается, «при реконструкции ВПП основной тувинской аэрогавани удалось сэкономить значительные ассигнования». Фактически Уюсов вместо укладки нового полотна взлётно-посадочной полосы «деструктурировал старое покрытие полосы» и сверху залил это битумом. Затем произвёл укатку всего этого месива и только после «уложил свежий асфальт». Вот это как раз и не устроило контролёров. Они, не осознавая, что отвергают ноу-хау по-уюсовски, требуют технологию по проекту – укладку нового полотна с последующим асфальтированием.
А что касается новшества, с целью экономии применённого Уюсовым, то на сей счёт, заказчик неумолим. Он заявляет, что его не устраивает тот факт, что при реконструкции полосы «контроль качества работ осуществлялся визуально». А в России «на эту технологию не существует ни СНИПов, ни ГОСТов», так что пусть Уюсов по ней реконструирует что-нибудь на своей даче, а у федеральной взлётной полосы всё должно соответствовать «СНИПу и ГОСТу». Потому экономные новаторы Уюсов с премьером Кара-оолом могут придумывать что угодно, а «Заказчик опирается именно на инструментальный метод» контроля качества, который «проводился на ВПП силами Ленаэропроекта – санкт-петербургского предприятия, разработавшего проект реконструкции кызылской ВПП и осуществлявшего авторский контроль за работами». Так что такое свойство основания полосы, как «рыхлое, нестабильное и подверженное сдвигу» не позволяет подписать соответствующий акт о приёмке её в эксплуатацию.
В ответ исполнитель пытается разъяснить заказчику, поясняя, что «строительная отрасль не знает такого понятия, как рыхлость», понятие «нестабильности» – «это что-то из ядерной энергетики». Да и вообще, говорят халтурщики, чего слушать этих контролёров? Вы поймите: «ЦИЭС это небольшое «семейное» предприятие», озабоченное собственными проблемами. Поскольку оно не знакомо «с технологией вибро-инерционного дробления», оно «просто перестраховывается такими отчётами в Ростехнадзор». Да и «Енисейское управление надзорного органа поступает аналогично ЦИЭС».
Хотя, честно говоря, и «Енисейское управление» и «ЦИЭС» понять можно: Уюсов экономит деньги, которые кладёт в карман, а им зачем рисковать? А если на этой супер-пупер полосе жахнется самолёт с Путиным, кто за это ответит? Уюсов? Да Бог с ним, с Путиным, а если сам Шайтан «кувыркнётся», что с ними всеми будет?
Дело дошло до того, что «в Москве в Росавиациии состоялась встреча с участием министра транспорта Тувы и директора аэропорта, на которой был разработан план преодоления непонимания, возникшего между заказчиком и надзорным органом». Было решено, что заинтересованные стороны «очно обсудят все ключевые моменты» и попробуют «достичь понимания». Правда, мало кто надеется, что там «будет «поставлена жирная точка» в проблемной ситуации». Если заинтересованные стороны найдут консенсус, то «у Тувы появится возможность принимать у себя все классы современных самолётов, которые сегодня используют авиакомпании, что, в свою очередь, частично ликвидирует транспортную изолированность региона». Если нет – Уюсов и Кара-оол понесут материальные и имиджевые потери.
ЗАБОТА О ЛЮДЯХ ПО-ТАСООЛОВСКИ
После того, как газета опубликовала материалы, согласно которым министр труда Тас-оол подписала липовые документы о строительстве инженерных сетей к дому-интернату в Каа-Хемском районе, вследствие чего бюджет республики потерял несколько миллионов рублей, а Тас-оол, видимо, получила некое удовлетворение, у министерства появилось желание отчитаться перед населением о проделанной работе. В еженедельнике появилась соответствующая статья, которая, по идее, должна компенсировать тот моральный урон, что нанесла ведомству министр своей жадностью и глупостью.
Как сообщило министерство, «в Туве предусмотрено 16 категорий мер социальной поддержки отдельным категориям граждан». В связи с этим в бюджете «предусмотрено 608 млн. 119,1 тыс. рублей» – деньги для республики, где более половины населения живёт за чертой бедности, немалые. При этом министерство не скрывает, что не дорабатывает. Об этом, к примеру, говорит тот факт, что в этом году денег для малообеспеченных категорий людей «на 7 млн. 80,1 тыс. рублей меньше» предыдущего года. Впрочем, это – результат искусственного занижения цифры людей, которым положены льготы. Именно из-за этого на бумаге «в текущем году льготников стало меньше». Хотя в реальности их число только выросло.
И «кто же эти люди»? Это «ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также члены их семей». «Таковых в республике 13885 человек», для них заложено в бюджете «66 млн. 372,9 тыс. рублей». За ними идут «116 бывших военнослужащих», которым полагается «5 млн. 890,8 тыс. рублей». «Членам семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» полагается «870,1 тыс. рублей».
Кроме этого, «2189 человек имеют право на льготный проезд в общественном транспорте – 7 млн. 283 тыс. рублей». «28 нашим землякам выплачивают компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт – 469,12 тыс. рублей». «4 млн. 840 тыс. рублей направлено на обеспечение жильём семи ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Также «В Туве проживают семь участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Для них зарезервировано 73,1 тысячи рублей». Ещё куча народу имеет право на «субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг».
В общем, в Туве «к категории малоимущих отнесено 32058 семей» – более половины населения. И это число растёт. Таков итог деятельности премьера Тувы Шолбана Кара-оола и его дружной вороватой команды.
«В Туве функционируют девять организаций социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социальной политики РТ»: «пять домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа, два психоневрологических дома-интерната, один специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов и один комплексный центр социального обслуживания». Там «обслуживается 1039 человек». Но разве это жизнь? В министерстве на бумаге «действуют «мобильные бригады», которые призваны обеспечить стабильный доступ пожилых людей, проживающих в отдалённых поселениях со слаборазвитой социально-бытовой и транспортной инфраструктурой, к социальным услугам». «Для функционирования «мобильных бригад» приобретено 11 автомобилей». Но кто-нибудь эти авто видел в деле? Даже по отчёту министерства «за 6 месяцев «мобильными бригадами» на 11 купленных автомобилях «организовано семь выездов в сельские поселения». Не маловато ли? И вообще, похоже, в этом министерстве? скорее воруют, нежели заботятся о людях. Посмотрите внимательно на министра...
КОГО ВСПОМНИТ ИСТОРИЯ ТУВЫ?
Как только Шолбан Кара-оол устроился в кресле премьера, он активно занялся пропагандой туризма. Обещал много. Прошло 10 лет. Пора подводить итоги. Пожалуй, единственными туристами в республике стали президент Путин, министр Шойгу, предприниматель Байсаров и куча браконьеров. Остальных что-то не видать. Говорят, кризис помешал. Может быть.
А вот, к примеру, замечает еженедельник, «в этом году, за ещё неполный туристический сезон в Хакасии было уже более 120 тысяч туристов». А куда Хакасии до Тувы – не те просторы, не та стать, не та дичь. Приходится скромно констатировать: «нам пока такое не удаётся». И это верно: в смысле природных условий «Хакасии повезло намного меньше, чем Туве». Правда, Туве «намного меньше повезло» с правительством и его премьером. Распугал он своими труселями всех туристов.
В общем, не тот пошёл руководитель, не тот, что раньше. К примеру, был у нас такой лидер – «Салчак Тока». Писал книжки. «За свой роман «Слово арата» получил «Сталинскую премию», на которую отстроил «клуб в селе Мерген». «Считается, что именно здесь родился и провёл свои детские годы Салчак Тока». «Здание было построено в 1951 году». А что нам оставит Кара-оол? Свои заправки, рестораны и магазины? Что ещё? Привычку воровать? Жизнь по принципу «не пойман – не вор»? Есть предложение создать из клуба музей Токи. Но вряд ли такая идея осуществима. Найдётся куча причин, по которой этого сделать нельзя. О главной будут молчать: местное единороссовское ворьё на фоне честного коммуниста Токи, с исторической точки зрения, смотрится жалко. Поэтому они и не хотят ничего помнить.