Обзор прессы |
РЫБА СГНИЛА С ГОЛОВЫ
Как известно, Тува богата тем, чего не касаются руки тувинских чиновников – горами, лесами, реками и озёрами. Но из-за бестолковости власти всё это почти не приносит нам никакой пользы. А ведь гордиться есть чем. Достаточно вспомнить известие о том, как Путин с помощью Шойгу поймал в Туве щуку то ли в 20, то ли в 50 кг. Правда, потом оказалось, что это щука на весах не взвешивалась, а по сравнению с аналогичной щукой в 12 кг смотрится не так внушительно. В общем, скорее всего, весила та путинско-шойгуевская щука не более 9 кг. Но, тем не менее, и это примечательно: значит, рыба в реках и озёрах Тувы водится! Причём её ни кормить, ни учить плавать, ни холить не требуется – растёт сама. И хватает крючок, если увидит. Лови и перерабатывай на радость людям, своему карману и государству.
Помнится, с какой радостью Шолбан Кара-оол прилетел из Москвы почти сразу после того, как Шойгу пристроил его в кресло Главы республики. Очень хвалился тем, что денег ему не дали, зато выдали некую мифическую удочку, с помощью которой он сам теперь наловит рыбы и накормит народ. К сожалению, спустя 10 лет можно с горечью констатировать: не случилось. Рыбак из Кара-оола оказался никудышный. Даже более – никчёмный. Но если верить Путину и Шойгу, рыба в Туве, несмотря ни на что, ещё водится. А что ж тогда народ голодает? Неужели Кара-оол не в состоянии накормить своих земляков хотя бы своей доморощенной рыбой?
В Минсельхозе республики уверяют: совсем не страшно, что «рыбоводных хозяйств, выращивающих рыб, в республике нет». Поскольку она «богата промысловыми водоёмами, значительная часть которых населена ценными видами рыб: пелядью, сигом, хариусом, щукой, плотвой, язем, налимом, окунем, лещом, османом, имеющими ценность для промышленного рыболовства». Правительством республики даже утверждена «подпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Тыва на 2016-2020 годы» государственной программы Республики Тува «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014-2020 годы». Однако никакие программы в Туве не действуют. Поэтому рыбным богатством Тувы, похоже, могут воспользоваться лишь Путин с Шойгу и другие высокопоставленные люди: «ежегодно из 700 тонн выделенных на республику объёмов рыбы вылов выполняется лишь наполовину». Именно поэтому «сохраняется зависимость республики от внешних поставок рыбы и рыбной продукции».
В Туве в последние 5-7 лет стало модным все проблемы списывать на кризис и санкции. Однако рыбе эти понятия не известны. Её количество даже от климатических перепадов не меняется. В связи с этим, казалось бы, «рыбное хозяйство, которое в наименьшей степени подвергается риску неблагоприятных погодных условий, может и должно стать одним из прибыльных направлений сельского хозяйства». К тому же у руля республики не какой-нибудь недотёпа, а целый кандидат экономических наук, ставленник самого мудрого непобедимого Шойгу. Так что рыбка, как в той сказке, должна ловиться. А не ловится. Почему?
Не так давно, ещё при Ооржаке, в Кызыле работал рыбозавод, где перерабатывалась рыба, выловленная в республике. Говорят, его купили люди Кара-оола. И что? Уже который год «в республике не осуществляется глубокая переработка рыбы (разделочные, филе, консервы-пресервы и т.д.), не внедряется высокотехнологическое оборудование». Не то, что бывший рыбозавод – «заготовительные и перерабатывающие организации отсутствуют и в районах республики». Уж не говоря о том, что «в республике нет хозяйств по воспроизводству рыбных ресурсов, заводов по переработке, производству консервной продукции».
О том, в какой тупик Кара-оол загнал рыбную отрасль Тувы, говорит статистика. К примеру, «в 2012 году при квоте в 407,65 тонны было выловлено 310 тонн, в 2013-м – 267 тонн, в 2014-м – 210,19, а в 2016-м и того меньше – 138 тонн». Хотя «разрешения на вылов рыбы получили 39 рыбодобывающих предприятий». Как результат – «уровень душевого потребления населением рыбы и рыбной продукции в республике составляет 8,4 килограмма при рекомендованной РАМН нормы потребления 18,6 килограмма на человека в год, что ниже рациональной нормы потребления на 47%».
В правительстве Тувы стенают: «необходима целенаправленная работа, обеспечивающая координацию деятельности рыбодобывающих субъектов». А может, хватит причитать? Наверное, просто пора начинать работать? Всем, от Кара-оола до последнего рыбака. Как известно, рыба гниёт с головы. А кто у нас голова?
ЗИМА НЕГАДАННО НАГРЯНЕТ...
Ни для кого не секрет, что зима каждый год захватывает Туву врасплох. «Прошлая зима, как говорят энергетики, была несколько мягче, что способствовало прохождению отопительного периода республикой без особых происшествий». Но «грядущая зима может оказаться не столь лояльной к проблемам теплоэнергетического комплекса».
Ремонты в Туве обычно развиваются по такой схеме: сначала вроде как рано начинать, потом, как обычно, нет денег, а когда деньги появляются – вот вам и морозы... Наспех оформляют паспорта готовности и затем всю зиму трясутся, ожидая ЧП, как в п.Хову-Аксы. Поэтому нормальной подготовку к зиме можно назвать разве что только ситуацию на Кызылской ТЭЦ. При этом следует иметь в виду, что объёмы ежегодных ремонтов обычно смехотворно малы. К примеру, нынче предстоит «откапиталить» всего лишь «22 километра теплосетей республики» котельных «Чаа-Холя, Хову-Аксы, Ак-Довурака и Шагонара, которые относятся к проблемным участкам комплекса и находятся в ведении управляющей компании ТЭК-4». Всего же в бюджете «на подготовку республики к отопительному сезону 2017-2018 годов заложено 349 млн. рублей» – сумма не ахти какая большая. Но даже такой объём ремонтных работ для Минэнерго кажется солидным.
«По информации Минтопэнерго РТ, на сегодня «откапиталены» уже 11 из 22 километров теплосетей, на которых к зиме планируется провести капитальный ремонт». Кроме этого, «капитальный ремонт будет проведен и на 1,5 километрах водопроводных труб». «По данным Минтопэнерго РТ, к 12 июля эта работа выполнена на 15%». В настоящее время «ремонтные работы ведутся на мощностях АО «Кызылская ТЭЦ», в связи с чем подача горячей воды была приостановлена» до 17 июля.
Впрочем, цыплят по осени считают... Дождёмся зимы, и она сама подведёт итоги деятельности ТЭК республики.
МАНИЛОВЫ ТУВИНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Семь лет как правительство Тувы упражняется в реализации программы «Одно село – один продукт». Деревни помаленьку редеют и пустеют, да и продукта больше не становится, несмотря на постоянные бюджетные вливания. Если верить Минэкономики Тувы, «за три месяца 2017 года в рамках реализации губернаторского проекта «Одно село – один продукт» в процессе реализации находилось 149 проектов».
Если считать, что эта программа действительно приносит пользу, за это время должно было прибавиться, как минимум, 149 новых продуктов. Однако ни об одном вновь появившемся в результате реализации программы продукте министерство отчитаться не сумело. Хотя, по официальным данным, «в процессе реализации создано новых 54 рабочих места», на которые «из числа безработных граждан трудоустроены 22 человека». На эти цели потрачено 154 млн. рублей, которые дали «налоговые поступления в размере 2,2 млн. рублей».
Правда, при этом министр отчиталась, что «за первое полугодие в регионе создано 267 субъектов малого предпринимательства». Очень странно: как «267 субъектов малого предпринимательства» создали всего «54 рабочих места»?
В числе участников проекта числятся предприятия, созданные и работавшие задолго до появления этого проекта: «СПК «Бай-Холь» Эрзинского района, убойный цех в городе Чадане Дзун-Хемчикского района, СПК «Биче-Тей», ООО «Сайзырал» в селе Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского района, ООО «Туранское» в Пий-Хемском районе и СПоК «Заря» В.Оюна. Кстати, у Оюна на мясокомбинате работает уже «77 человек». Сравните это с цифрой в «54 рабочих места», созданного по всей республике, и вам станет ясен размах и результативность этого «губернаторского проекта».
В отчёте фигурирует очевидная победа: «ИП Никитин Д.О. за первый квартал 2017 года создал два рабочих места!». Правда, следом сообщают: на момент отчёта «лов и приёмка свежей рыбы временно приостановлены...».
Или другой пример бодрого отчёта: «СПоК «Сизимский» Гусев В.И. За первый квартал произведено продукции на сумму 1669,3 тыс. рублей, количество работников – восемь, уплачено 87,0 тыс. рублей налогов». Как известно, староверы всё делают сами и за свой счёт. Помощью государства не пользуются принципиально. Всем этим они занимаются с тех времён, когда Кара-оола и в проекте-то не было. Но для отчёта все цифры и люди хороши – пусть даже если правительство Тувы к их деятельности никакого отношения не имеет.
Тем не менее, министр Каратаева бодро отрапортовала: «Губернаторский проект позитивно отразился на развитии отдельных отраслей экономики и социальных показателей, в том числе и в сельском хозяйстве»... Такое впечатление, что правительство Тувы живёт в каком-то параллельном мире.
ПРОКУРОР СМЕНИЛСЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ
Так уж сложилось в последние годы, что конкретные цифры состояния республики можно прочитать только в официальных отчётах прокуратуры. Вот и на этот раз прокуратура сообщила, что «в ходе надзора за исполнением законодательства при принятии государственных и муниципальных программ, их эффективности и реализации, были возбуждены 24 уголовных дела». А всего «в ходе проверок было выявлено 353 различных нарушения».
Как известно, в Туве частного бизнеса практически нет – «в бюджетном планировании определяющую роль играют государственные и муниципальные программы». А там, где начинаются «государственные и муниципальные программы», там непременно превалирует воровство и мздоимство. Как повествует прокуратура, «анализ состояния законности в данной сфере показал значительное число нарушений бюджетного законодательства, дестабилизирующие и тормозящие реализацию программ». Особенно это касается «программ, софинансируемых из федерального бюджета, которые в свою очередь влекут ущемление прав многих граждан за счёт обогащения определённых лиц». В связи с этим, невзирая на кадровое изменение в руководстве прокуратуры, «принципиальная позиция прокуратуры республики неизменна и состоит в привлечении к ответственности виновных в совершении бюджетных нарушений и возмещение причинённого ими ущерба».
В прошедшем 2016 году «в Туве прокурорами предъявлено 13 исков на 15,5 миллиона рублей, а за четыре месяца 2017 года – пять исков почти на 4 млн. рублей». Особое внимание уделяется «проверкам финансирования госпрограмм, в том числе республиканской адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». В ходе проверок «выявлены факты перечисления авансовых платежей в размере, превышающем 30% от общей суммы государственных контрактов», что привело к «невыполнению подрядчиками строительных работ и хищение бюджетных средств». Неудовлетворительно функционируют органы власти, в связи с чем «нарушаются сроки, не проводится оценка эффективности реализации программ, планирование расходов бюджета, не определены цели и задачи».
Имеются случаи преднамеренного игнорирования законодательства высокопоставленными чиновниками. К примеру, «несмотря на отмену правительством республики утверждённого порядка оказания господдержки на разведение собак тувинской породы, по протесту прокурора эта подпрограмма до настоящего времени не исключена». Впрочем, эта ситуация понятна – эта глупейшая программа была принята по инициативе самого Главы правительства Кара-оола.
Но самое печальное в том, что «в сферах обеспечения жильём детей-сирот и переселения граждан из аварийного жилищного фонда тоже выявлены факты хищения бюджетных средств, что явилось основанием для направления материалов проверок в порядке ст.37 УПК РФ в следственные органы». Настораживает то, что «органы местного самоуправления бездействуют в принятии отдельных программ по противодействию коррупции».