О главном начистоту |
Охота на ведьм
Смеяться над тем, как лечатся люди – негуманно. А не высмеивать – грешно. В Туве как люди лечатся? Все знают: категория высокооплачиваемых чиновников и всякие судьи с огромными привилегиями – в других регионах или за границей, рангом пониже – в Абакане и Красноярске или Томске и Новосибирске, а уж совсем простые – у шаманов с попами и других священнослужителей. К местным врачам в поликлиники и больницы простые люди тоже ходят, но поневоле – деваться же всё равно некуда: нужны справки и бюллетени с печатями, рецепты и уколы, перевязки и все другие прочие медицинские процедуры. И не простых людей и рядовых врачей я тут подвергаю осмеянию, нет, а тех, от кого зависит, простите за бюрократический канцеляризм, функционирование системы здравоохранения.
Спору нет – Богу молиться, ставить свечки за здравие и просить у многочисленных православных чудотворцев здоровья хорошо, даже похвально. Неплохо и шаманские ритуалы проводить, в бубны бить и прыгать вокруг жертвенного костра ради выздоровления и изгнания разнообразных хворей из бренного тела. Совсем не возбраняется зайти в хурээ, дуган или дацан и заказать молебен у буддистского ламы, купить целебные шарики из трав и понюхать благовония, надеясь на излечение. И уж бабок-колдовок, ворожей и знахарок вообще никто не отменял – к ним тоже идут за чудесным исцелением и избавлением от соматических напастей. В Туве спектр поповско-знахарских и ламо-шаманских услуг представлен настолько широко – просто средневековое раздолье! Вот ещё чуть-чуть и на городских площадях загорятся костры, на которых будут, сгорая, корчиться в предсмертных муках ведьмы, насылающие на людей порчи, хвори и болезни. Ждать осталось недолго. Судя по тому, какие метаморфозы происходят в так называемой системе тувинского здравоохранения, точно, совсем скоро мы будем пить мочу, мазаться фекалиями, омываться святой водой, прикладывать к болячкам чужие кости и мощи из свежевырытых могил, повязывать ниточки и колокольчики, крутиться вокруг свечек и облизывать животворящие камни.
Далеко ходить не будем – нам хватит с вами, уважаемые читатели, дойти до медицинского училища, которое с недавних пор стали по новой образовательной моде называть колледжем. Училище это, надо честно сказать, старинное и история у него славная. Знаете, сколько сейчас тувинских медсестёр и фельдшеров работают в Москве и Питере! Не счесть! И ведь нарасхват они там, в почёте – больные им руки целуют, потому что руки тувинских сестричек самые лёгкие, умелые, добрые, их прикосновения приносят облегчение. Все они выпускницы этого училища прошлых лет. С 2007 года картина резко изменилась, училище лихорадит от частой смены руководства, скандалы за скандалами, воровство и взятки – никого этим уже не удивишь. Для сотрудников прокуратуры и борцов с экономическими преступлениями и коррупцией работы там – непочатый край. Но не это страшно – кто в Туве не ворует? А страшно то, что средневековые способы и методы лечения поддерживаются на правительственном уровне.
Есть в Туве некое такое учреждение с учёным названием – Научно-исследовательский институт медико-социальных проблем и управления Республики Тыва. Знающие люди понимают, что если есть институт, то есть начальники всякие разные и учёные люди, которые содержатся за наш с вами счёт, уважаемые налогоплательщики. Так вот, мы с вами содержим Мергена Михайловича Кызыл-оола – учёного секретаря этого института. Ладно бы он просто делал учёный вид или иногда говорил умные речи про здравоохранение – никакого бы от него вреда тувинскому населению не было. Так нет же, этот кандидат медицинских наук, видимо, крупно разочаровался в традиционной европейской медицине и пустился во все бюрократическо-чиновничье тяжкие, то есть некоторое время даже был председателем администрации города Ак-Довурака. Мы знаем, что никто просто так в администрации Ак-Довурака не работает – там нужны связи с самим Кара-оолом или, на крайний случай, с его братьями. У Мергена Кызыл-оола, видать, связи были правильные, а потому он смог запросто убедить правительство и министра здравоохранения, что в медицинском училище нужно срочно открывать новое отделение под названием тибето-ламо-лечение.
Впрочем, по училищу разные слухи ходят. Кто-то наоборот утверждает, что из Министерства здравоохранения пришёл такой циркуляр про тибето-ламо-лечение, потому что министр Донгак лечится у буддистских монахов в Индии. Другие же шепчутся, что это, вообще-то, была идея Дамба-Хуурака, когда он был в ранге большого начальника генерала-гинеколога, он пробивал финансирование на это отделение. Третьи намекают на то, что директор училища Саида Монгуш вместе со своим сожителем-депутатом Эресом Хуураком из Верховного Хурала решила снимать сливки с этого отделения – народ повалит лечиться у лам и под мелодичный звон медных тарелочек и дурманящий запах благовонных воскурений потекут в их карман деньги от страждущих и болезных.
В 20-е годы прошлого столетия тибето-ламское лечение было на уровне и приносило... Хотя, о чём это я? Это вопрос к историкам и архивным работникам. Мой же вопрос к правоохранительным органам – не пора ли разобраться в махинациях, в бухгалтерии училища, пока действительно не загорелись жертвенные костры на площадях?
Очень вредная тувинка