Вы хоть понимаете, что натворили?
Вы знаете, что народ говорит насчет уродины непонятного содержания и стиля, сооруженной на месте обелиска «Центр Азии», который был официальным, а на самом деле, народным брендом Тувы? А вот что говорят: это – государственно-кланово-семейный склеп Шолбана Кара-оола. Ни больше, ни меньше.
После того, как услышал эти слова, я специально сходил на берег Енисея. До этого я ни разу не ходил на место уничтоженного, не скажу, что любимого, а просто незатейливого, но привычного монумента, интуитивно ограждая себя от возможной горечи, душевных волнений. Нахлынувший негатив от увиденного превзошел все мои ожидания. Я удивился, как лишь одной фразой метко и тонко народ подметил всю фальшь, угодничество, пренебрежение к своей истории нынешней власти, которой любой залетный, зато пробивной проходимец всегда милее, чем наши свои неброские, но с золотыми руками мастера лишь потому, что с ними бабки не сварганишь.
Немного фантазии, и отчетливо виден увенчанный оленьим шпилем мир, объятый тремя ненасытными братьями-монстрами. А вокруг неправдоподобно похожие карикатурные фигуры наиболее знаковых персонажей – временных обитателей «белого и желтого домов». Боже упаси, вы хоть понимаете, что натворили?
На месте экономного (если на то пошло), экологического, построенного по канонам монументального зодчества, сооружения возвели непонятно что. И для охраны (а монумент на то он и монумент, что не требует никаких охранников) пришлось создавать целую фирму, на содержание которой уходят огромные наши с вами деньги. По-моему, эти средства надо изыскивать из карманов тех, кто инициировал строительство этого ненужного никому, не имеющего никакого содержательного смысла (я уже не говорю о «Царской охоте», не имеющей отношения к Туве никаким боком) сооружения, у тех, кто, вероятно, нажились на этом строительстве на московскую квартиру.
Прикрываясь фальшивыми ценностями в угоду каких-то авантюристов от искусства, она (власть) растоптала еще и историю, время своих отцов, матерей, старшего поколения. Для них – это прекрасное время (молодость всегда прекрасна), когда они радовались жизни, творили, любили, производили на свет своих детей, в том числе и таких упырей, как нынешние ниспровергатели памятников.
Теперь от эпистолярного описания прегрешений властей перейдем к конкретике. Мне кажется, в безумии под названием «снос обелиска «Центр Азии» просматриваются, по крайней мере, три конкретных нарушения законодательства, согласно которым виновные лица должны подвергнуться уголовному наказанию. Первое – на поверхности лежит уголовно преследуемое деяние под названием «вандализм». По статье 214 УК РФ можно «залететь на нары» сроком до трех лет. Второе – уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. Тут можно напороться на штраф до трех миллионов рублей или до пяти лет «отсидки» в местах не столь отдаленных. Спрашивается, где была та самая «докторша» каких-то там наук, рьяная защитница всех и вся, начиная от тибетцев, когда рушили именно то, чего она уже не за идею, а за немаленькую зарплату должна была защищать всеми фибрами души?
Что касается третьего случая, назовем его «умаление или ущемление авторского права», начну издалека. В семидесятых годах прошлого века мне посчастливилось пообщаться с одним замечательным человеком. Случилось это так. Нас, участников республиканского фестиваля художественной самодеятельности из Монгун-Тайги, поселили в гостинице «Монгулек». На второй или третий вечер в гости к нам пожаловал русский мужик. Это был Демин Василий Фадеевич, известный художник, еще более известный как весельчак и балагур. Оказалось, что он – закадычный друг композитора, автора замечательных песен-шедевров Базыр-оола Чульдум-Сюрюна. Весь вечер мы заворожено слушали его веселые рассказы, анекдоты. Особенно запомнилось, как мы чуть ли не падали от смеха, слушали его историю о том, как выступал в роли пародиста, когда голосом Салчака Токи он ставил на уши аппарат обкома партии или персонал обкомовского гаража.
Так вот, Демин В.Ф. – один из авторов обелиска «Центр Азии» и не только. Он – один из тех подвижников, который по зову сердца или даже, может, по велению партии приехали в Туву, внесли свой неоценимый вклад в ее культуру, образование, здравоохранение и, главное, полюбили страну в центре огромного материка под названием Азия. И из них один Василий Фадеевич сумел воплотить эту любовь в виде монумента, ставшего брендом Тувы. И когда я слышу инсинуации Кара-оола около невзрачного подобия на памятник сооружения, посвященного учителям-первопроходцам о том, что «...памятник дает нам возможность не только «материализовать», но и увековечить нашу искреннюю признательность, наше глубочайшее уважение этим истинным подвижникам...», мне слышится другие слова из уст Демина, причем голосом уже самого Господа Бога: «Ай-ай, ну и заливаете вы, Шолбан Валерьевич, ведь вы не только «материализуете», «увековечиваете» признательность и уважение, вы их испоганили и уничтожили!». Думаю, прегрешения Кара-оола, подстегиваемые авантюристами типа каких-то там «намдаковых», выйдут ему боком.
Против Кара-оола не только боги. Слова замглавы администрации президента Вячеслава Володина о регионах, пока не до конца готовых работать на уровне современных требований к организации выборных процедур, злоупотребляют административным ресурсом, играют в технологии вместо того, чтобы заниматься политикой, работать в конкурентном поле, наверно, подействовало на него, как ушат холодной воды на голову.
Говоря о предстоящих в сентябре выборах, тот же Володин подчеркнул, что над обеспечением легитимности выборов должна работать вся избирательная система. Он напомнил, что задача «обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их твердую легитимность» поставлена президентом России Владимиром Путиным.
Поэтому решение Президента, формально разрешающее Кара-оолу идти на третий срок, нельзя расценивать как безусловную поддержку или доверие с его стороны. Это означает лишь одно. Кара-оолу надо самому выкарабкиваться из той ямы, в которую он сам себя загнал своей безумной и провальной экономической и социальной политикой. С одной стороны, реальная поддержка его кандидатуры составляет, наверное, не более 10%. Именно столько процентов людей живут при Кара-ооле припеваючи, получая все преференции государства. Без масштабных фальсификаций ему победа «не светит». А о позиции федеральной власти, настроенной на честное проведение выборов, мы уже знаем из изложенной выше информации. Так что Кара-оол ныне оказался между молотом и наковальней.
С точки зрения Союза ветеранов, Союза русскоязычных граждан «Россияне» ситуация видится следующим образом. Увидев, как восстали против Кара-оола здравомыслящие люди, искренне болеющие за судьбу своей малой родины, Президент задумался, а, может, и высказался в таком духе: «Сам заварил кашу, сам и расхлебывай!»
Не надо идти на поводу разных там «чучевых», «монгушей», растрезвонивших о «безальтернативности» нынешнего Главы, о каких-то мифических достижениях, о победном внутреннем духе Кара-оола. Не знаю, какие преференции ожидает «чучев», вроде, получил сполна все, что хотел, а вот «монгушу», наверно обещан пост министра культуры. Но нужно учесть, что Кара-оол даже в администрации Президента имеет устойчивую репутацию человека, который легко дает обещания и так же легко их нарушает.
Амыр Хоюгбан