ИГИЛ в Туве – фантазии или реальность?
Катастрофа, случившаяся с российским лайнером в Синайской пустыне, до сих пор в центре внимания мировых СМИ. Прошло чуть более недели, и весь мир с горечью вынужден признать: на борту российского борта, летевшего из Египта в Санкт-Петербург, произошёл теракт. Но только власти России упорно твердят, что никакого теракта не было, и на самом деле авиакатастрофа произошла по технической причине.
Несчастная карликовая авиакомпания «Когалымавиа», которой принадлежал рухнувший аэробус А-321, попала под перекрёстный огонь депутатов, авиационных чиновников и контролёров всех мастей. Вдруг все узнали, что злосчастный самолёт имел приличный возраст – 18,5 лет, поменял четырёх хозяев и когда-то «садился» на хвост. Российские власти грамотно и настойчиво подводили нас к мысли, что причина аварии – техническая. Никаких оснований полагать, что на борту взорвалась заложенная террористами бомба, не имеется. По этому поводу выступил даже пресс-секретарь президента России Песков.
Одновременно власти Египта пытались всех убедить, что закладка взрывчатки в аэропорту Шарм-эль-Шейха невозможна в принципе. Только некоторые специалисты осмеливались робко напомнить, что в Египте коррупция – почти как в России. В этом аэропорту за деньги можно чёрта протащить. К тому же первые данные о том, что самолёт рухнул внезапно и экипаж не смог даже ничего сообщить на землю, говорило о большой вероятности теракта. А следом террористы, подконтрольные ИГИЛ (запрещённой на территории России организации – ред.), публично взяли ответственность на себя. Но власти Египта и России упорствовали и не хотели признавать такой версии катастрофы. Естественно, это породило массу слухов и домыслов. Не прибавило авторитета российским властям и то, что сам Путин появился на экране телевизоров только на третий день после катастрофы, которую он помянул как бы между делом в разговоре со своим министром. Проглядывалась полная аналогия с гибелью подводной лодки «Курск».
Невзирая на упорство наших властей, события развивались определенным образом.
Разведслужбы Великобритании, Франции и США отчитались перед руководством своих стран, что российский самолет был взорван террористами. Предупредили: летать над Синаем небезопасно. Власти США заявляют, что перехваченные ими разговоры указывают на причастность экстремистов, а также на то, что поместить бомбу в самолёт помог кто-то из сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха. Абсолютное большинство авиакомпаний тут же прекратило полёты в этом районе, а британские и французские – вовсе прекратили летать в Шарм-эль-Шейх. Но Путин упорствовал: «нет, вы все ничего не понимаете, это не был теракт».
Впрочем, позицию президентов Египта и России понять несложно. В Египте 12% бюджета формирует иностранный туризм. 80% этой суммы приносят туристы России и Великобритании. Признание факта теракта равносильно непоправимому удару по доходной части бюджета Египта. Для дружественного нам Египта признание Россией теракта означает сильнейший удар по имиджу страны фараонов – власти этой страны оказались не способны обеспечить безопасность иностранцев. Это значит, что в аэропортах Египта имеются люди ИГИЛа. И не исключено, что на высоких должностях. Египетское раздолбайство и коррупция известны всем (не случайно 90-миллионное государство проиграло крохотному Израилю пять войн подряд), так что пронести на борт могли всё, что угодно. Или, скажем, засунуть бомбу в чей-то чемодан, сданный в багаж. В связи с этим показательно, что директора аэропорта Шарм-эль-Шейх, в отношении которого проводится расследование, вместо отстранения от должности вдруг резко отправили на повышение – этот деятель получил очередную звёздочку и уже служит заместителем главы администрации гражданской авиации всего Египта.
А вот что касается России, то тут не всё так просто. Если подтвердится, что самолёт взорван террористами ИГИЛ, то вся вина ляжет на руководство России, ввязавшегося в войну на Ближнем Востоке на стороне диктатора Асада. Поэтому признать авиакатастрофу терактом значит честно сообщить собственному народу, что наши сограждане отныне являются мишенью для террористов из-за вмешательства России в войну в Сирии. И теперь война на далёком Ближнем Востоке отныне не будет такой уж далекой и абстрактной. Она пришла в дом каждого из нас, угрожая забрать близких и друзей.
С другой стороны, эта катастрофа обнажила проблемы в спецслужбах России. Теперь уже ни для кого не секрет, что британские и американские разведслужбы перехватили разговоры боевиков и представителей одной из стран, на основе которых можно предположить, что причиной произошедшей 31 октября катастрофы российского авиалайнера с 224 пассажирами и членами экипажа на борту была бомба, спрятанная в багаже. Американский спутник засёк в момент пролёта российского самолёта в небе над Синаем тепловую вспышку, характерную для взрыва. В ответ наши спецслужбы обиженно заявляют: «если у стран Запада есть реальные данные, свидетельствующие о том, что на борту российского самолёта произошёл теракт, почему они нам не дают эти данные? Они же нам ничего не дают, несмотря на все наши просьбы!». Таким образом, не только Россия, но даже её спецслужбы оказались в полной изоляции. К тому же есть мнение, что самолёт, который вёз отдохнувших россиян в родной город Президента, взорван не случайно. Такова цена украинской и сирийской авантюр.
Есть и ещё один аспект: туристическая отрасль России. Путинский запрет на отдых за границей чиновников и правоохранителей уже нанёс туриндустрии России ощутимый удар. Обанкротилась целая цепочка туроператоров. Запрет на поездки в Египет может подкосить оставшихся и нанести отрасли непоправимый урон. Сейчас неминуема новая волна громких банкротств.
А тем временем ВВС России наносит авиаудары по противникам Асада. Как утверждают европейцы и американцы, наши лётчики бомбят в основном не позиции ИГИЛа, а Свободной сирийской армии. В этом плане теракт ИГИЛ в отношении российского самолёта выглядит чрезмерной мерой ответного удара на действия российских лётчиков в Сирии. Российские власти утверждают, что эта война ничего нам не стоит – вместо манёвров воинские части участвуют в реальной войне, повышая боеспособность и расстреливая устаревшие боеприпасы. Но в США заявляют, что каждый день войны в Сирии обходится России в 2-3 млн. долларов США... Почему-то «проклятым американцам» верится охотнее.
Так уж получается, что далёкая война коснулась и тувинцев. Дело не только в том, что волею судьбы министром обороны страны поставлен наш земляк Шойгу. И даже не в том, что тувинцы, воевавшие под знамёнами сепаратистов в Донбассе, переместились в далёкую Сирию. Всё дело в том, что африканская война пришла в дома россиян. Взорванный в небе Египта самолёт с российскими гражданами – это всего лишь первая «ласточка» той далёкой войны. Если подтвердится, что наш самолёт целенаправленно взорвали исламисты, то следует ожидать серию не менее кровавых событий. В России 40 млн. мусульман. Из них только порядка 300 тыс. мусульман-шиитов. Остальные – сунниты. Воюя с суннитами ИГИЛа на стороне шиита Асада, Россия сама становится мишенью для террористов. А взорвать могут, что угодно, в любом регионе и в любое время.
В этом плане Тува особенно уязвима, поскольку в настоящее время она буквально наводнена нищими бездомными киргизами, узбеками и таджиками, являющимися потенциальными носителями ваххабизма. К тому же тувинские спецслужбы и правоохранители не в пример их коллегам из других регионов весьма подвержены коррупции, поэтому создается впечатление, что за ломаный грош продадут Родину без сожаления. Реформа, проведённая в МВД Тувы министром Лобановым, вычистила милицейские кадры, способные противостоять преступности. И теперь родина министра обороны России, управляющего бомбёжками в Сирии, может оказаться на острие террористической войны исламистов против России. А наш гнилой государственный и правоохранительный аппарат вряд ли в состоянии что-либо этому противопоставить.
Возвращаясь к ситуации в России, вполне вероятно, что мы втягиваемся в такую же позорную войну, которую СССР вёл без всяких перспектив на победу в Афганистане. Интересно, что наш премьер Кара-оол хотел поехать на курсы переподготовки офицеров запаса, но их неожиданно отменили. Кое-кто полагает, что Шойгу устал от его проделок на своей родине в Туве и решил пристроить куда-то в недрах Минобороны от греха подальше. Может быть. Однако более реальным выглядит необходимость милитаризации всей жизни в России перед лицом угрозы войны с мусульманами. Россия и все её регионы в настоящее время представляют рыхлое, социально разориентированное сообщество, не способное отвечать нашествию нищего среднеазиатского населения бывшего СССР. Это как раз и есть питательная среда для вербовки террористов. В ней всегда найдётся никчёмный человечек, за небольшие деньги способный принести большое зло. Раньше многие гордились тем, что у нас есть такой замечательный земляк Шойгу. Теперь вектор отношения к нему может резко поменяться, если из мести к министру обороны начнут взрывать Туву. Все сразу подумают, что от такого земляка нужно держаться подальше.
Сейчас многие обсуждают проблему бюджетного дефицита республики. Думается, что это вовсе и не проблема. Ну, украдут те, кто допущен до бюджетной кормушки, меньше миллиардом-другим. Нам от этого ни холодно, ни жарко. А вот если ИГИЛ или его соратники развяжут в Туве исламскую бойню, мало никому не покажется. Вот тогда точно придётся вопить о сплочённости, солидарности и прочих благах цивилизации. Но разве мы готовы сплачиваться вокруг жуликов и воров?
До встречи.
Кондрат Пчёлкин