«Курагино – Кызыл»: пузырь лопнул!
Первое выступление премьера Тувы Ш.Кара-оола по поводу необходимости и перспектив строительства железной дороги в Туву состоялось в апреле 2007 года. Тогда инвестором строительства железнодорожной ветки «Курагино – Кызыл» являлся банкир С.Пугачёв, а главным лоббистом – вдова Собчака Л.Нарусова. Как помнится, сначала этот грандиозный проект стоил 74 млрд. рублей. Затем Пугачёву удалось переоценить проект в 125 млрд. рублей, а Людмила Борисовна договорилась с Путиным, что 50% затрат по строительству магистрали возьмёт на себя государство.
Но, как только премьером Тувы стал Кара-оол, в перспективы строительства вмешались личные неприязненные отношения между тогдашними министром МЧС Шойгу и банкиром Пугачёвым. Что они не поделили, непонятно до сих пор, но в результате подковёрных игр Пугачёв сначала лишился сенаторства, затем бизнеса в России, в связи с чем был вынужден обосноваться в Англии. Соответственно, и его ранее весьма влиятельная напарница Нарусова утратила сенаторство и теперь отдыхает на пенсии.
Тем временем, угольные активы Элегестинского месторождения коксующегося угля за бесценок отошли к чеченскому авантюристу Байсарову. А следом бывший зять Аллы Пугачёвой был поименован новым инвестором строительства дороги «Курагино – Кызыл».
Впрочем, никаких иллюзий относительно финансовых возможностей нового инвестора и способностей добывать уголь или строить железные дороги никто не делал. К тому времени было ясно, что тувинский коксующийся уголь ни на внутреннем рынке России, ни, тем более, на внешних рынках спросом не пользуется. Как и то, что кто-кто, а уж Байсаров, точно, никакой дороги никогда не построит. Худшие предположения стали сбываться почти сразу. Первым делом «инвестор» прекратил добычу угля на Элегестинском месторождении и уволил работников. Строить дорогу он нанял компанию «Мостовик» и тут же «кинул» её на 800 млн. рублей, в связи с чем она обанкротилась. А затем началась имитация бурной деятельности по добыче угля и строительству дороги, в чём «инвестор» Байсаров и премьер Кара-оол значительно преуспели. Однажды на день шахтёра они даже по телемосту докладывали Путину о готовности прямо сейчас добывать уголь, строить железную дорогу и порт в Ванино.
Но главным действующим лицом этого проекта, судя по всему, являлся наш великий земляк С.Шойгу. Это ему удалось затащить Путина в Туву в декабре 2011 года, дабы он под покровом ночи в 45-градусный мороз забил в полотно будущей железной дороги так называемый «золотой костыль».
Что делали с проектом дороги с тех пор, достоверно неизвестно, однако проект с первоначальных 74 млрд. «подрос» до 213 млрд. Причём из этой суммы 86 млрд. было решено выделить безвозмездно из Фонда Национального Благосостояния (ФНБ), а большую часть оставшихся миллиардов должен был дать в виде кредита Внешэкономбанк.
Но денег пока никто не давал. Из ФНБ выделить миллиарды не получилось, потому что Байсарову никак не удавалось доказать экономическую эффективность проекта. А без этого по закону бюджетные деньги выделять нельзя. Тогда Шойгу «пошуршал» в правительстве, и то выступило с инициативой давать деньги под инвестиционные проекты без экономического обоснования. Одновременно он организовал презентацию проекта в Совете Федерации, после которой, расчувствовавшись, спикер СФ Матвиенко благословила строительство и пообещала Байсарову звание Героя России.
А тем временем сам Шойгу на заседании правительства выступил в защиту строительства железной дороги в Туву с перспективой продолжения её в Монголию для выхода на Китай, Индию и даже Пакистан. У Байсарова и Кара-оола появился блеск в глазах, и они уже как бы ощущали в своих карманах бюджетные миллиарды... Кара-оол и его пресс-служба раз в 2-3 недели делали официальные заявления о том, что вот-вот начнётся строительство дороги, но воз с места так и не сдвинулся. А в Туве в это время гадали: разрешит Путин украсть сотню-другую бюджетных миллиардов, или нет?
Одновременно в России набирал обороты финансово-экономический кризис. Давление Запада достигло таких пределов, что в правительстве России вынуждены были начать считать деньги. Одновременно против разбазаривания средств ФНБ выступили некоторые депутаты Госдумы. А председатель комитета по бюджету депутат Макаров без экивоков прямо выступил против проекта строительства никому не нужной железной дороги «в никуда» для вывоза не добытого никем угля. И как итог – 4 февраля 2015 года пришло официальное сообщение о том, что «на строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» к Элегестскому угольному месторождению в Туве не выделено средств из Фонда Национального Благосостояния». Более того: «проект Руслана Байсарова не вошел в шорт-лист проектов, которые глава министерства Алексей Улюкаев представил президенту России на утверждение по оказанию поддержки из ФНБ».
Всё. Проект на этом кончился, поскольку своих денег для строительства дороги у Байсарова как не было, так и нет. И не предвидится, поскольку он – никакой не инвестор, а обычный авантюрист, ловец удачи. Шок от отказа финансировать проект из ФНБ был настолько сильным, что Кара-оол по инерции ещё несколько раз делал заявления о поиске источников финансирования и скором начале строительства дороги. Однако эти заявления вызывали лишь одну усмешки – все понимали, что ни Кара-оолу, ни Байсарову, ни тому, кто стоит за ними, украсть железнодорожные миллиарды уже никто не позволит. Время ушло – сорить деньгами для бюджета стало опасно и невозможно. А тут пришло ещё более неприятное для организаторов строительства сообщение. ФСБ России в лице представителя Службы экономической безопасности ФСБ РФ Д.Рябова 10 февраля заявила, что Органы государственной безопасности РФ в 2014 году предотвратили хищение свыше 5 миллиардов рублей государственных средств, выделенных на строительство железнодорожной линии «Кызыл – Курагино». До широкой общественности эту информацию довело агентство РИА Новости. Кто и каким образом намеревался украсть эти миллиарды, чекист не сообщил. В Туве эту информацию проглотили и никак не комментируют.
Однако сам факт озвучивания такого криминального факта говорит о многом. Как известно, сначала строительством дороги занимался банкир Пугачёв, который в своё время имел возможность организовать миллиардную аферу. Но в 2014 году он уже не имел никакого отношения к железнодорожному проекту. И, более того, с 2010 года постоянно проживает в Лондоне. Поэтому, логично было бы предположить, что речь может идти о Байсарове или Кара-ооле. Но тут снова «закавыка». Авантюрист Байсаров и премьер Кара-оол – не такие серьёзные фигуры, чтобы ФСБ их зашифровывала. Если бы речь шла об организованной ими афере, то они, наверное, уже сидели бы в застенках Лефортово и соревновались в даче друг на друга показаний. Значит, речь о ком-то другом, весьма солидном персонаже, которого напрямую назвать жуликом не осмелится даже всемогущая ФСБ. Так кто он, неизвестный персонаж?
Наверное, можно было бы долго и нудно перебирать в памяти всех, кто имеет какое-то отношение к проекту, сопоставлять имена, города и даты, если бы не одно обстоятельство. Всем хорошо известно, что нынешний премьер Тувы Кара-оол – бледная тень нашего замечательного земляка, который по поводу и без оного часто распускает в отношении него руки. Да и, вообще, Кара-оол не скрывает, что находится в полном подчинении у своего патрона и без его ведома никогда ничего не предпринимает. К тому же наш замечательный герой свою заинтересованность в реализации проекта раскрыл на вышеупомянутом заседании правительства. Так неужели всё сказанное Рябовым касалось именно его? А вот это может означать для нас много интересного.
Когда распространяется какой-то компромат, к которому имеет отношение фигура типа федерального министра или депутата, это случается неспроста. А когда не называется фамилия и должность, это может указывать на желание источника информации «надавить» на персонажа с какой-то целью. А зачем, к примеру, «давить» на патрона тувинского премьера?
Обратите внимание, с каким рвением шавки Кара-оола его нахваливают в правительственных СМИ! Тут и выживший из ума Чучев, и ушедшая в рост и вес Беркович, другие не менее зависимые от Кара-оола людишки. Тужатся, хвалят, а за что – сформулировать не могут. По одной простой причине: кроме обещаний строить дирижабли, железную дорогу, ТЭС и порт в Ванино за душой Кара-оола ничего нет. А его заявление о том, что без железной дороги он не видит выхода Тувы из тупика, в который он её завёл, по сути, является признанием в собственной никчёмности.
Но волна глупого необоснованного восхваления действующего премьера странным образом совпала с демонстрацией 20-минутного фильма на федеральном телеканале о семье одного из вероятных сменщиков Кара-оола на посту председателя правительства. Как вы понимаете, таких случайных совпадений не бывает. На дворе кризис, и федеральным властям приходится отказываться не только от дутых дорогих инвестиционных проектов, но и от их лоббистов. Вполне можно допустить, что Администрация Президента подобрала кандидатуру на смену действующему премьеру Тувы, а его патрон Шойгу ей противится. Вот и прошлось его немножко «шугануть», дабы не забывал, кто в доме хозяин.
Впрочем, в нашем государстве о чём-то утверждать однозначно нельзя. Но жизнь всё расставит по своим местам. Найдётся достойное место и нашему Кара-оолу.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин