Обзор прессы |
ЧЕМ ЗАНЯТ КАРА-ООЛ, КОГДА ЕМУ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО?
Поговорку про яйца кота, которому делать нечего, знают все. Но эти коты не одиноки. Бывают даже премьеры, которые временами ищут себе занятие. Вот, к примеру, Глава Тувы Ш.Кара-оол оказался не у дел и решил свободное от работы время посветить вояжу в «Сибирский государственный университет путей сообщения». Там он отнял немного времени у весьма занятого человека – «ректора университета А.Манакова». Как сообщила «ТП», «на встрече обсуждались вопросы перепрофилирования Кызылского транспортного техникума в железнодорожный».
Как известно, автодорожный техникум в Кызыле – старейшее учебное заведение, выпустившее за время работы огромное количество квалифицированных автомобилистов и дорожников. В нём сложился профессиональный преподавательский коллектив. Всё это Кара-оол хочет похерить ради мифической идеи строительства железной дороги в Туву. И обивает пороги, уверяя непосвященных, что «железнодорожный проект «Кызыл – Курагино» прошел точку невозврата». Поэтому подготовка железнодорожных «кадров для этого проекта – одна из ключевых задач» республики.
Всё это, безусловно, выглядит комично, поскольку за время реализации проекта строительства дороги Кара-оолом прошло уже семь лет, а за этот период из 400 км пути построено 25 метров с громким названием «станция Кызыл-конечная». Компания «Мостовик», строившая эту «дорогу», уже обанкротилась, а её руководитель находится под следствием и сидит в СИЗО. Если Байсаров и далее будет строить дорогу таким темпами, то специалисты для работы на ней понадобятся не ранее 2064 года.
Как сообщила газета, «стороны договорились провести работу по обеспечению учебного заведения специальной литературой по железнодорожным направлениям и подключению к ресурсам электронной библиотеки». Если сотрудничество Кара-оола с университетом ограничится этим, то и слава Богу. Но если у Кара-оола получится перепрофилировать Автодорожный техникум в Железнодорожный, то мы просто потерям это учебное заведение для экономики республики и оно будет штамповать никому не нужных железнодорожников в республике, где кроме нескольких башенных кранов ничто по рельсам не ходит. Так и хочется посоветовать недотёпе-премьеру – найдите себе занятие с меньшим ущербом для республики!
ЛОВКОСТЬ РУК АБАЕВА
Слово «Урянхай» в современной Туве возродилось, когда один проходимец присвоил себе кызылский мясокомбинат и дал ему это имя. Затем появилась газета «Урянхай», которую купил тот же проходимец, что украл комбинат. Однако с мясокомбинатом, как и с газетой, ничего путного не получилось: мыльные пузыри под названием «Урянхай» лопнули, как только ими заинтересовались правоохранители. Мясокомбинат теперь под замком и из него вывезли и продали всё оборудование, а у газеты отозвана регистрация. Однако время шло и в республику в полный рост вошли китайцы, с которыми у нынешних тувинских властей очень подозрительная, не иначе, как замешанная на юанях, дружба.
Как известно, когда-то Тува находилась под владычеством китайской империи и называлась Урянхайским краем. В знак признательности китайцам премьер Тувы Кара-оол и решил название «Урянхай» вышить на своих знамёнах. Но тут случилось непредвиденное: выяснилось, что слово «Урянхай», по некоторым научно-лингвистическим версиям, «переводится как «оборванный». Малообразованный премьер, видимо, этого не знал. Но процесс урянхаизации Тувы уже пошёл, и надо было искать выход из этого тупика. И он нашёлся! Некий учёный, которого ранее даже в тувинский университет не брали, взялся подвести научную базу под то, что перевод «Урянхая» как «оборванца» неточный. И может быть, есть другой, более благозвучный перевод. После недолгих размышлений и путём совсем маленького исправления слова «Урянхай» на «Ураанхай» Абаев доложил Кара-оолу, что слово «Урянхай» по аналогии со словом «Ураанхай» при желании можно перевести не как «оборванец», а как «светозарный». Чему Кара-оол несказанно обрадовался и велел всем слово «Урянхай» считать не тувинским, а монгольским, и переводить слово именно таким макаром. И всем объяснять, что «люди, которые считают, что это слово переводится как «оборванный», просто недостаточно хорошо знают монгольский язык». Теперь Шолбан «убежден, что ураанхай не имеет ничего общего со словом «оборванный», как навязано сегодня в тувинском обществе». Более того, развивая свою мысль, тувинский премьер выразил уверенность, что научная мысль Абаева ещё сослужит свою службу тувинскому народу и он докажет «вопреки иным мнениям многих и многих», что «Тува – это колыбель евразийской цивилизации, а скифы – древние предки тувинцев».
Шолбан поблагодарил Абаева за верную службу и подчеркнул: «ваши знания имеют огромную ценность для Тувы». Поблагодарим его и мы. И не будем придираться по мелочам – поменять пару букв в слове – это просто мелочь в масштабах вселенной. «Урянхай» или, там «Ураанхай» – какая разница? Вот если бы он вместо слова «ПуТин» написал «ПуКин», чтобы с ним было?
КТО РАЗВАЛИВАЕТ МВД ТУВЫ?
Ни для кого не секрет, что премьер Тувы и тувинский министр внутренних дел – большие друганы. У этой дружбы есть одна особенность – в Туве полицейские не замечают коррупционеров. Поэтому, наверное, Кара-оол до сих пор на свободе. Но статистика – упрямая вещь. И теперь уже сам Глава правительства Тувы вынужден признать: «Если с 2008 по 2012 год в республике отмечалось неуклонное снижение количества преступлений, то сегодня наметилась обратная тенденция, для перелома которой необходимо принятие оперативных и решительных мер». Правда, Кара-оол проблему неуклонного роста преступности видит не в плохой работе министра и его министерства, а в том, что «в результате реформы МВД РФ отдаленные населенные пункты остались без «прикрытия» силами охраны порядка». И сегодня «оперативная обстановка вызывает серьезное беспокойство» и «в целом отмечается ухудшение ситуации».
К тому же, по мнению Шолбана, недорабатывают и главы районов. «Дело доходит до того, что даже такие тяжкие преступления, как убийства, начинают рассматриваться как что-то вполне обыденное». «Власть на местах не интересуется и знать не хочет, чем живут и дышат односельчане». Плохо следят за народишком, не обеспечивают участковых жильём, не развивают «добровольных дружинников». В связи с этим наш мудрый руководитель «поручил минюсту разработать нормативно-правовые акты, закрепляющие статус народного дружинника». А ещё он «поднимает перед МВД России не первый год» вопрос «создания стационарных постов ДПС». Но его не слышат, хотя наше тувинское правительство «перед собой ставит задачу восстановить хотя бы один пост в поселке Усть-Элегесте».
И ЖНЕЦ, И ЖРЕЦ
Всем известно, что Сергей Шойгу по профессии – инженер-строитель. Однако не эта стезя стала его главным делом. Забросив стройку, он подался в партийные функционеры и дорос до должности инспектора ЦК КПСС по Красноярскому краю. А когда КПСС «приказала долго жить», подался в спасатели. Потом недолго поруководил Московской областью, а когда министра обороны Сердюкова пнули за алчность, возглавил военное ведомство, хотя до этого ни дня в армии не служил. Одновременно Шойгу, не будучи ни археологом, ни географом, возглавляет «Русское географическое общество». И вот, как сообщила «ТП», на днях он «вновь избран президентом Русского географического общества».
Кому от этого станет жить лучше? Такое у нас время. Раньше на Руси это называлось смутой. Чтобы занять какую-нибудь должность, нужно иметь связи. А образование, навыки работы, трудолюбие и прочее – это химеры прошлого... Для таких людей главное – быть ближе к телу главного чиновника страны. А в каком качестве – неважно. Хоть егерем, хоть шутом, хоть лакеем.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ТАС-ООЛ
Известно, что в Туве безработица – одна из самых высоких в России. В связи с этим должность министра по труду и социальным вопросам должна быть ключевой. Но вот с некоторых пор эту должность занимают люди, мягко выражаясь, не соответствующие требованиям. Вот и в этот раз министерству не повезло. Изрядно пьющая и никогда в области труда и соцвопросов не работавшая Людмила Тас-оол за дело взялась рьяно. И тут же предложила целую «концепцию профессиональной ориентации населения» республики. «Главная цель стратегии – научить человека формировать собственный образовательно-профессиональный уровень». В основу её легли изумительные по своей простоте положения, о которых сама Тас-оол поведала так: «согласно демографическому прогнозу, численность населения республики в ближайшие годы будет увеличиваться», а «численность трудоспособной части населения – уменьшаться». В то же время «будет возрастать потребность в квалифицированных кадрах». Поэтому «необходимо принятие мер, направленных на формирование современной структуры рабочей силы».
Подобных благо-глупостей мы наслышались от предшественников Тас-оол. Это говорил даже Кан-оол Даваа, второй срок протирающий штаны в Хурале. А воз и ныне там. Но главное – выдавать простые мысли за концепции и стратегии. Глядишь, прослывёшь умным, толковым и... трезвым.
ЖАДНОСТЬ – НЕ ПОРОК?
«ТП» сообщает: «Глава Тувы предупредил, что будет жестко блокировать варварскую застройку на территории столицы, которая ни имеет никакого намека на социальную и инженерную инфраструктуру, идет в прямое нарушение с генеральным планом застройки города» и «подставляет население под серьезные проблемы».
Как установил Кара-оол, «за последние годы», которые он обустроился в кресле премьера, а в кресло мэра столицы пристроил своего брата Ховалыга, «в разных частях Кызыла образовался хаос». И хотя без его ведома никаких решений по земельным делам не принимается, он во всём обвинил городские власти и пообещал: «приму все меры с прокуратурой и МВД, если будут выявлены случаи незаконной раздачи земельных участков». И строго потребовал «выполнять должностные обязанности в полном соответствии с законом». Видимо, ранее этого не требовалось.
В связи с этим хочется напомнить Кара-оолу, что в Кызыле почти все свободные участки земли заняты им или его друзьями вроде Роберта Доржу. На ул.Кочетова в центре, где должна быть детская площадка, он лет пять строит гостиницу, на ул.Чульдум, тоже в центре, на месте снесённых частных домов Доржу строит торговый комплекс, который закрывает от солнца целый многоквартирный дом. На месте снесённых ларьков предпринимателей без знакомств появляются точно такие же, но уже принадлежащие близкому кругу премьера. И так – по всему городу. И кого при этом хочет наказать Кара-оол? Ему что, мало? Жадность замучила? И при чём тут городские инженерные сети, обязанность развивать которые лежит на нём и его братце Ховалыге? Надо было не набережную Енисея уродовать, а сетями заниматься.
Так что заявление типа: «Я не запрещаю выдавать земельные участки населению, а требую это делать в соответствии с действующим законодательством, с учетом комплексной застройки и обеспечением инженерной и социальной инфраструктуры» – в пользу бедных. И не нужно валить с больной на голову здоровую.
НЕВЕСЁЛЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Собрались однажды «участники совместного заседания Совета правительства и Верховного Хурала Тувы». Решили проблем не скрывать и пригласили СМИ. Выяснилось, что им говорить-то не о чем. Сначала «Глава правительства напомнил чиновникам», что «нужно работать и в выходной день», «когда нефть дешевеет, а бензин дорожает», да и вообще «чиновникам нужно ездить строго по делам». А то завели порядки, когда «министр убывает в командировку, и Главе Тувы не отчитывается». И самому Кара-оолу «неясно, что он вообще там делает». Думается, претензии премьера вряд ли обоснованны. Когда должности продаются, то всегда нужно понимать, что чиновник, купивший должность, заодно приобрёл и индульгенцию. И снять его – дело непростое. Ну не возвращать же деньги назад!
Затем пообщались о проблеме «необходимости развивать производство стройматериалов, строительную отрасль». Подвели итог: «проблему обсуждают уже не один год, а от слов пока никак не получается перейти к действию».
Обсудили состояние МВД Тувы. Выяснилось, что при остром дефиците жилья для полицейских «в федеральный бюджет из МВД Тувы возвращаются деньги, направленные на улучшение жилищных условий». А Лобанову – хоть бы хны! И это «в Туве, где такие очереди за жильем», А такие балбесы, как Лобанов, «не могут найти применение деньгам».
Поговорили о состоянии инженерных сетей. Пришли к выводу, что «без развития в наших городах и селах инфраструктуры – теплоисточников, энергетики, тепла, воды и так далее, любые программы не пройдут». Однако нужно понять, в какую сторону двигаться, каким проектам уделять внимание. Уж «сколько лет идут разговоры об энергодефиците, но пока все по-старому».
Кара-оол начинал работу премьера с обещания строить детские сады, а теперь «власти думают, а нужно ли появление нового детского сада, если само его существование ляжет тяжелым грузом на плечи вечно дефицитного бюджета?». «Ведь детсад необходимо содержать – платить работникам, делать ремонты». Помечтали об идее «направить бездомных на зимние стоянки и заставить их работать». Да так ни к чему и не пришли. Куда ни кинь – всюду клин.