Догма и Вера
17 августа 2012 года Российский суд осудил трех девиц из «Pussy Riot» на два года колонии за то, что они нарушили 62-е правило Трульского Собора (запрет находиться в церкви в «комической» или «сатирической» одежде и производить там пляски) 7-го века (седьмого века нашей эры!), 15-го правила Лаодикийского Собора (запрет кому-либо, кроме церковных певчих, осуществлять пение на солее) 4-го века (четвертого века нашей эры!) и еще нескольких подобных правил. То есть средневековые церковные правила для суда оказались важнее Уголовного Кодекса РФ.
Суд почему-то не вспомнил 11-е правило Трульского собора, по которому отлучению от Церкви подлежит всякий, общающийся с иудеями, включая сюда даже совместную помывку в бане. Но, вероятно, мы еще успеем налюбоваться на подобные процессы в недалеком будущем. Сейчас же больше интересен вопрос – а как же страна докатилась до такого мракобесия?
Когда начинаешь опрашивать людей, как они относятся к этому процессу, то выясняется, что большинство, причисляющее себя к православным, считает, что так этим девкам и надо, повторяя точку зрения первых телеканалов: «они осквернили церковь, оскорбили чувства верующих и заслужили место на зоне». Представители остальных конфессий стараются вообще держаться в стороне, боясь попасть под огонь обвинений в разжигании межрелигиозной ненависти. Но что такое «Вера» и что такое «Церковь»? Можно ли между этими понятиями поставить знак равенства? И можно ли уравнять такие понятия, как мораль и нравственность?
Верующий человек – это не всегда религиозный, а религиозный – это не всегда верующий. В отношениях между собой и Высшими Силами истинно верующему не нужны посредники, специальные обряды, походы в культовые сооружения и прочая атрибутика. Вера для истинно верующего – это целый мир, созданный внутри себя. Мир, построенный по законам собственной морали, в котором можно остаться жить даже после собственной смерти.
Религиозный человек наоборот – может быть вообще неверующим, но при этом свято соблюдать все внешние обряды и правила поведения, свойственные своей религиозной группе. В его поведении нет внутренних побуждений и такого воображения, как у верующего – их заменяют внешние церковные предписания, указы, заповеди, догматы. Религиозного человека такое положение вещей сильно успокаивает – не нужно решать, где есть Добро и Зло, церковь всё расскажет, разложит по полочкам и покажет, как быть «добрым».
Получается, что Вере не нужна церковь, а вот церкви без религиозных атрибутов – никуда. Вокруг догм и канонов церковь выстраивает свой домик. И чем дольше живет церковь, тем дальше она оказывается от первоначальной Веры, и тем больше она обрастает всевозможными обрядами, законами, правилами и ограничениями. Причем, в каждом из них выискивается сакральный смысл, пишутся горы книг, объясняющих связь Высших Сил с обрядами. Появляется целая каста людей, считающих себя на шаг ближе к Божеству, как будто Бог лично о чем-то рассказал им или уполномочил их представлять свои интересы на земле.
Главный недостаток церкви в том, что она лишает человека необходимости думать и понимать самому. Всё уже придумано за вас – от вас требуется только выполнять. В принципе, любая религия и создана для толпы, не способной к самостоятельному мышлению и самостоятельной вере. Человеку хочется верить, но если он не способен оформить эту веру во что-то осмысленное – мозгов не хватает, тогда, пожалуйста, выбирайте, что вам ближе: христианство, буддизм, ислам и т.д. Вот вам готовые ответы на вопросы по мироустройству, нормам морали и правилам поведения. Исполняйте и Царство Небесное будет ждать вас!
Но где есть недостаток для мыслящего человека, там есть большой плюс для государства. Религия может объединить людей, поднять дух народа, сплотить ради какой-то общей идеи. Не для этого ли наши власти сейчас практически слились с РПЦ? Власти как бы говорят: вот наши ценности и наша главная идея – Самодержавие, Народность, Православие. А всё, что не соответствует нормам морали православия, будет жестоко караться!
Проблема же сегодняшней России в том, что сейчас на дворе 21 век и страна сегодня совсем не та, что была тысячу лет назад. Это тогда религия была главным фактором объединения народов, сейчас она способна только еще больше разобщить. Власть думает, что сможет повернуть время вспять? Впрочем, и объединяются всегда против кого-то. Христиане против исламистов, исламисты против всего мира, коммунисты против капиталистов, демократы против националистов, нацисты против инородцев. Против кого власти хотят объединить православных? Против иноверцев, если судить по решению Хамовнического суда? И нужны ли теперь России регионы, придерживающиеся других вероисповеданий, и люди, не разделяющие идеалы РПЦ?
О. Шын