«Продам дом со всеми... жильцами»
Уважаемая редакция!
Скажите, пожалуйста, в Туве действует крепостное право, которое в России было отменено еще в 1861 году? Тогда крепостных продавали вместе с земельными наделами, а сейчас с муниципальными квартирами. Вроде бы, ответ очевиден, что нет. Однако, жизнь показывает совершенно другое. То, что людей нельзя продавать вместе с муниципальным жильем, понятно для отдельно взятого гражданина, не связанного с властью, но не для отдельных чиновников и отдельных органов местного самоуправления. Так меня и мою семью фактически продал вместе с квартирой бывший председатель администрации Кызылского кожууна Ооржак Н.Ч. А дело было так:
Согласно Постановлению председателя администрации Кызылского кожууна от 23 декабря 1999 года №628 в целях обеспечения остронуждающихся граждан жильем и с согласия МУП «Каа-Хемская» часть здания конторы МУП «Каа-Хемская» общей площадью 260 кв.м. на 2 этаже данного здания переведена в жилые помещения.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 26 июля 2002 г. я являюсь нанимателем квартиры №4 в доме №17 по ул. Мелиораторов в птг. Каа-Хем, находившейся в муниципальной собственности муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва. Вместе со мной в квартире проживают 4 члена моей семьи. Все мы прописаны в этой квартире.
Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Согласно статье 2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
15 декабря 2010 г. я обратилась в администрацию с заявлением о бесплатной передаче в собственность занимаемой мною и членами моей семьи квартиры №4 по адресу: Мелиораторов д.17 площадью 34,0 кв.м, однако, на указанное заявление администрация ответила отказом, сообщив что данное здание на праве собственности принадлежит частному лицу Доржу Б-М.Р.
Действительно, 28 июля 2005 года между администрацией Кызылского кожууна, в лице бывшего председателя администрации Ооржак Н.Ч. и индивидуальным предпринимателем Куулар Альбертом Васильевичем был заключен договор поставки №1 на поставку товара. В этот же день между теми же лицами был заключен договор залога №2. Согласно договора залога администрация Кызылского кожууна обязуется передать в собственность Куулара А.В. в числе прочей муниципальной собственности нежилое недвижимое имущество, находящееся по адресу п.Каа-Хем, ул. Мелиорации, 17. Т.е., исходя из буквального толкования данного договора, передаются в собственность Куулара нежилые помещения. Что же касается жилых помещений, расположенных на 2 этаже здания, то постановление об их переводе в жилые не отменено, действует до сих пор, следовательно на данные жилые помещения договор залога не распространяется. При этом никого из жильцов о предстоящей сделке не предупредили. Как следует из договора залога, в данном договоре не указано о том, что нежилые помещения 2 этажа уже были переведены в жилые и там проживают граждане по договорам социального найма с администрацией кожууна. Указано, что это просто административное нежилое здание.
Как и следовало ожидать, при фиктивных сделках товар был поставлен и не оплачен. Куулар обратился в Арбитражный суд Республики Тыва, который своим решением от 16 января 2006 года по делу №А-69-4315/05-3 исковые требования Куулара удовлетворил и взыскал с администрации Кызылского кожууна имеющуюся задолженность. 21 февраля 2006 года по данному делу Арбитражным судом Республики Тыва было утверждено мировое соглашение, согласно которому в собственность Куулару было передано нежилое здание по ул. Мелиораторов, 17. При этом в мировом соглашении не было указано, что на 2 этаже здания находятся жилые помещения и там проживают люди и что жилые помещения так же переходят в собственность Куулара. Т.е. просто квартиры вместе с жильцами Ооржаком Н.Ч. были проданы Куулару (насколько мне известно, который является последнему родственником). В связи с незаконными действиями в отношении бывшего председателя администрации Кызылского кожууна Ооржака Н.Ч. было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, которое в настоящее время находится на рассмотрении в Кызылской районном суде (судья Лопсан).
Т.О. договор залога №2 от 28 июля 2005 года, заключенного между администрацией Кызылского кожууна и Куулар Альбертом Васильевичем в части, договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества от 28 ноября 2006 года, заключенного между Куулар Альбертом Васильевичем и Доржу Баян-Монге Романовичем в части залога и продажи квартиры №4 по ул. Мелиораторов 17 пгт. Каа-Хем, которую я занимаю со своей семьей в соответствии с договором социального найма незаконными по следующим основаниям:
Статья 6 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определяет, что не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена. Если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.
Исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), не может быть предметом залога и обращено взыскание на заложенное недвижимое имущество (в данном случае занимаемое мною жилое помещение до договору социального найма), если залогодатель (председатель администрации кожууна) знал или должен был знать о том, что имущество, которое он закладывает валяется жилым помещением, в котором проживают граждане (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге»).
Согласно ст.6 Закон РФ от 29.05.1992 №2872-1 «О залоге», предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть отчуждено залогодателем.
Пунктом 4 статьи 1 данного закона определено, что залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества может возникать лишь постольку, поскольку их оборот допускается федеральными законами.
Ни одним федеральным законом не дано право залогодателю закладывать здания вместе с жилыми помещениями, в которых проживают граждане.
Часть 2 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства). То, недействительность договора о залоге не влечет недействительности основного обязательства: оплаты за поставленный товар. Тем более что в Арбитражном суде Республики Тыва рассматривался иск о взыскании денежных средств в связи с неисполнением администрацией кожууна своих обязательств, а не договор залога. Учитывая, что договор о залоге противоречит требованиям закона в части заклада жилого помещения, в которой проживаю я и члены моей семьи, то, следовательно, и договор купли-продажи является незаконным в части продажи в собственность в составе имущественного комплекса занимаемого мною жилого помещения.
Т.о., договор залога №2 от 28 июля 2005 года, заключенного между администрацией Кызылского кожууна и Куулар Альбертом Васильевичем в части, договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества от 28 ноября 2006 года, заключенного между Куулар Альбертом Васильевичем и Доржу Баян-Монге Романовичем в части залога и продажи квартиры №4 по ул. Мелиораторов 17 пгт. Каа-Хем,которую я занимаю со своей семьей в соответствии с договором социального найма нарушает мои права и законные интересы в части приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 №189-ФЗ (ред. 01.02.2010) срок приватизации занимаемых по договорам социального найма жилых помещений продлен до 1 марта 2013 года.
Я обратилась в Кызылский районный суд с заявлением о признании указанных договоров юридически ничтожными и обязании администрации заключить со мною договор приватизации квартиры, однако данные дела были приостановлены в связи с рассмотрением уголовного дела, которое неизвестно когда будет разрешено. Волокита продолжается. Я повторно обратилась в администрацию кожууна на имя И.О. председателя администрации кожууна Чихачева В.Ю. и жду ответа.
Как Вы видите, в данном случае власть не для людей, которых можно продавать, как крепостных, вместе с жильем, люди используются нерадивыми чиновниками как подопытные кролики. К сожалению, правоохранительные органы хранят гробовое молчание, включая и прокуратуру. Единственная надежда на газету, пусть народ узнает своих «героев» и воздаст им по заслугам. На суд и прокуратуру уже надежды нет.
Кужугет Н.М.