Оставьте в покое Буян-Бадыргы!
С историей надо обращаться осторожно!
Идет оживленная дискуссия по интернету на тему: «Ставить памятник в Кызыле гун нояну Монгуш Буян-Бадыргы, первому премьер-министру ТНР, в обнимку с полпредом РСФСР в Урянхайском крае Иннокентием Сафьяновым или без?». А есть и совершенно другое мнение…
Буян-Бадыргы в 1929 году исчез бесследно. Его никто не расстреливал, не убивал. Это клевета! Он в Кызыле вышел из своего кабинета из здания, что находится на улице Щетинкина-Кравченко (ныне в нем располагается городская прокуратура, до этого – редакция газеты «Шын»), напротив буддийской церкви. Спокойно вышел в обед и больше не вернулся. Обвинения, сыпавшиеся на Току – это выдумки безграмотных мещан или деструктивных элементов из числа «хемчикцев».
В 1929 году Тока был – никто, мальчуган. Тем более, его на учебу в Москву послал сам Буян-Бадыргы. Тока был по сыновнему верен ему. К тому же Тока был из знатного Тождинского рода «хаас» – Кол. Он не был салчаком, потомком монголо-татарских салчиутов. Видимо, фамилию «салчак» он присвоил, чтобы выглядеть перед населением представителем могучего монгольского рода чингизидов и маньчжурских амбын-нойонов или хотел таким образом понравиться гун-нойону Буян-Бадыргы.
В начале прошлого века тувинцы еще очень хорошо помнили и почитали родо-племенную иерархию своих повелителей. Салчаки (салчиуты) имели свой тумен в составе Чингисхановских войск. Согласно своду монгольских гражданских законов «Алтын уруг» (Золотой ребенок) и «Кок дептер бичик» (Синяя тетрадь для писем), салчаки, как привилегированная монгольская каста, освобождались от «албан» (повинностей)... Деда Токи по матери звали Кол Шыырап-хунду, а мать его звали Кадынай (царица). В своем автобиографическом романе «Слово арата» Тока скрыл имя своей матери, назвав её Тас-Баштыг (Лысой).
А «колы» и «аки» («коль», «ахены»), близкие к фино-уграм и кето-самодийцам, а также германцам Саяно-Алтайские рода «лесных народов», не относящиеся к монгольским и тюркским племенам. Они не входили в состав привилегированных чингисхановских племен, а назывались «зерлик тата» – дикими татарами. Недаром настоящее название Тоджи – «Дойч», что означает «Германия». Вот почему тувинской культурой и историей заинтересовался немецкий ученый Александр Пальмбах, создатель тувинской письменности, основатель тувинского литературного языка. О схожести урянхайского языка с немецким до сих пор идут легенды. По антропологии урянхайцев относят преимущественно к представителям европеоидной расы. Первые русские землепроходцы, пришедшие в Урянхай в ХVIII веке, отмечали «урянхайцы синеглазые, русые и высокие». Об этом пишут и китайские летописцы в «Юань биши» (Юаньская летопись), называя урянхов Субедея-багатура «динлинами» – европейцами. Сам Чингисхан был огненно рыжим, «краснобородым» и зеленоглазым...
А настоящее имя Токи – Тыкы. Говорят, его отцом был кулак Чолдак Степан. Он был Минусинским (по-хакаски Моон-Суг) хакасом из рода хаас. В Государственном архиве Тувы имеется письмо Чолдак Степана адресованное премьер-министру Тувы Буян-Бадыргы, с просьбой послать его сына Кол Тыкы на учебу в Москву. Датировано письмо 1923 годом.
Буян-Бадыргы, как родовитый феодал, не мог послать потомка «черни» на учебу в Москву. Он – гун-нойон! Монгольский генерал! Он – единственный представитель народов Саяно-Алтая, удостоенный Богдо-Хааном, владыкой Монголии, самого высокого титула в феодальной иерархии чингизидов! Ни один Верховный правитель Урянхая не мог даже мечтать о таком звании и урянхи довольствовались званиями «мерен-дзянго», что можно сравнить со званием полковника в русской армии...
Вот почему Тока не мог даже пальцем тронуть Буян-Бадыргы. Он не тронул потомков многих феодалов в Туве, даже отпрысков Амбын-ноянов, хотя его сослуживцы свидетельствовали, что он подверг репрессиям десятки ни в чем не виновных простых аратов, даже членов партии и руководителей различных рангов, революционеров. А свою месть и убийство Чурмит-Дажы Тока инсценировал под видом борьбы с контрреволюцией. Он мстил буддийскому священнику из Чаданского Устуу-Хурээ Сат Чурмит-Дажы, верному «псу» Иосифа Сталина, за изгнание гун-нояна Монгуша Буян-Бадыргы. Возможно, Тока имел скрытую связь с Буян-Бадыргы. Он в 1938 году, после казни Чурмит-Дажы, посылал в Синьцян разведчика по имени Чойган. Его цель была установить, жив ли еще Буян-Бадыргы вместе с женой, а также тувинские революционеры-националисты Куулар Мартаажык, его сыновья Ортун-оол и Хемчик-оол, братья Куулар Чозар и Парыймаа, Эти выдающиеся личности Тувы тоже были репрессированы Сатом Чурмит-Дажы. Они, почему-то, умалчиваются учеными и государственными служащими современной Республики Тыва.
Немножко о Сат Чурмит-Дажы. Несмотря на крупные соскоки и перегибы в его проводимой политике, после его прихода к власти, ТНР получил невиданный экономический расцвет и процветание. Чурмит-Дажы укрепил и усовершенствовал юриспруденцию, государственный аппарат управления, тувинская золотая валюта «акша» по номиналу равнялась 12 долларам США. Открылись 9 золотых приисков, кожевенно-пимокатный завод, государственная пилорама, электростанция, в каждом кожууне мукомольная мельница, открылся национальный театр, первая смешанная школа, создана тувинская письменность, стали выходить газеты «Шын», «Тувинская правда», «Аревэ шыны», литературный журнал «Заря революции», в каждом сумоне открылись начальные школы, пункты по ликвидации безграмотности, а в каждом кожууне фельдшерско-акушерские службы. Тувинская революционная Армия достигла численности 2000 солдат и офицеров, многие из которых получили (генерал Г.Шома, полковник К.Серен, летчик В.Кидиспей и т.д.) высшее военное образование в СССР. Поголовье скота в животноводческой республике достигала 2.5 миллиона, тогда как население едва достигала 100 тыс. человек. Заслуги премьер-министра Сата Чурмит-Дажы неоценимы для тувинского народа, национальной республике. При правлении Буян-Бадыргы тувинцы не могли даже мечтать о таком развитии. Поэтому изгнание феодала Буян-Бадыргы в 1929 году население восприняло как прогрессивный ход в истории Тувы...
По некоторым сведениям можно предположить, что скорее, Буян-Бадыргы в 1929 году сбежал в Китай. В местечке Кок-Догай в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где живут этнические урянхайцы, есть могила бывшего тувинского нояна Чаштыг-хелина. Он по всем данным походит на Буян-Бадыргы. В Туве он боялся мести Сата Чурмит-Дажы, стремившего стать премьер-министром Тувы. Чурмит-Дажы даже называл себя «сыном Сталина», проводил страшные репрессии, разрушил все буддийские храмы, умерщвлял лам, шаманов. Кроме прогрессивной, это вторая сторона личности Сата Чурмит-Дажы, связанная с культличностью и деспотизмом диктатора. Не Тока, а Сат Чурмит-Дажы виновен в начале сталинских репрессий в Туве! Он – председатель правительства Тувы! Недаром после исчезновения Буян-Бадыргы премьером-министром Тувы стал – Чурмит-Дажы.
Но в 1937 году молодые партийцы во главе с Салчаком Токой и Анчымой Хертек совершили государственный переворот. Цель – уничтожение Сата Чурмит-Дажы. Хрен не слаще редьки. Он был арестован, затем расстрелян. Останки его не найдены также, как и останки Буян-Бадыргы. Хотя публичный суд над «контрреволюционером» Чурмит-Дажы был!
Тока умер в 1973 году, а Тока-Анчымаа – в 2009 году...
Если два самых влиятельных нояна Уранхая Сотнам-Балчыр и Идам-Сюрюн в 1921 году приняли участие в создании новой страны, республики, то она была бы, возможно, не Тува (Тыва), а Туран. Сафьянов предлагал название: Туранская Народная Республика. А тувинцев называли бы не тувинцами, ни даже уранхайцами, а без стяжания, туранхайцами. Но, увы...
Возможно, Буян-Бадыргы, когда понял афёру Сафьянова и не получив себе «на лапу» обещанной им мзды за создание новой коммунистической страны – ТНР, поняв, что такое коммунизм, догадавшись, что русские его, гун-нояна, по-черному кинули, то в гневе прогнал своего «корешка» из Тувы, запретил приезжать хитрому русскому-купцу «Экээндей» в Туву навсегда! Вот за это Буян-Бадыргы поплатился своей жизнью...
А Сафьянов был болезненно влюблен в Урянхай. Он умер с этой любовью. Потомок беглого итальянца-авантюриста, решившего торговать с Монголией и Китаем. У него обнаруживались симптомы шизофрении. Он был ярко выраженным параноиком. Его даже скосила национальная потомственная болезнь урянхайцев и монголов – туяа (инсульт), характерная нервная болезнь параноиков, воинов, вождей и руководителей всех мастей и всех времен. В истории известно, что хан Угедей – сын Чингисхана, вознесший на престол императора Всея Монголии после смерти отца, тоже умер от кровоизлияния в мозг. В «Сокровенном сказании монголов» упомянуто, что он потерял дар речи. Его парализовало на правую сторону... Сафьянов тоже не выдержал правостороннего паралича. Он тоже потерял свой язык... Уранхай жестоко мстит всем прохиндеям и мошенникам за авантюры и ошибки!
Как я уже упомянул, Сафьянов тоже не остался в накладе. За свою «безграничную любовь» к Урянхайскому краю, как русско-итальянский торгаш, он получил с щедрой руки своего подельника – партнера, монгольского гун-нояна Буян-Бадыргы, в распоряжение Советской России, «невероятно щедрый подарок» в виде всего Саяно-Алтайского нагорья. Ведь Саяны и Алтайские горы – это генуинная родина, природная неотъемлемая часть Урянхая, Туранхая, выражаясь языком европейцев – Скифии, страны Ар, арийцев.
Хакасы испокон веков называли урянхов – соянами, потому что они сами тоже часть урянхайцев и называют себя «дадар». Татары! Также, как и урянхайцы. Для Тес-Хемских урянхов слово «дадар» – это лучшее дополнение к уважаемому имени. Шорцы, телеуты, сибирские татары, хакасы даже здоровались, называя боевую кличку Субедей-багатура – Изен, Эзен! Тем самым они подтверждают, что вечно верны памяти великого урянхайского полководца! Но жили они далеко на севере, на территории нынешнего Красноярска, называя свою область Кызыл-Чар. Поэтому горную систему Ар-Чан (чан – с урянхайского языка означает – родина. Например: Чана бер, чангаш кел, чанарым ол – что означает иди домой, съезди на родину, возвращаюсь домой) хакасы называют до сих пор Соян-Даглары – тувинскими горами. Это – наши горы! Урянхайские! Русские казаки, в 1778 году пришедшие завоевать эти горы, с московским акающим акцентом переиначили название этих гор на Саяны.
В 1923 году премьер министр Танну-Тувы Монгуш Буян-Бадыргы, под уговорами Сафьянова, окончательно уступил Саяны под юрисдикцию Советской России. Зато осталось в Ермаковском районе Красноярского края село Усинск с тувинским населением. Не с воздуха появились урянхайские названия на Саянах – Арадан (Ар-Даа), Танзыбей, реки Урулар, Казыр и Кизир, Он и Анны, Хереме, Соолба, Каан, Чулышман, Катунь и т.д. Горы Хан-Тегир, Самбыл, Серегеш, Улуг-Даг, Монге-Сартык, Эргек-Дыргак, Бугура, легендарная тюркская гора Отуген (хребет академика Обручева), Таштыпский район Хакасии назывался по-урянхайски Даштыг-Чер.
А о том, что священный Байкал (Бай-Холь) – урянхайское озеро известно всем. Русские землепроходцы в 1732 году, когда вышли к берегам Байкала, впервые встретили ясачный народ «иргит» с хромоногим предводителем Яндаш-дарга. Они назвались хозяевами этих земель и попросили русских построить на «оном месте острог для защиты от нападений монгольских племен «буруу-ыят» (бурят). Иргиты, урянхайцы, входящие в состав якутов-сахаитов и тувинцев, заплатили русским казакам ясак за десять лет черными соболями и присягнули в верности белому царю. Вот почему Иргита Агбаан-демчи китайцы и монголы считали «русским шпионом».
Позже на берегах реки Энкара (Ангара) вырос русский город Иркутск. И эти названия сохранились, как напоминание о былом могуществе и упадке родины великого полководца Чаурхан Субедея, известного во всем мире по боевой кличке Эзен-хан, перед славой и памятью которого преклоняли колени и снимали шлемы все рыцари мира. Он чисто выигрывал все сражения с венгерскими, польскими, немецкими, австрийскими, итальянскими, франкийскими, чешскими объединенными рыцарскими армиями! Его урянхайские воины 9 апреля 1241 года в местечке Лигниц в Восточной Пруссии наголову разгромили польско-немецкую, объединенную европейскую рыцарскую армию под командованием герцога Генриха с численностью в полмиллиона отборных солдат. Численность же урянхайских рыцарей едва достигала сто сорока тысяч сабель. Сам герцог героически погиб в сражении с урянхайским рыцарем. Умирая, герцог Генрих воскликнул Субедею: «Слава тебе!». Он был настоящим рыцарем. И Субедей снял свой шлем перед умирающим немецким воином.
Историки всего мира восхищаются боевыми подвигами великих воинов в истории человечества – урянхайцев! Только кроме самих тувинцев-урянхайцев, как манкурты, забывших свою историю, родословную, отвергающих своё природное имя «урянхаец», свою всемирную славу, боясь «репрессий со стороны русских». Для урянхайцев до сих пор слова «русский» и «коммунист» звучат, как синонимы, одного значения. Сам Эзен Чаурхан-ага не мог представить, что пройдет время и какой-то пропойца итальяшка, большевик Сафьянов с безродным нояном Буян-Бадыргы распродадут, оптом и в розницу, его родину по цене «собачьего дерьма». Теперь потомки, забывшие свою историю, решили отгрохать ещё и памятник этим «шарлатанам»...
Игорь Иргит,
Заслуженный деятель искусств Республики Тыва