НАРУСОВА ПРОМОЛВИЛА «ХУНДУЛУГ ДЕПУТАТТАР»... И СТАЛА СЕНАТОРОМ
Второе взятие сенаторского кресла от парламента Тувы оказалось для Людмилы Нарусовой успешным. Голоса депутатов тувинского парламента распределились следующим образом: в Законодательной палате из присутствующих 31 депутата 20 «за», 8 «против», три бюллетеня признаны испорченными, в Палате представителей – из пришедших 117 депутатов, 90 «за», 25 «против», а 2 бюллетеня были испорчены.
На этот раз все прошло более-менее спокойно. Стоек с микрофонами в зале уже не было. Да и депутаты ПП сидели спокойно, не слышалось выкриков и возмущений. Отчет претендентки состоялся в первой серии, а на днях был опубликован в полном варианте в «Тувинской правде». Передряги последних дней сделали свое дело: возвращаться к дискуссиям по ее персоне ни у кого желания не возникало. Единственно, на что еще были способны депутаты ПП – это сформировать новую Счетную комиссию. Но попытка провалилась. Сначала из 112 присутствующих только 46 поддержало состав прежней комиссии, а когда Вальков поставил на голосование вопрос о создании новой комиссии, «за» проголосовали 64 депутата. В принципе голосов хватало, поскольку процедурный вопрос для решения требовал более половины от присутствующих, т.е. 57 голосов, но депутаты решили «не бузить» и заседание продолжилось.
Слово предоставили Нарусовой. И первое, что она сказала, было «Хундулуг депутаттар!» («Уважаемые депутаты!»). Стало понятно, что уроки прошлого она по-своему извлекла. Зал встрепенулся и потеплел. Она доложила, что последние три недели встречалась с жителями республики, получила много писем-запросов. Все это было, по ее признанию, весьма полезно. До начала совместного заседания Нарусова посетила спорткомплекс «Субедей» и столичный роддом №1, провела ряд встреч. Последний объект ее особенно заинтересовал в плане поддержки депутата Хопуя. Обращаясь к депутатам, она отметила: «Вам решать, как голосовать».
Далее слово взял Ш.Кара-оол. Он был откровенно невесел. Чувствовалось, что он с трудом сдерживает себя – менять публично свою позицию на противоположную Главе правительства было неудобно. А ведь еще три недели назад депутатов настраивали против Нарусовой от его имени, и в зале об этом все помнили. Но, как всегда, его речь была многословной и размытой. Сквозь его бесконечные «взаимодействие, защита интересов граждан, сотрудничество, интересы республики» все-таки просматривалось, что Глава республики вынужден был признать и лоббистские возможности Нарусовой, и ее заслуги в «пробивании» строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл», и в возвращении скифских сокровищ из кургана «Аржаан-II» в Туву. И он выдавил из себя соображение, что в трудные времена все должны объединяться. И вокруг кандидатуры Нарусовой – тоже.
Дальше слово дали его заместителю Ш.Иргиту, представлявшему ТРО «ЕР». Он попытался зачитать решение Генсовета партии о поддержке Нарусовой, но депутаты его бесцеремонно «захлопали» – оно зачитывалось 20 мая, и было всем известно. Тогда он зачитал новое решение регионального отделения «ЕР» о поддержке еще три недели назад нелюбимой Нарусовой, принятое накануне 6 июня. Выступления обоих Шолбанов прозвучали вымученно и неискренне. Чувствовалось, что они изрядно намаялись, и история с Нарусовой легкой для них не была.
Судьба повторного голосования по сенатору оставалось неясной до последнего дня. Все три недели проходили усиленные консультации с депутатами. В основном – Палаты представителей, поскольку большинство в Закпалате, ведомое В.Оюном, по-прежнему поддерживало Людмилу Борисовну. Депутатов собирал Кара-оол небольшими группами через неформальных лидеров. Как говорят участники этих встреч, позиция Кара-оола была неуверенной, неубедительной типа «сами знаете, как голосовать». И только лишь накануне голосования, в последние дни, чиновники Белого дома забегали, усиленно убеждая депутатов ПП проголосовать за Нарусову.
Нашлись и те, кто настойчиво призывал голосовать «против», и таких было немало. Мотивы этого протеста самые разные: от «Ну, не нравится мне Нарусова» до «Надо бы насолить Ш. Кара-оолу».
Наказать Ш.Кара-оола за недальновидность руки чесались у многих. Нелюбовь к Главе правительства большинства депутатов ПП была налицо. Судя по голосованию за счетную комиссию, таких набралось более половины – никак не менее 64 человек. Нет (да и вряд ли уже будет) стратегического мышления у лидера республики. Зачем надо было устраивать обструкцию вдове учителя Путина, чтобы спустя три недели судорожно исправлять собственные ошибки? После того, как Тува уже ославилась на всю Россию!
Позиция депутатов Законодательной палаты оставалась стабильной на протяжении всей истории с утверждением Нарусовой. Еще 20 мая по Законодательной палате она получила 20 голосов – 19 сторонников Оюна и примкнувшего к ним Чучева. Кто на этот раз «прибился» к ним, пока неизвестно, но на один дополнительно проголосованный бюллетень после оглашения результата стали претендовать сразу несколько депутатов, в том числе Ю.Кара-оол, Р.Деге, И.Самойленко и Р.Монгуш.
Впрочем, в это не очень верится: когда депутаты голосовали за утверждение результатов, проправительственное меньшинство демонстративно воздержалось. Да и среди тех, кто аплодировал результатам тайного голосования, по итогам которого Нарусова продлила свои полномочия, их не было. Из чего можно сделать простой вывод: с одной стороны, правительство Тувы «нагнули», и попытки его чиновников заблокировать переизбрание и заставить Нарусову торговаться с Кара-оолом провалились. С другой стороны, Людмила Борисовна получила наглядный урок, из которого точно знает, на кого в республике она может рассчитывать, а на кого – нет. А это важно, поскольку немногим более чем через год ей и Пугачеву придется в составе команды идти на выборы, чтобы вновь продлить сенаторские полномочия.
Кондрат Пчелкин