Создается такое впечатление, что в республике все заняты только одним – выборами по пяти избирательным округам в Законодательную палату. Заверения чиновной правительственной челяди о том, что В.Путин вот-вот переназначит Ооржака председателем правительства рассеялись, и теперь Шериг-оол трубит своим сотрапам другое: ваша судьба в ваших руках. Если проиграем и эти выборы – 11 марта – вам всем крышка. Новая власть поступит с вами так же, как я поступал с ними 16 лет. В тувинском правительстве уже и речи нет о какой-то работе, кроме выборной. У чиновной шушеры вновь появилась надежда – а вдруг удастся победить на выборах? И крутится дальше правительственное колесо, перемалывая человеческие судьбы.
А тем временем сюжет политической борьбы, не взирая на визг Ш.Ооржака, развивается последовательно и позитивно, не оставляя старой власти надежды на выживание. Главным фактором позитива стал поворот во взаимоотношениях лидеров региональных отделений двух ведущих партий в республике Ш.Кара-оола и В.Оюна.
И тут выяснилась поразительная деталь: если ранее Ш.Ооржак в федеральной печати заявлял, что парламентский кризис на исходе, ЕР и РПЖ вскоре подпишут некое пакетное соглашение, которое всех устроит, то после совместного выступления Кара-оола и Оюна на телевидении прооржаковские СМИ начали травлю обоих лидеров, а какие-то таинственные восемь членов ЕР даже написали донос в Москву. И Ооржак объявил новую войну – теперь уже не только Оюну, но и Кара-оолу, тем самым демонстрируя, что он против любых позитивных действий, в которых не является основным игроком. Впрочем, вернемся несколько назад и разберемся в ситуации.
Поворот в событиях наступил 31 января т.г., когда зам. руководителя Администрации Президента России В.Сурков пригласил на 2 февраля в Кремль для консультаций Кара-оола и Оюна. Приглашение было почти синхронным – на 11 и 15 часов. И тут же Шериг-оол Ооржак захотел срочно встретиться с ними для тайных переговоров. Кара-оол сослался на занятость, а Оюн прямо заявил, что ему с Ооржаком разговаривать не о чем. Вот тут-то Шериг-оол и понял, что полностью утратил контроль над ситуацией в республике, если лидеры партий считают возможным игнорировать его приглашение на беседу. Оюн с Кара-оолом уехала в Москву без наказов «кормчего». Возникло ощущение, что политика стравливания своих оппонентов дает трещину. Глава понял, что ему уже почти в открытую готовят отставку.
Не будем рассказывать чужие секреты, как это делают правительственные СМИ, при этом искажая суть, а заметим лишь то, что после встречи с Сурковым оба лидера изменились. С одной стороны они явно демонстрировали уверенность в будущем и не боялись публично сообщать, что у Ооржака нет никаких шансов получить путевку на новый срок правления, а с другой – оба давали понять, что судьба республики во многом находится в их руках, и сейчас как никогда необходимо взаимопонимание. Они не стали, как Ооржак, делать заявления за Кремль, Путина и Суркова, но ни у кого не осталось сомнений – в Кремле их мягко, но настойчиво настраивали на совместную работу. А затем, как логичный ход, было их совместное выступление на телеканале «Новый Век», которое привело Ооржака в бешенство.
Видимо, после этого он окончательно осознал, что почва уходит у него из под ног, и власть вместе с привилегиями безнаказанно грабить народ уходит в прошлое. А Ооржаку не нужен мир, если он в нем – не главный миротворец. Как не нужно финансовое благополучие простых людей, если нельзя представить дело так, будто он – главный благодетель. И начался новый виток эскалации, смазанный деньгами Межпромбанка.
Разглагольствуя о чистоте выборов, правительство Тувы организовало раздачу денег населению под видом заключения договоров на оказание агитационных услуг. Московские технологи ведут сбор паспортных данных и образцов подписей избирателей. Принесшему 4 паспорта выдают 1 тыс. рублей. Паспорта копируют. Дураку понятно, зачем это делается – чтобы в день голосования вписать паспортные данные на тех, кто не пришел, подделать подпись избирателя и вбросить бюллетень за правительственных кандидатов – Андалаеву, Цыренова, Сюрюн, Никифорова или Болотенюка.
Деньги под данные паспортов раздают в Доме Престарелых, поликлиниках, детских садах, кинотеатрах, на автовокзале, в столовой возле автодорожного техникума. Подкупленная милиция на сигналы о подкупе избирателей не реагирует – ссылаются на указания министра Лесняка ничего не предпринимать. Прокуратура молчит в ожидании приезда нового респрокурора. ФСБ спокойно фиксирует факты подкупа и ждет откуда-то команды.
По оценке экспертов за последние 6 дней роздано около 20 млн. рублей. Людей, получивших их, понять можно – они забрали малую часть того, что у них украло государство. Часть пенсий. Часть зарплаты, которую они получили бы, если бы Ооржак не отнял у них работу. Людей можно только пожалеть. И посоветовать: берите из выборных касс деньги и никого не бойтесь – после того, как вы проголосуете 11 марта по совести (а чистоту выборов мы обеспечим, невзирая на все потуги правительства сформировать жульнические избирательные комиссии), ни с Ооржаком, ни с Брокертом, ни тем более с Пугачевым вы больше не столкнетесь – волеизъявление народа выбросит их на свалку истории. Вместе с продажными правоохранителями.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый