СЕРГЕЙ КОНВИЗ:
Обстановка в республике накалилась, как никогда. Похоже, узлы тяжелых проблем завязываются все круче. С экранов телевизоров ГТРК «Тыва» потчует телезрителей оголтелой махровой неприкрытой ложью, и людям все труднее ориентироваться в современной ситуации. И мы решили обратиться к Сергею Конвизу с некоторыми вопросами относительно сегодняшних реалий.
– Сергей Семенович, что все-таки происходит в республике?
– Главный фактор, который влияет на все процессы в Туве – окончание срока полномочий председателя тувинского правительства. Из-за этого и весь сыр-бор. Ооржак уходить не хочет. С одной стороны, он не мыслит себя вне власти, а с другой – грехи не пускают. За 16 лет правления он показал, как нужно расправляться с оппонентами. И теперь представляет, что будет с ним, когда он станет никем. Если прокурору будет дана соответствующая отмашка, а я на это очень надеюсь, ему может не хватить остатка жизни, чтобы отмотать весь положенный срок. Поэтому он предпринимает отчаянные шаги, чтобы остаться у власти.
– Правительственные СМИ трезвонят, что он в шаге от переназначения. Неужели такое возможно?
– Если бы была хоть какая-то вероятность такого исхода, это уже давно бы произошло. Но она ничтожна, поскольку в Кремле известно, что Ш.Ооржак не при каких условиях не пройдет согласования не только в Законодательной палате парламента, но и в руководстве партий РПЖ и ЕР. Так что его кураторы могут носить в Администрацию Президента какие хотят суммы – это им не поможет. А то, что телекомпания «Тыва», «Тувинка» и «Шын» гонят «чернуху» – не новость. Думаю, как только поменяется власть в республике, Тас-оол, Хертек и Натпит-оол со своими наиболее старательными лжецами-подчиненными будут вынуждены срочно искать работу в неправительственном секторе. Мы постараемся, чтобы государство не оплачивало ложь деньгами налогоплательщиков. И чтобы разочарование тех, кто подличал, было тяжелым.
– А кто же будет новым Главой республики?
– Я не ГТРК «Тыва» и врать не буду. Решение – за Президентом страны. И предварять его никому не позволено. Могу лишь сказать, что сегодня на обсуждении в Кремле кандидатуры Ш.Кара-оола, М.Козлова, В.Оюна, В.Салчака и С.Сокола. Заметьте: расставляю не по степени вероятности назначения, а по алфавиту. Могу добавить, что самые маленькие шансы – у С.Сокола. И это связано не с его какими-то личными качествами, а лишь с тем, что он до сих пор никак не был связан с Тувой, и потому ему будет трудно не только получить поддержку тувинского парламента, но и работать Главой республики.
Как известно, один проект Ооржак все же успел осуществить – проект мононационализации республики. Путем создания дискомфортных условий для русского населения. Его осталось в республике менее 18%, и отток продолжается. Правительственная пропаганда сделала свое черное дело – тувинцы все меньше доверяют русским, нередко видя в них хищников и временщиков. И русским руководителям все труднее работать в республике.
Вот посмотрите: с 1998 года сменилось пять прокуроров. Все – привозные. Среди них в положительном плане отметить можно было бы только последнего – В.Кизикина. По оценке его коллег, работал как вол, старался во всем разобраться и пресечь преступления, невзирая на лица. Смотрите, на скольких чиновников правительства были заведены уголовные дела. Среди них и родня председателя правительства. Но и Кизикин не выдержал – подал в отставку.
Посмотрите на привозных руководителей МВД. Аренина сотрудники почти не видели – все в Москве сидел. Расскандалился со всеми, перессорился с журналистами, очернил предшественника, понасадил в начальственные кресла дружков-бездельников, наделал финансовых нарушений – и смылся. Прислали нового – та же песня. На словах – победа над преступностью, а на деле – продолжение покрывания оборотней в погонах. Сразу видно – приехал за звездой – и назад. Видимо, не считает нужным беспокоиться о собственном реноме.
– Вы как-то уж очень негативно о Викторе Ивановиче. Человек он новый, может, и не так все грустно?
– Я бы так о нем не высказывался, если бы не имел опыта личного общения. Во время осенних выборов я беседовал с ним по поводу незаконного изъятия милицией агитационных материалов партии «Родина». Очень мило поговорили, а через 5 дней РУБОП, ОМОН и ГИБДД пытались точно так же арестовать тираж «РИСКА». Благо, прокуратура пресекла – удалось отбить без вмешательства Москвы. Думаете, кто-то был наказан? После этого я обсуждал с ним факт фабрикации материалов уголовного дела сотрудниками ГИБДД Абрамцом и Сатом – представил ему соответствующую экспертизу МВД. Думаете, их хотя бы уволили?
Из-за такой позиции министра подобные абрамцы стоят на всех перекрестках. Республику буквально растащили и продолжают разворовывать оставшееся. Работники ОБЭП и РУБОП в открытую занимаются поборами, торгуют компроматом. При этом не замечают, как у нас воруют предприятия типа «Гаруды», а министр заявляет, что доволен их работой. В городе по-прежнему люди боятся выйти на улицу, а начальник УВД – в фаворе. Прямо скажу: при С.С.-Б.Монгуше такого беспредела не было. Видимо, предположение о том, что в обмен на лояльность правительству Тувы ему обещано генеральство не случайно.
– И потому Вы против Сокола?
– Да я его не знаю. Но думаю, его кандидатура вряд ли пройдет ЗП, поскольку он позиционируется как объединитель, а тувинцы против поглощения Тувы Красноярским краем. К тому же его интересы лоббирует Полпред Квашнин, который в Туве далеко не в почете. Да если вдруг Сокол и пройдет, больше года вряд ли протянет – тут свои не могут договориться, куда уж чужаку...
– А что же Палата Представителей?
– Она примет любого предложенного.
– А все же, кто, на Ваш взгляд, наиболее вероятный кандидат в Главы правительства?
– Я гадать с фамилиями не буду, а лишь скажу, что кандидатура будет та, на которую согласятся лидеры РПЖ и ЕР Оюн и Кара-оол. При определенных условиях они и сами могут договориться, кто из них будет возглавлять парламент, а кто – правительство. Их долгое время искусственно пытались рассорить, но сейчас настал такой момент, что они должны найти взаимопонимание.
– Но ведь считается, что Палата Представителей проооржаковская.
– Это глубокое заблуждение. То, что благодаря махинациям удалось протащить Х.Монгуша, ничего не значит. РПЖ сейчас взялось за палату и после 11 марта в палате будет совсем другая картина.
– А как сейчас обстоят дела с планами строительства железной дороги?
– Я вам прямо скажу – пока Ооржак у власти, никакие серьезные бизнесмены не придут в Туву и не начнут ничего делать. Жизнь показала – у Пугачева и Межпромбанка недостаточно ресурсов, чтобы убедить федеральное правительство дать 100 млрд. рублей на строительство подъездных путей к угольным шахтам. Поэтому вопрос перспективы «железки» сегодня сродни вопросу темных пятен на солнце. Вопрос есть, но нас он мало волнует.
– Если уж зашел разговор о сенаторах, то каковы, на Ваш взгляд, перспективы у С.Пугачева и Л.Нарусовой?
– Сенаторские полномочия Пугачева закончатся одновременно с полномочиями Ш.Ооржака. И ему предстоят на этот счет переговоры уже с новым Главой республики. Что же касается почетной вдовы, то в соответствии с решением Конституционного суда Тувы ее полномочия, как и полномочия Великого Хурала РТ закончились в день выборов – 8 октября. Так что она напрасно ведет себя по-сенаторски. Особенно учитывая, что перспективы ее перевыборов парламентом очень туманны. Сегодня более негативно в республике воспринимается только фигура Алексея Мельникова. Я бы ей посоветовал срочно подыскивать новый регион для обретения полномочий. Или идти в Эрмитаж – там ее наверняка примут. Поможет Пиотровскому найти украденные сокровища. Следователи полагают, что она может быть в курсе.
– Как Вы оцениваете обстановку вокруг избирательных комиссий?
– Знаете, такого еще не было. Там вообще-то подобрался неплохой состав, если не брать двух бывших членов банды Героя. И работали бы они нормально, если бы правительство не пыталось их купить. Дело дошло до того, что некоторым членам комиссий руководители правительства в ранге заместителей председателя и министров открыто предлагают до миллиона рублей за следование их «советам». Обещают дома и квартиры. Какие они дают «советы», надеюсь, понятно. Всем обратившимся мы советуем соглашаться и подавать заявление в ФСБ. Надеюсь, мы кое-кого из чиновников поймаем с поличным и посадим, а то лесняковские РУБОП и ОБЭП ловят мелочь, а главных жуликов обходят стороной.
Мы еще на прошлых выборах установили, чем занимается Брокерт, но тогда было не до этого. Сейчас в прокуратуре рассматривают заявление члена ТИК Базыр, которую хотели подкупить. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем: если Вас соблазняют чем-то правительственные чиновники, идите к нам. Мы обеспечим Вам юридическую защиту и поможем поймать взяткодателей с поличным. Особенно, если к Вам вдруг обратятся Брокерт, Барыбин, Морозов или Ооржак. Или Мерген Манын-оол с Владимиром Монгушом. Бояться их нечего. Их время заканчивается, и никто им не поможет.
– Сергей Семенович, будет ли когда порядок в Кызыле? Вы посмотрите, проехать невозможно. Даже в центре города между полосами столько снега, что невозможно свернуть на перекрестке. А дальше – вообще не проехать.
– Что вы хотите? За дороги отвечает директор комбината благоустройства Манын-оол. Тот самый, которого турнули с председателя ТИКа за нарушения закона. Вместо того чтобы заниматься уборкой города, он воду мутит в ТИКе. А на предприятии положение аховое. Люди бастуют против невыплат зарплаты, город завален снегом и мусором, не освещается, а начальник нищего предприятия при попустительстве ОБЭП на какие-то деньги строит себе коттедж. Не исключено, что на те самые, на которые нужно платить зарплату, мести улицы и убирать снег. И виноват в этом – мэр Кызыла Донгак. Я согласен с В.Оюном: если бы у него была бы хоть капля совести, ушел бы с должности, не позорился.
– А как вы относитесь к идее восстановления крепости Пор-Бажын?
– Очень хорошая идея. Не зная прошлого народа, нельзя предвидеть будущего. Правда, странно, что этим занимается министр МЧС. Проводить раскопки и реставрации – дело министра культуры. Шойгу просто мог бы по блату обратиться к министру культуры с просьбой о выделении средств, и мы были бы ему благодарны. Тем более что он в археологии разбирается не больше, чем в сельском хозяйстве. Да и Байыр-оола в КГБ не этому учили. Думается, мы были бы Сергею Кужугетовичу благодарны гораздо больше, если бы он все свои силы, любовь к народу, а также финансовые и организационные возможности министерства направил на предотвращение и борьбу с лесным пожарами. И толку, и пиара перед думскими выборами было бы гораздо больше. А то, как выборы – так у него зуд инициативности. То спорткомплекс, то крепость... И до конца ничего не доводится.
– Как Вы думаете, какова перспектива таких «строек века», как музей, аэропорт и «надувной» спорткомплекс?
– Новому правительству придется изрядно попотеть, чтобы довести эти стройки до ума. С одной стороны, нужно решить, как их использовать, а с другой – как и на что обогреть и осветить. Нельзя забывать, что Тува – республика высокодотационная. Насколько я знаю, здравые мысли у проектировщиков и строителей по этим объектам есть. И по энергоснабжению, и перепрофилированию. Только их почему-то не слышат в правительстве. Так что выход имеется. Будем оптимистами.
– В Кызыле проблемы с водой, теплом, светом и газом. Какой выход из создавшегося положения?
– Строить инженерные сети в Кызыле начинал мой отец – Семен Львович Конвиз. Первый водопровод, первая канализация, линии электроснабжения и газификацию столицы проводил он. С большими трудностями, поскольку не было специалистов и механизмов. К примеру, траншеи глубиной 5-7 метров землекопы копали вручную. В шестидесятые годы был сформирован инженерный состав и подготовлены квалифицированные рабочие – сварщики, сантехники, электрики, кочегары, водители спецмашин. Было с нуля создано Министерство коммунального хозяйства, только в автобазе было более 200 машин.
Сейчас все это утрачено, разворовано, люди распущены. А между тем инженерные сети в Кызыле находятся в аварийном состоянии. Мы просто живем на пороховой бочке. А если случится даже маленькое землетрясение? Нужна капитальная реконструкция, но пока даже подготовки такой программы нет. Думаю, этим нужно будет экстренно заняться новому правительству, и потребуются колоссальные капиталовложения.
– Значит, Вы смотрите в будущее с оптимизмом?
– Конечно.