Цитаты и комментарии к интервью Ш.Ооржака «Российской газете»
за 20 декабря 2006 года под названием «У восточной околицы России»
Как известно, любой поход в СМИ местного тувинского гаранта Ш.Ооржака – это событие. Вряд ли где еще можно обнаружить столько лжи и
глупости одновременно. Не стало исключением и это его выступление.
Для начала журналист, который в Туве никогда не был и о республике знает со слов Ооржака, заявил: «По территории регион превосходит Австрию и Венгрию вместе взятые. Сегодня эта малонаселенная приграничная территория считается одним из инвестиционных лидеров Сибири. Происходящие перемены связывают с именем главы республики – председателя правительства Тывы. Ш.Ооржака...»
Шериг-оол, отлично осознающий, что никаких инвестиций в Туву нет, и не может быть до тех пор, пока он не уйдет в отставку, предусмотрительно возражать не стал. А пустился в пространные рассуждения ни о чем. «Мне близка жизнь простых людей. Я родился в бедной многодетной семье... Я очень хорошо понял, что такое ответственность... видел, к чему привела безудержная «демократия»...
При чем тут жизнь подкидыша? И как можно расценить такое определение демократии, как «безудержная».
«Дотации из Центра – это хорошо, но, сидя на них, не достигнешь процветания...» – от души треплется руководитель, за 15 лет уменьшивший долю собственных доходов республики в 6 раз.
«Чтобы стать лидером региона, мало добиться, чтобы люди тебе поверили», – разглагольствует Ооржак, как будто не ведающий, что уж кому-кому, а ему-то точно в республике не доверяют.
Далее лидер-банкрот жалуется на тяжелое наследие, которое он получил и разъясняет причины сегодняшнего плачевного состояния сельского хозяйства: «...В Тыве было практически уничтожено традиционное орошаемое земледелие. Последствия этого мы ощущаем до сих пор в виде высокой безработицы среди сельского населения...» Как будто это не по его указаниям были распущены совхозы и разбазарено имущество сельхозпредприятий. Как будто не он – основной виновник массовой безработицы на селе.
А затем Ооржак поведал российскому читателю о жуткой обстановке в республике, живописуя кошмары и ужасы: «В конце 80-х – начале 90-х ситуация в Тыве была просто катастрофической... Разгул преступности. Деградация предприятий. Из региона в одночасье уехали тысячи русских – цвет общества» При этом он скромно умалчивает, что именно он тогда возглавлял Совмин республики и являлся одним из главных творцов этого ужаса.
А затем Ооржака «понесло»: «Мне пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть земляков к родным очагам. Нам удалось преодолеть хаос и беззаконие». На самом деле они процветают до сих пор и вряд ли преодолимы, пока Ооржак у власти. «Вот уже 15 лет у нас нет межнациональных либо межконфессиональных трений. Тывинцы и русские пропорционально представлены в органах власти...» – заливает местный Туркменбаши, точнее Тувинбаши, официально провозгласивший в своем очередном ежегодном Послании курс на создание в Туве «мононационального общества».
Освещая сегодняшнюю ситуацию в республике, Ооржак поясняет: «В настоящий момент в Великом Хурале налицо конфликт между депутатами, представляющими РПЖ и ЕР... В парламенте региона за «ЕР» почти 84% мест... Конфликт привел к приостановке деятельности Великого Хурала. В настоящее время готовится пакетное соглашение, в соответствии с которым будут распределены основные позиции в Хурале. В ближайшее время, я уверен, оно будет принято».
Если у ЕР 84% мандатов, то почему «приостановлена деятельность парламента»? Да потому, что Ооржак проиграл выборы и у партии ЖИЗНИ в парламенте устойчивое большинство, которое отказывается участвовать в его шабаше, пока суды восстановят всех депутатов. На сегодняшний день из 5 дел рассмотрены 4, и все решения приняты не в пользу Ооржака. А пресловутое «пакетное соглашение» никто не готовит, поскольку с Ооржаком никто не желает иметь дел, а контроль над парламентом у его злейшего врага В.Оюна.
А то, что понес дальше ШДО, вообще не поддается никакому анализу: «На базе социальной стабильности и межнационального мира в Тыве созданы и действуют уникальные институты прямой демократии». Думается, он и сам не понял, что сказал. Ни о какой демократии при Ооржаке говорить не приходится. Самый простой пример: оппозиционная пресса печатается в типографиях за пределами республики.
«Важные правительственные решения утверждаются депутатами парламента», – отчаянно лжет негодяй. Три года подряд парламент отказывал Ооржаку в утверждении Отчета об исполнении бюджета республики. Теперь ему грозит уголовное преследование за нецелевое использование финансовых средств, и он объявил парламенту войну.
А дальше его фантазиям нет предела. Со дня на день уходящий в отставку Глава правительства рисует замки на песке о какой-то стратегии развития республики: «Стратегия развития региона включает в себя три направления развития. Первое направление – выход из затянувшегося кризиса, стабилизация экономики... Второе – техническое перевооружение и модернизация имеющихся производств и создание новых горнодобывающих предприятий, основу составят расконсервация комбината «Тывакобальт», комбината «Тываасбест», угольных разрезов, реанимация предприятий стройиндустрии и лесопереработки, освоение месторождений полезных ископаемых. Третье направление связано со строительством железнодорожной ветки Курагино-Кызыл... С 2015 года, бедная республика перестанет быть бедной...»
И это рассказывает человек, являющийся главным виновником развала экономики республики и банкротства всех названных им предприятий. Все они до его прихода в Совмин исправно работали и приносили прибыль. А в результате его «реформ» закрыты и разграблены. 15 лет понадобилось на то, чтобы разрушить, а он вдруг решил за 8 лет восстановить... Что же касается добычи полезных ископаемых и строительства железной дороги, то об этом блефе мы слышим с 2002 года, но ни тонны угля на Элегестинском месторождении не добыто. А железную дорогу к пугачевскому угольному разрезу государство строить и не собиралось. Так что благодаря тяжелому наследству, оставляемому Ооржаком, Туве вряд ли грозит в ближайшем обозримом будущем стать форпостом экономического роста России, как напыщенно заявил Шериг-оол Ооржак.