Странное дело: политический кризис в республике не локализируется, а имеет явную тенденцию к расширению. Впрочем, тому имеются объективные причины. Как известно, до некоторых пор на политическом поле республики взаимодействовало несколько групп, имеющих свои интересы и виды на будущее. И у каждой имелся свой лидер.
Принято было считать, что основным игроком являлся Глава республики Ш.Ооржак, олицетворяющий интересы Межпромбанка, местного чиновничества и хемчикского криминалитета. Это, так сказать, основные источники и составные части коалиции, называемой в народе ооржаковластьем. Глава привлекает Пугачева статусом сенатора, людишек помельче – должностями и квартирами. К примеру, не успели высохнуть чернила под решением Конституционного суда, как судья Норбу, проживающий в шикарной приватизированной им квартире в доме со всеми удобствами бежит с бумажкой, дарующей ему двухкомнатную квартиру в новом доме МВД по квоте правительства Тувы. Обычно такие связи называют коррупционными.
Вторую группу возглавлял официальный лидер тувинских единоросов Ш.Кара-оол. Под его водительством искали лучшей доли активисты Афганского братства, некоторые функционеры ЕдРа и наиболее крупные бизнесмены республики. Являясь официальным лидером ЕдРа, на самом деле он не влияет на партийные решения и представляет собой своего рода свадебного генерала, приглашенного в знак дружбы Сергеем Шойгу. После недавних криминальных скандалов он вряд ли имеет серьезные шансы на благосклонность В.Путина, но в любом случае остается фигурой заметной и влиятельной.
Противостоит им группа сторонников спикера парламента В.Оюна, основной костяк которой составляют депутаты Законодательной палаты Великого хурала, объединившиеся под флагом партии ЖИЗНИ, и давнишние оппоненты Главы республики. За ними нет ни криминала, ни серьезного бизнеса, но силу им придает народная поддержка, полученная на последних выборах, и высочайшая сплоченность.
Первая группа финансируется олигархом Пугачевым и существует по схеме «полномочия в обмен на привилегии». Основной целью альянса являлось сохранение за Пугачевым кресла сенатора, а за Ооржаком – должности председателя правительства. Экономические интересы взаимодействия этой парочки имеют второстепенное значение – Ооржак имеет состояние, которое ему не истратить и за 100 лет, а Пугачев делает свои миллиарды в другом месте. Правда, на их сотрудничестве делают неплохие бабки людишки типа Мельникова или Брокерта, но даже дочернему Народному банку от этой дружбы ни холодно и ни жарко.
Вторая группа перебивается случайными оказиями и финансовыми интересами объединена слабо. Разве что «Единая Россия» помогает с квотами и лицензиями. Держится она на личной дружбе Кара-оола и Шойгу, которая не мешает министру время от времени «подставлять» свое протеже на выборах, вследствие чего Шолбан Валерьевич последние 6 лет из всех выборов выходил побитый и подавленный. По всей видимости, обещаниям Сергея Кужугетовича в отношении главного кресла в Туве сбыться не суждено, и Кара-оол будет снова ждать своего часа до следующих парламентских выборов. К счастью, он привык и умеет ждать.
Третья группа имела свои интересы: по минимуму – сохранить свои лидирующие позиции в парламенте, а по максимуму – возглавить исполнительную власть в республике. Она готовилась взять на себя ответственность за будущее Тувы, и в этом их поддерживал лидер партии «Справедливая Россия» спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Для кого-то кажется неестественным, что все перечисленное подается в прошедшем времени. Ведь кризис пока не исчерпан. Более того, имеются некоторые симптомы, указывающие на возможное скорое обострение ситуации вокруг парламента.
Так в чем же дело?
А в том, что 16 марта 2007 года у Ш.Ооржака истекают полномочия Главы республики, и по этому поводу 11 декабря его вызывал к себе полпред президента в СибФо А.Квашнин. Со слов самого Ооржака, разговор состоялся на редкость тяжелый и непродуктивный. Посетовав на то, что противоборствующие стороны никак не договорятся, а не позже чем через 3 месяца должно состояться назначение нового Главы республики, Анатолий Васильевич предложил Шериг-оолу Дизижиковичу до 18 декабря подать прошение на имя Президента России с вопросом о доверии. И тогда полпред должен будет представить в Кремль 2 кандидатуры на назначение. Еще Квашнин предложил Ооржаку «красиво уйти», поскольку он считает необходимым предложить Путину русские кандидатуры из людей, непричастных к сегодняшнему политическому кризису в республике.
Удивительно, но такой поворот событий для Ооржака оказался неожиданным. Оказывается, проклятый старик до сих пор полагал возможным свое назначение на четвертый срок! Видимо, слухи о том, что за его назначение проплачено 18 млн. долларов США имели серьезные основания. Вот что значит застаревшая запущенная болезнь. И он покинул полпредство, заявив, что поедет в Москву «советоваться».
Но оставим в покое несчастного гаранта и перейдем к анализу последствий его неизбежного ухода из большой политики.
Кто бы что не говорил, а основное противостояние последних 10 лет проходило по оси отношений к Шериг-оолу, и все деятели делились на лояльных к нему людей и оппонентов. Первые получали преференции и безбоязненно воровали, вторые методично «подтачивали трон», что и привело сегодня Ооржака к трагической черте.
Но после отхода от дел Ооржака и ухода в тень его камарильи расклад политических сил может значительно измениться. И в немаловажной степени это зависит от позиции олигарха Пугачева и его Межпромбанка. Не секрет, что никакого преемника Ооржаку олигарх не готовил. К тому же почти все претенденты, озвученные зам. полпреда Бурдой, являются ставленниками большого бизнеса. Настолько большого, что Межпромбанк теряется при одном их упоминании: Норникель, Транснефть, ЮКОС... Дураку понятно: с приходом такого выдвиженца Пугачеву придется срочно искать новый источник сенаторства, а Межпромбанку – забыть о своих планах в Туве, срочно эвакуируя своих людей из республики. В этом плане несколько особняком стоит кандидатура нашего земляка М.Козлова, ныне представляющего в Москве республику Алтай – за ним никакого крупного бизнеса нет. Впрочем, не известно – благо это или наоборот. Вряд ли в Кремле согласятся на непроплаченную кандидатуру Главы республики.
И обсуждение возможных кандидатур – не праздное дело. Учитывая сложившуюся ситуацию в Туве, новому руководителю будет достаточно сложно управлять процессами – В.Оюн при поддержке С.Миронова и Ш.Кара-оол при поддержке С.Шойгу будут иметь реальную силу, с которой придется считаться. Особенно важна будет позиция Оюна, за ним будет парламентское большинство. Жизнь показала – именно он со своими сподвижниками сломал хребет настырному несговорчивому Ооржаку и заставил Кремль искать ему замену. Впрочем, не исключено, что вероятный новый премьер и спикер ЗП найдут (или уже нашли) общий язык, и Туву ждут годы стабильного развития экономики и общества. Не знаем мы и о позиции Пугачева на новую ситуацию. Не исключено, что здоровый прагматизм все же возьмет верх.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый