«Выборы-2006» в отличие от парламентских четырехлетней давности утратили главное свойство – интерес населения к их результатам. Вызвано это не в последнюю очередь изменениями федерального выборного законодательства. Маловразумительная для населения необходимость сбиваться в партийные «кучи-мала», спешное формирование новых политических союзов и блоков в неизбалованной разнообразием спектра политических сил регионе, к тому же с кардинальной сменой ориентации и слоганов ряда публичных лиц сбивает избирателя с толку. И он отвечает естественной в таких случаях реакцией дезориентированного организма – индифферентностью к происходящему. В 2002 году только половина избирателей тувинской столицы (35 тыс. человек из 62 тыс.) пришла на избирательные участки, отдав за кандидата «против всех» 2 тыс. голосов. По всей республике «против всех» проголосовали 2900 человек.
Из-за небывало высокого по России 43% барьера явки избирателей в Законодательную палату парламента в 2002 году так и не были избраны шесть депутатов от Кызыла, хотя в столице проживает половина населения республики и на 11 городских мандатов в Законодательную палату претендовали 72 кандидата. После повторных туров, продолжавшихся в течение двух лет, город избрал лишь 4 депутатов. Ничем не оправданный процент явки с большим трудом удалось сейчас снизить до 33%, но повторение 2002 года вполне реально: фрондирующий Кызыл с непредсказуемым избирателем может снова остаться без своих депутатов в Законодательной палате, прогнозируют сами кандидаты. «Госдума России предусматривает 25% явки избирателей и выборы всего в один тур. А мы что, в отдельном, сопредельном государстве живем? Считаю, исходя из этого, разумным снять барьер явки в 43% и считать избранным того кандидата, кто наберет простое большинство голосов. Набрал кандидат не 50%, как сейчас, а больше всех, значит, он уже удостоился звания депутата. При сегодняшнем же 43-процентном барьере явки мой прогноз та-кой: в половине округов выборы будут признаны несостоявшимися. Если вовремя не принять меры и не снизить эти проценты, то вряд ли мы завершим избирательную кампанию даже к концу года» – предрекал в интервью четыре года назад один из активных участников выборов Сергей Конвиз и оказался прав. В неполном комплекте, с угрожающим кворумом – 24 депутата вместо 32-х депутаты проработали весь созыв.
Процент принявших участие в мартовских выборах (2002 г.) главы республики равнялся 65% (всего избирателей в Туве примерно 170 тыс. человек). На июньских выборах в тувинский парламент активность населения снизилась до 50%. На 162 депутатских мандата в обе Палаты претендовало более 700 кандидатов (на некоторых участках по 9 человек на место).
«Конкурс» нынешнего года значительно ниже – по 2-3 кандидата на депутатское кресло. В Законодательную палату на 32 депутатских места претендуют всего 88 кандидатов, в Палату представителей на 130 мест – 332 человека. Узнать, насколько избиратель останется доволен представленным выбором можно только на основании данных по Палате представителей. Кандидат «против всех» сохранен только в бюллетене этой палаты.
Через сито Избиркома из 7 региональных отделений партий не прошли две: аграрии и пенсионеры, хотя отказы в регистрации сопровождали и ЛДПР (22 кандидата), и «Партию жизни» (15 кандидатов), и «Родину» (17 кандидатов) и коммунистов (18 человек). Лукавство федерального Центра понимают все, ведь партийная жизнь оживляется только при наличии финансовых вливаний. Тем более, когда партстроительство основано не на идейной платформе, а вынужденно. Поэтому ожидать безупречно (за месяц до выборов) сформированного партсписка, требуемого количества ее членов и сторонников, не приходится. Новая политическая система сепарирует народ. Сплочение не вокруг идеи, а федерального финансового источника, решающего в регионе свои долгосрочные задачи, оказывается двояким. Формула «кто платит деньги тот и пляшет девочку» предстает во всей очевидности, парализуя избирательную волю и всякое желание самостоятельного анализа и собственных шагов людей «на местах».
Бывший спикер парламента, нынешний вице-премьер Шолбан Кара-оол (один из тройки лидеров «Единой России» на предстоящих выборах), в интервью 2002 года сразу после переизбрания депутатом говорил о поправках в федеральное выборное законодательство: «Активизация гражданского общества – это самое главное, что необходимо сегодня. Нужны люди, которые смогут рассматривать и решать не только проблемы одного дома, одной улицы, одного населенного пункта, но и смогут разрабатывать стратегию развития республики, отстаивать интересы профессиональных и социальных групп. Парламент будет формироваться на совершенно иных принципах, это особенно важно для таких регионов как Тува. У нас в республике – мы должны это признать – больше шансов победить в избирательных округе имеет тот, у кого в округе больше родственников, тот, кто там родился, а не тот, кто действительно более достоин. Менталитет у нас такой. Нельзя сказать: плохой или хороший. У нас просто принято так».
Если с утверждениями о менталитете трудно не согласиться, то с прогнозом об активизации населения можно поспорить уже сейчас. Лишь незначительная часть населения, вовлеченная в выборный процесс (собственным в них участием) определенно проявляет живость. Большинство населения переключает телевизионные каналы с обращениями кандидатов, выбрасывает из почтовых ящиков листовки и на встречи с кандидатами собирается исключительно по месту работы, под нажимом администрации. «Без нас давно все решили и поделили, там чего над нами еще издеваться?»
Избиратель-2006 из массовки (хоть с каким-то непосредственным участием в политическом действе) перемещен в зрительный зал, и на арене борьбы от него ожидаются только просчитанные и заложенные в сценарий политтехнологами аплодисменты.
Скандалы с лишением регистрации региональных отделений партий – не находят того отклика, какой можно было ожидать. И партийцы, и избиратели оценивали их верно, а именно как репетиционные акты будущих федеральных выборов. И в подтверждение их ожиданий «Центр» отбивал все атаки, вернув на арену декоративной борьбы главного нынешнего оппонента «Единой России» – партию Миронова.
Март 2002-го (выборы председателя правительства республики вместо упраздненного поста президента) и июнь того же года (выборы в новый двухпалатный парламент, сменивший название с Верховного Хурала на Великий) запомнились населению Тувы долгим эхом судебных исков, скандалов и уголовных дел. Cводки с предвыборной передовой не уступали по накалу страстей – фронтовым. Вопрос «А ты за кого?» волновал общество едва ли не как в 37-ом и разводил на непримиримые лагеря жителей одного села, членов одного коллектива, старых друзей и даже близких родственников, живущих под одной крышей. За период парламентских выборов в Центризбирком Тувы поступило 18 жалоб от кандидатов и избирателей, в Верховном и городском суде Кызыла «по горячим следам» прошло сразу три процесса, связанных с выборами.
«Выборы-2006» могут разве что озадачить обывателя риторическим вопросом «А Шойгу-то приедет?». Фигура федерального партийного министра, используется всеми сторонами как контрамарка еще с выборов в Госдуму в 1999-ом. Аллюзии «Мы говорим Шойгу, подразумеваем Путин» насаждаются политтехнологами «Единой России» с такой настырностью, что вместо листовок с фотографиями кандидатов на заборах и автобусах повсеместно висит генерал Шойгу в военной форме с призывом отдать голоса. От его сторонников того, самого первого «Единства» образца 90-х, в нынешней тувинской ЕР остались считанные единицы. Выдавленные из партии бывшие «медведи» расходятся по временным союзам и коалициям, понимая, что новые правила игры не требуют безусловной преданности ни личности, ни идее, а предполагают лишь гибкую спину и исполнительность. Щедрый московский источник на нынешних выборах не скрывает своего участия и заинтересованности. Народная бесплатная газета (как указывалось в выходных данных) зарегистрированная в Москве под названием «Выбор народа» переродилась в «Известия Тувы». Выходит 10 месяцев и только на зарплату редактора потребовался почти миллион рублей.
Избирателя, превращенного из равноправного участника политической игры в бессловесного зрителя не удивляют, и не захватывают нынешние скандалы. Настоящие были отыграны 4 года назад, а новые явно перегружены бутафорией (листовки, обвиняющие действующих депутатов в некоем предательстве Шойгу, как будто они присягали императору на верность), PR-кампании, (пришедшие на смену филигранной работе прошлых лет) масштабные, грубые и щедро финансируемые не в региональных традициях и возможностях демонстрации, соревнования, концерты с привлечением молодежи под надуманными лозунгами и вовсе отстраняют его от выборов, превращенных в глобальный эксперимент, а не живой органично протекающий процесс.
Четыре года назад, Шолбан Кара-оол, составлявший реальную оппозицию действующему президенту Тувы, отвечая на вопросы журналистов о новом двухпалатном парламенте, говорил следующее: «Считаю, что парламент, состоящий из 162 депутатов – непосильная перегрузка на бюджет. Депутат приравнен к министру, следовательно, будет получать министерскую зарплату. Я глубоко уверен в том, что все, в том числе инициатор предложения, скоро поймут, что такой парламент – слишком тяжелая ноша».
Распрощавшись с правом на собственное мнение, сегодня на избирателя идет не кандидат, а безликая масса – партийная рать. Когда на тебя наступают с решительным требованием «отдать голос» почти как на вражескую амбразуру, остается единственно верное желание – защититься. Или бежать подальше от избиркомов, кандидатов, депутатов и в целом от всего того, что когда-то называлось политикой, а именно искусством. Красивым искусством управления государством.
Саяна Монгуш
От редакции. Превращения «Единства» и растворение его в ЕР закономерно. Как ни крути, а влияние нашего земляка в республике неуклонно падает. Впрочем, Шойгу в таком отношении к нему виноват сам. Его неуклюжая поддержка Сергея Монгуша на выборах в Госдуму в 2000 году, когда его протеже Локтионов тихо, не прощаясь, перестал быть депутатом от Тувы, не забыта до сих пор. Как известно, Монгуш с треском провалился. Потом настал черед Шолбана Кара-оола, который сначала в походе за премьерским креслом в 2002 году, а затем госдумовским в 2003 году вынужден был испытать горечь разочарования непостоянством нашего земляка. Сейчас пришел черед разочароваться Ш.Ооржаку: приехав в Туву, С.Шойгу не стал призывать голосовать за «ЕР» и демонстративно отстранился от объятий Ш.Д.О. Так что никакого фурора он не произвел, отбыв в столицу также тихо, как и прилетел.