Промолчи, промолчи – попадешь в первачи.
Уважаемая редакция!
Прочитала в вашей газете заметку под заголовком «Поборы бьют рекорды» и не могла откликнуться на нее. В принципе правильно пишет одна из ваших читательниц, утверждая, что бороться с этим злом (имея в виду коррупцию и поборы) бесполезно ничего в нашей жизни изменить нельзя. Такой пессимизм понятен. Абсолютное большинство населения страны разуверились во всех ветвях власти: законодательной, исполнительной, судебной и даже в четвертой по счету, которую представляете вы журналисты, в средствах массовой информации. Во всем мире СМИ существует для того, чтобы защищать общество от власти. У нас все по-другому: многие журналисты защищают власть от общества.
Особенно это заметно на примере нашей республики. Почти все газеты, кроме разумеется, вашей, являются правительственным рупором, выражая интересы правящей верхушки. Поэтому читатели стали игнорировать и «Шын» и «Тувинскую правду», когда-то самыми любимыми народом. На них мало кто подписывается. Дошло даже до смешного. Появившаяся недавно еженедельная общественно-политическая правительственная газета «Известия Тувы» раздается населению совсем бесплатно, и все равно ее вряд ли кто читает, а скорее всего используют в других целях и в другом месте. А таких смелых, независимых от чужого мнения изданий, как ваша газета «РИСК», мало даже в российской федерации. Вы смело, прямо и открыто вскрываете все пороки общественной жизни, невзирая на должности, чины и звания. Если бы все СМИ делали тоже самое, то коррупционеров, карьеристов, взяточников было немного меньше, а может этот тип бессовестных ублюдков совсем исчез с лица земли. Главное – ко всем этим проявлениям не быть равнодушным.
В связи с этим на ум приходят слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся друга своего, в крайнем случае, он может предать тебя. Не бойся врага своего, в крайнем случае он может убить тебя. А бойся равнодушных, ибо с их молчаливого согласия творятся на земле убийства и предательства».
А теперь о поборах, царящих в школьной среде. Что они существую, вряд ли кто будет отрицать. Правда, сейчас чиновники от образования придумали этому другое словосочетание, называемое добровольными пожертвованиями. Да полноте вам, господа, о какой добровольности может идти речь. В каждом классе наберется не более десяти процентов, а то и меньше богатеньких родителей, которые в состоянии заплатить за свое чадо не одну тысячу рублей. А остальная масса – голь перекатная, для которой даже 500 рублей является большим состоянием. Но все вынуждены отдавать последние крохи, чтобы их детей не преследовали, не заклевали (как пишет автор письма), не смеялись над ними, не унижали их человеческое достоинство. Трагический инцидент, связанный с поборами, уже имел место быть. Помните недавний случай в одной из школ Ленинградской области, когда один из учеников бросился под поезд. И именно из-за того, что не смог принести и отдать классному руководителю (а их в свою очередь, обязывает директор собирать деньги) 300 рублей.
Правда, если исходить из чисто производственных интересов, то директоров, собирающих деньги на ремонт школы и приобретение оборудования можно понять, но не оправдать. Делают это они по глубокой необходимости, вроде бы из-за того, что мэрия города почти полностью перестала выделять образовательным учреждениям средства на хозяйственные расходы. В таком случае напрашивается вывод: а если все родители, не один, не два, а все разом откажутся платить, ведь образование-то у нас, согласно конституции, БЕСПЛАТНОЕ, кто бы тогда готовил школы к учебному году.
А так хорошо администрации, которая в конце августа приходит принимать готовность школ, видя выкрашенные и отремонтированные полы, окна, выбеленные стены. Красота, да и только. Не надо выделять никаких средств, раз обходится своими силами, а точнее дерут три шкуры с родителей. Выгодно и руководителям школ. Педагоги, собрав с учеников деньги приносят им на блюдечке с золотой каемочкой. И им не надо требовать деньги с администрации, портить отношения с руководством. Обеим сторонам так существовать взаимно выгодно. И крайними в конце концов остаются родители. Но это, пожалуй, не очень приятный, но не самый страшный факт. Страшнее другое. Как явствует из письма, когда с молчаливого согласия педагогических коллективов, взимаются поборы далеко не на хозяйственные цели. Как же у классного руководителя, как следует из письма, поднялась рука на родительском собрании расписать мелом на доске, за что они должны заплатить 350 рублей с одного ученика на цветы для членов комиссии, 300 рублей на подарок школе, 200 рублей на подарок учителям, 300 рублей для кормления учителей, принимающих экзамены, плюс 200 рублей на питание самих учеников. Итого только за экзаменационные дни каждому из выпускников надо принести по 1350 рублей. Но это еще цветочки. Впереди выпускной вечер и, по слухам, некоторые школы уже собирают на него по 2000 рублей.
Уважаемые педагоги, как же надо не уважать себя и свою профессию, чтобы без зазрения совести вымогать (а иногда слово подобрать здесь невозможно) с таких же нищих, как и вы (у нас 70% бюджетников живут за чертой бедности) на совсем не нужные мероприятия? Это же форменный пир во время чумы. Учитель всегда считался эталоном доброты, бескорыстия, порядочности и честности. Перед ним преклонялись, его любили и уважали испокон веков. Зачем же вы размениваетесь на мелочи, зачем позорите священное звание педагога?
Я оканчивала школу в 50-ых годах, в послевоенные годы. Знаю, вам сейчас нелегко живется, государство довело вас до нищенского положения. Но разве в те страшные годы, когда после разрухи, были еще и сталинские репрессии, было лучше жить нашим наставникам. Уверена – хуже. Но никогда, никто из них не посмел взять с ученика хоть копейку, никто не снизошел до того, чтобы унизить свое собственное достоинство и опорочить звание педагога. Вот за это бескорыстие мы любим их, преклоняли, и будем преклонять перед ними колени до самых последних дней. Так и вы подражайте им, берите с них пример и высоко несите звание педагога.
В. Шумейко