Бед и напастей в столице Тувы – Кызыле стало ровно в два раза меньше. Дело в том, что на этой неделе здесь установили второй Субурган – буддийский культовый знак, призванный оберегать горожан от всякого зла. Всего таких знаков будет четыре – по количеству сторон света. Готовы только два – значит, оберег действует пока вполовину силы.
Установленный на берегу Енисея новый Субурган назвали «Победа», его, конечно же, освятили ламы, как положено по буддийскому канону. Эти культовые сооружения представляют собой каменные изваяния – столбы высотой около семи метров. Эта традиция уходит корнями в седую древность. По одной из версий, прототипом Субурганов стали так называемые столбы Ашоки, на которых этот могущественный завоеватель, правивший Империей, которая занимала почти весь Индостан и Афганистан, размещал свои царские Указы. Позже он стал самым активным распространителем буддизма, что опять же нашло отражение на доживших до наших дней каменных обелисках, разбросанных по всей Южной Азии.
Почему Субурганы возводят в окрестностях Кызыла именно сейчас, ведь бед и проблем в столице Тувы всегда хватало? Торжественное событие приурочили к 70-летию со дня рождения Главы буддистов мира – Далай-ламы ХIV. К концу года должны быть установлены все четыре столба, и тогда в Кызыле будет все спокойно!
Антон Духов.
«Российская газета», 15 ноября 2005 года
Написано с явной иронией, хотя автор далёк от наших реалий. Но и в Москве ясно, что главный чиновник Тувы Ш.Ооржак и мэр столицы республики Д.Донгак, явно не справились с социально-экономическими и культурно-духовными проблемами не только Кызыла, но и всей республики, поэтому решили пойти по лёгкому пути.
В очередной раз впав в мистический экстаз, они, используя и без того скудные средства республики и столицы, стали ударными темпами строить так называемые Субурганы.
Это не первое подобное начинание. Мы помним, как в своё время Ооржак стал ярым адептом новоявленного «пророка» Махариши и пытался заставить всю республику заниматься так называемой «трансцендентальной медитацией». Было объявлено, что стоит только склонить большую часть наших людей не пьянствовать и безобразничать, а, закрыв глаза, самоуглубиться, как автоматически будут решены все социально-экономические проблемы.
Как-то не получилось. Постепенно инициатива заглохла и энтузиазм потух. Ооржак перестал упоминать имя Гуру. Может быть, даже забыл, что был удостоен звания доктора Махариши, повесил у себя в кабинете диплом и не стеснялся демонстрировать его заезжими гостям, обещал построить Институт Махариши, который должен был стать Центром ведической культуры в Центральной Азии.
А между тем, по мнению очень многих, это Махариши – обыкновенный прохвост и мистификатор. Его людям было обещано право на разработку золотоносных месторождений в Туве. Но как-то не срослось. Похоже, не столковались по деньгам, и дружба рухнула. Последователи Махариши покинули республику, успев многим передать свои бесценные знания о том, как каждый может стать счастливым независимо от времени года и материального благополучия, не забыв, однако, получить от «счастливчиков» заранее оговоренную сумму.
Теперь очередная напасть – Субурганы. Они должны оградить народ, Правительство и мэрию от всех невзгод и напастей. Стоит построить по Субургану с четырех сторон света – и благоденствие обеспечено. Это окончательное и радикальное решение всех духовных, финансовых, материально-технических и прочих проблем. Нужно только еще немного потерпеть и подождать.
По непроверенным данным, очередной наушник и духовный «Гуру» Ооржака нашептал ему, что установлением Субурганов тот продлит свое пребывание в кресле главы республики. И потому такая спешка...
О. МОНастырский