В прошедшую пятницу в Мировом суде Кызыла состоялось очередное заседание по очень странному уголовному делу «о самоуправстве директора АОГА «Саяны» И.Макшанова». По мнению горпрокуратуры, его преступление заключается в незаконном прекращении подачи холодной воды и тепла в общежитие по ул.Набережная, 29 в апреле текущего года («Смешные потуги прокурора», РИСК, №47 с.г.).
Слушание началось со скандала. В самом начале заседания судья Бартан запретил представителю газеты вести аудиозапись заседания, сославшись на возражение потерпевших. С явным беззаконием радостно согласилась прокурор Гилева, которая поддерживает обвинение.
Похоже, оба чиновных юриста не дали себе труда ознакомиться с уголовно-процессуальным кодексом, где в ст.241 «Гласность» прямо заложена норма: «Лица, присутствующие в судебном заседании вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъёмки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании».
Трудно ожидать от такого суда законного и справедливого решения, но иного мы не имеем. Можно предположить, что, учитывая зыбкость обвинения, заинтересованные лица готовятся «подправить» протокол судебного заседания и потому магнитофонная запись им не нужна.
Суд продолжил допросы потерпевших, которые в голос жаловались на тяжёлую жизнь и отсутствие финансовых средств для своевременной оплаты предоставленных коммунальных услуг. По этим же причинам они не могут самостоятельно обеспечить себя водой и теплом, хотя рядом такие же люди живут в домах частного сектора, не полагаясь на власть, самостоятельно и вполне успешно решают свои бытовые проблемы.
«Потерпевшие» внешне выглядели вполне благополучно: приличная одежда, упитанные довольные лица. Из слезливых рассказов получалось, что самая большая неприятность для них – отсутствие холодной питьевой воды. А енисейская водица, несмотря на кипячение, частенько приводит к поносам и иными следствиям желудочно-кишечных расстройств.
На вопрос: «А что они сами за целое лето сделали, чтобы после предупреждения о грядущем отключении как-то обеспечить себе бытовые условия?» – следовал ответ: писали жалобы, бесполезно обивали начальственные пороги. «А можно ли было вместо этого совместными усилиями установить ручной насос, какими пользуются жители соседних домов?» – «Можно, да денег на это тоже нет».
В разгар дискуссии в сумке одной из потерпевших резко зазвонил сотовый телефон, подтверждая не только финансовые возможности хозяйки, но и горячее желание существовать за чужой счёт.
Представитель горадминистрации Е.Годяева не приняла упрёки в равнодушии к судьбам обитателей общежития, ещё раз подтвердив, что это строение не имеет никакого отношения к муниципалитету. Принять его под своё крыло горадминистрация может только после того, как собственник капитально отремонтирует здание. Удивительно, но собственника барака – Госкомимущество – заслушать не удалось – следствие не проявило к нему ни малейшего интереса.
Много интересных фактов выложила суду специалист «Респотребнадзора» С.Тюлюш. Вдруг выяснилось, что вода, которую жильцы пили и хотят потреблять далее, поступала из скважины, предназначенной только для технических нужд. Никто никаких исследований на пригодность её употребления в пищевых целях не проводил.
Более того, котёл, обеспечивающий теплоснабжение злополучного общежития, не был проверен на возможность безопасной эксплуатации и представляет сейчас реальную угрозу для обслуживающего персонала.
Всё это никак не стыкуется с формулировкой обвинения о том, что И.Макшанов, «...имея объективную техническую возможность подавать тепловую энергию и питьевую воду, принял решение о полном прекращении подачи питьевой воды и тепловой энергии в квартиры жилого дома №29...»
Дотошный читатель может возразить: а почему, мол, Макшанов своевременно не обеспечил все эти технические условия? И мы опять вернёмся к тому, что он и не должен был ничего обеспечивать, так как сиротское общежитие никакого отношения к его предприятию не имеет, никакого договора о предоставлении услуг нет, да и предприятие не является энергоснабжающим. Наконец, нет у него и денег для того, чтобы бесплатно подавать воду и тепло неплательщикам. В республике глубокий кризис грузоперевозок. Финансовое положение предприятие просто аховое.
Можно осудить Макшанова. Наши суды готовы на любые извращения, дабы удовлетворить власть любым способом. Однако итог будет плачевным: совместными усилиями они разорят ещё одно предприятие, восемь человек останутся без работы и встанут в очередь за пособием. А жителям общежития всё равно, по примеру соседей, придется самостоятельно решать свои бытовые проблемы.
К. Бессмертный