Находясь на экзаменационной сессии факультета филологии и журналистики Иркутского госуниверситета, из частной беседы с членом Союза журналистов России преподавателем Игорем Петровым я совершенно случайно узнал, что Александр Кашин в 2003 году защитил в нашем университете диплом журналиста. Игорь Иванович проявлял неподдельный интерес к персоне нашего бывшего мэра.
Меня Вы, конечно, поймёте: журналистская братия всегда любознательна – такова наша профессия. Почтенный доцент попросил меня как можно подробнее рассказать о земляке, оставившем в университете о себе яркие воспоминания. И прямо скажу: поставил меня в затруднительное положение.
Нужно было набросать подробно короткое резюме на бывшего мэра. И здесь я, студент журфака, к своему стыду понял, что, кроме того, что он работал мэром, в общем-то ничего про него и не знаю. Показывать подобную неосведомленность мне было никак нельзя – это было равносильно провалу на экзамене по практике журналиста. А потому автору пришлось поднапрячься, чтобы вспомнить некоторые эпизоды из жизни Александра Кашина, поклявшегося покончить с чиновничьим беспределом в Кызыле, и что из этого вышло.
Признаться, меня удивил настойчивый интерес иркутского преподавателя к проблемам демократии в нашей богом забытой республике. А.Кашин после избрания мэром в 1998 году открыто провозгласил о демократических преобразованиях в столице. Из газетных интервью и телерепортажей тех лет было видно, что мэр сам, скорее всего, искренне верит в это. Что из этого вышло, сегодня знает вся республика.
Правительство республики причислило нового мэра и его ближайшее окружение фактически к персонам «нон грата», городская казна была блокирована республиканским Минфином. При всём этом демократия в Кызыле как находилась в одной общеизвестной позе, так поныне в ней и пребывает. А на второй срок молодому мэру избраться не дали. И сделали это очень просто – отказали в регистрации по надуманному поводу. Таким образом, в 2002 году он оказался за бортом политической арены республики. Но сдаваться намерен не был. Дошёл даже до международного суда по правам человека в Страсбурге. Однако не помогло ему восстановиться в своих правах и это. В Страсбурге оказалась одна правда-матушка, а за высокими Саянскими хребтами в Туве – своя.
В 2002-м году республиканские власти вновь показали народу кукиш. Кое-где на местах ещё были слышны отдельные возгласы и крики: «Господа! Да король же (Правительство) голый!» Но они тонули в неистовой волне всеобщего раболепия народа перед власть предержащих, чиноугодничеством и лизоблюдством.
Правительственная пресса вылила не одну тонну грязи на мэра, осмелившегося пойти против Системы. В итоге подававший надежды градоначальник пополнил ряды 30-титысячной армии безработных республики. Спустя некоторое время ему удалось открыть юридическую контору. И вот в сентябре 2005-го года СМИ республики возвестили о кончине Александра Кашина. Одним правозащитником в республике стало меньше.
В связи с этим вспоминается случай, имевший место в 1999 году. В жаркий летний вечер в редакцию «Известий» в Москве обратился пожилой человек, представившийся вице-мэром столицы Республики Тыва. Это был Генрих Яковлевич Эпп – первый заместитель Кашина, его близкий соратник и сподвижник.
Он рассказал журналистам центральной газеты о жизни в Туве, о порядках в республике, больше напоминающих феодальные, о причинах страданий народа республики, казнокрадстве, чиновничьем произволе и беспределе, царящих в Туве. В подтверждение своих слов Эпп обещал представить документы, подтверждающие факты финансовых махинаций. Это редакцию «Известий» заинтересовало. Руководство газеты направило в Туву специального корреспондента Юрия Снегирёва. Эпп должен был передать ему папку с документами, уличающими в казнокрадстве высшее руководство исполнительной власти Тувы.
Ранним утром в Кызыльском аэропорту московский журналист Эппа с документами так и не дождался. Журналист недоумевал. Уже объявили посадку на московский рейс, а ни Генриха Яковлевича, ни кого другого посыльного от него не было. Снегирёв покидал республику, ещё не зная о том, что час назад Генрих Эпп был убит наёмным убийцей возле своей дачи из пистолета, ранее принадлежащего заместителю прокурора республики. Не знал он и того, что секретная папка с обличающими документами после убийства странным образом исчезла из салона его «Жигулей».
Руководство партии «Демократический выбор России» по центральному телевидению громко заявило, что заказчик будет найден и предан суду. Отчаянно перепугавшись такому повороту событий, президент Тувы Шериг-оол Ооржак тотчас запросил из Генеральной прокуратуры оперативно-следственную бригаду. Но расследовали убийство местные правоохранители. Прошло уже шесть лет, сменилось три прокурора республики, каждый из которых уехал в звании генерала, а о завершении следствия по этому делу сегодня говорить не приходится.
Посткриптум
В связи с их смертями – первого заместителя мэра и самого Кашина – невольно закрадывается мысль: а будет ли когда-либо вообще у нас в республике демократия? Александр Кашин и Генрих Эпп пошли против Системы. Они были уверены в победе. Не являясь представителями титульной нации, они искренне верили в то, что смогут изменить что-либо в погрязшей в коррупции и клановости республике. Сегодня их нет в живых.
Генрих Яковлевич похоронен на аллее Славы кызылского кладбища, Александр Юрьевич – в родном Красноярске. Почему же за победу демократии в национальной республике борются русскоязычные граждане? А где же коренные жители? Неужели им всё равно?
Как известно, Президент России Владимир Путин публично попросил у россиян вернуться на несколько лет к нормам тоталитарного управления государством – назначать глав регионов из Кремля. Нормам действующей Конституции России это противоречит. Но есть ли смысл устраивать предвыборные маски-шоу, пиар-компании, стоящие огромных денег? К тому же, в конечном итоге, наших с Вами денег. А в итоге на месте губернатора уже в который раз остаётся восседать всё тот же ненавистный народу чиновник.
Может, прав Президент? А после наведения в стране порядка можно будет вернуться к демократическим выборам? Ведь современная, молодая Россия, что ни говори – государство демократическое.
Ай-Демир Кадыг-оол