«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 37
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 126
User Пользователей: 0

A- | A | A+ 12pt

№47, 30 ноября 2005 года («РИСК»)


    Культурная жизнь

К нам приезжали САХАтые...


Примечательным событием в культурной жизни столицы Тувы в течение двух недель ноября стали гастроли Якутского (Саха) Академического театра имени П.Ойунского в Кызыле. Главным режиссером театра является Заслуженный деятель искусств России и Якутии Андрей Борисов, одновременно являющийся министром культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

«Гвоздём» программы якутских артистов, конечно же, был спектакль «По велению Чингисхана», на основе которого в настоящее время снимается широкомасштабный исторический фильм с участием тувинских артистов. В спектакле А.Борисова по роману Народного писателя Республики Саха (Якутия) Николая Лугинова «По велению Чингисхана» главный герой показан как человек, продвинувший, изменивший мировоззрение людей и общий ход истории, создавший могущественную империю, личность которого отражает трагические противоречия истории. Все события говорят о предназначении Темучина. Юность его полна испытаний и знаков судьбы. Его зрелость – это сознательные волевые усилия к объединению ещё разрозненных племен. Провозглашение Ханом становится первым шагом на пути великих деяний Темучина.

На психологическом уровне в спектакле выстраивается внутренний мир героя, в котором рождаются чувства и мысли в результате пережитых жизненных коллизий, осмысливается становление личности государственного масштаба, объединившего Азию и создавшего единый закон – Ясу. Мистико-философский уровень представляет якутскую легенду о Чингисхане, открывающую силу и обаяние тенгрианства, уводящего от язычества к единобожию.

На геокультурном уровне в спектакле прослеживается взаимосвязь культуры народов Саха с центральноазиатским корпусом традиционных знаний. Соответственно этим уровням в спектакле взаимодействуют пространство мистическое, носителем которого является шаман Хохочой, пространство поэтическое, в котором пребывает Джамуха – друг, а впоследствии соперник, и космическое пространство сознание Темучина. В спектакле органично сочетаются исторические факты и свободная авторская интерпретация, отстраненность и исповедальность.

Центральное событие спектакля – история дружбы-соперничества Темучина и Джамухи. Их взаимоотношения – это смертельно опасная игра двух равных, в то же время – это борьба за будущее азиатских племен. Все события спектакля спрессованы в одно мгновение – принятие решения Темучина: казнить или не казнить Джамуху, преступившего Закон. Пронзительной нотой в спектакле звучит мотив женщины-спутницы Великого человека; мать Ожулун и возлюбленная Борте – две властные, сильные натуры, их неоценимое участие в становлении характера Темучина – Чингисхана.

Следующий спектакль – «Желанный голубой берег мой...» поставленный по пьесе Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» А.Борисовым, сценографом Геннадием Сотниковым и музыкальным оформителем Карлом Сергучёвым, стал визитной карточкой Саха-театра. В истории Якутского театра не было более проникновенного, эстетически самобытного спектакля, принесшего славу Саха-театру, изменившего его облик, и на протяжении 22-х лет символизирующего духовные устремления народа Саха, его художественную культуру.

«В спектакле, – говорит А.Борисов, – вроде нет открытий художественного плана, все это было в советском театре: был Любимов – «А зори здесь тихие...», был Гончаров – «Третья ракета», – но, все-таки, почему наш спектакль прозвучал, как что-то совершенно новое? Потому что он – о сокровенном, всё пропущено через личное. Думаю, что сейчас я не смог бы такой спектакль поставить, тогда было особое состояние души. И лошадь, заглянувшая в моё окно, и мой глухонемой брат, показавший мне лодку – долбленку на дне озера, возглас моей маленькой дочки «Ыхкхана-а-а!», с которым потом морские охотники прорубались сквозь волны, – всё это личное, но сокровенное это очень глубоко, это больше, чем личное, и эту интонацию в спектакле нес Симон Федотов. “Желанный берег” создан всеми поколениями театра...»

«Ыхкхана-а-а!» – взлетает на волнах каяк охотников... На крыльях счастья летит Кириск навстречу стихии, готовый обнять весь мир!.. Возможно ли любить сильней, чем в юности! Острей, чем в детстве, ощущать таинственность мира, которой дышит чёрная борода звёздного неба! Возможно ли мечтать и верить искренней, чем когда ты на пороге жизни?! Весь мир в твоих руках, ты рвёшься к подвигам и к великому счастью, которое непременно будет, и будет необыкновенным, какого ни у кого не было. И какой громадный путь проходит душа, прежде чем тебе станет ясно, что великое счастье – это глоток воды, звёзды, ветер, волны...

Не знает юный Кириск, чем станет для него посвящение в охотники, ценой каких потерь получит он счастье возвращения к желанному берегу. Он придет к людям своего рода, пережив жестокую жажду и великий туман. Он вернется благодаря тем, кто ушел в бездну. По-разному уходили они, но неизменно последним движением каждый касался ладонью спящего Кириска. Он придёт из темноты, едва переступая ногами, неся с собой жажду жизни и тяжкое бремя её... Неистовым танцем скорби и счастья встретят люди. Из-за шума ветра и рокота волн не слышно рыданий. Слез тоже не видно, потому что идёт дождь...

Спектакль Сергея Потапова «Макбет» – один из первых спектаклей молодого режиссера, получил высокую оценку – был выдвинут на престижный Фестиваль. Уже вполне определенно проступают черты художнической личности и театральные пристрастия в дипломном спектакле С.Потапова. Обращение к творчеству Эжена Ионеско определяет путь эстетических исканий, который начат попыткой дать свою интерпретацию пьесы «Макбет». Потапов создает странный, абсурдный мир, впрочем, не более странный, чем вся наша жизнь. Ведьмы, самоубийцы, клятвопреступники и клятвоотступники, ожившие мертвецы, параллельные измерения...

Сценография Михаила Егорова со свисающими сверху и торчащими снизу, словно зубья капкана, деревянными чурбаками, между которыми снуют «действующие лица»: любят, ненавидят, плетут интриги – делает существование человека в этом абсурдном мире невозможным. Перед зрителями предстают, сросшиеся как сиамские близнецы, существующие по ту и эту сторону реальности: мир живых людей из плоти и крови и мир существ фантастических, и не поймешь, где тут зло, где – добро, где – любовь, где – ненависть, где – верность, где – предательство, где – настоящее, где – будущее. Все смешивается, переворачивается, превращается: праздничный стол – в конвейер для отрубленных голов, головы – в кочки на болоте, королевы – в дьяволиц, свирепые убийцы – в детей, играющих с бабочками... И нет выхода из этого бесконечного калейдоскопа превращений. Кто тут друг, кто враг? Ни в ком нет уверенности, ни в ком и ни в чём...

Заключительный спектакль Саха театра для тувинского зрителя – это знаменитый «Кыыс Дебилийэ» – героический эпос народа Саха – олонхо. Этот спектакль – плод многолетних творческих исканий режиссера А.Борисова и результат долгого сотрудничества со сценографом Г.Сотниковым. Еще в студенческие годы А.Борисов мечтал о театре олонхо, – о таком театре, который отражал бы философию, этику и эстетику народа Саха.

Сценография Сотникова создает пространство эпического тримирия, в котором сплетаются как минимум 5 временных потоков. На сцене разворачиваются картины эпического масштаба, в центре которых – девушка-богатырь Кыыс Дэбилийэ. Заложенный самой природой талант Степаниды Борисовой (супруги режиссера А.Борисова) обеспечил реальную возможность осуществления театра-олонхо. Безграничные возможности актрисы, открывают нам образы олонхо, делают их понятными и близкими.

«Кыыс Дэбилийэ» – это воспетое мироздание и человек в нём, его плоть и дух, темные и светлые истоки и незыблимость – бесконечное напряженное равновесие бытия. Режиссерское видение А.Борисова поражает умением придать театральную осязаемость звучащему слову олонхо. Родился новый театр, современный и вместе с тем, традиционный.

Слово «олонхо» звучит, как вибрация дрожащей струны, как звуки природы, в своей гармонии формирующие строй души. Испокон веков принято при слушании олонхо – вслух выражать свое отношение к происходящему. Возгласы одобрения публики, среди которых выделяется традиционное «Но!» в конце монологов, погружают в стихию истинно народного театра, и говорят не только о том, что в народе жива традиция, но и о том, что театру удалось открыть исконную красоту и экспрессию. Не всякий спектакль, поставленный по эпосу, может стать открытием новой театральной формы. Эпическое произведение может быть инсценировано и поставлено в любой традиции. Но в данном случае речь идет не об инсценировке литературного фольклорного произведения, речь идет о новой театральной эстетике, о новом явлении мировой художественной культуры – о «театре олонхо», национальном классическом театре народа Саха, к которому А.Борисов идет как к желанному берегу всю жизнь...

Характерно краткое содержание спектакля: злые духи-абаасы крадут ребенка, родившегося в Серединном мире. Они воспитывают его как богатыря Нижнего мира. Приходит время, и тёмные силы выходят в Серединный мир, рушат прекрасную цветущую землю, и крадут девушку-красавицу, сестру богатыря Чугдана. Не в силах совладать со злыми духами Чугдан обращается к духам Верхнего мира, призывает на помощь богатырку Кыыс Дэбилийэ. Чугдан с помощью Кыыс Дэбилийэ и её сестры сражаются с тёмными силами. После космической битвы, грозящей разрушением земли, борющиеся заключают перемирие. Злые силы возвращают пленницу и отступают. Богатырь, воспитанный злыми духами, очеловечивается и становится женихом спасенной девушки. Чугдан и Кыыс Дэбилийэ расстаются, несмотря на то, что между героями возникает чувство. Но во всем должно сохраняться равновесие, и девушка-богатырь улетает к себе на чистые небеса...

Вышеозначенные спектакли – это всего лишь небольшая часть богатого творческого наследия якутского театра. Тувинские зрители тепло и с воодушевлением приняли все спектакли гостей. Остается лишь надеяться на то, что у наших зрителей еще будет возможность и дальше знакомиться с самобытной культурой родственного тувинцам тюркоязычного народа. В будущем году артисты Тувмуздрамтеатра поедут на гастроли в Якутию по приглашению якутских друзей по случаю 80-летнего юбилея Якутского (Саха) Академического театра, что будет способствовать взаимному творческому обогащению и полезному обмену опытом.

Наш корр. 

risk-inform.ru/text/2005/47/saha47.html

(1305 раз прочитано)

 Доска объявлений 
Другие материалы номера 47 >
Материалы по теме:
» Вечер с Иосифом Кобзоном (№21, 31 мая 2006 г.)
» То пусто, то густо (№43, 2 ноября 2005 г.)
» Перед поездкой в Улан-Удэ (№42, 26 октября 2005 г.)
» Культурная жизнь (№17, 4 мая 2005 г.)
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru