... Мы пухнем, пухнем и когда-нибудь пугачевщина
шарахнет – и всё! Тогда будет поздно!..
Николай Шмелев,
президент Института Европы РАН.
(Из телепрограммы «Постскриптум»).
В середине 80-х годов ХХ-го столетия по всей России в связи с началом гласности прогремел роман А.Платонова «Чевенгур», запрещенный в советскую эпоху. Герои романа где-то на юге России, в городке Чевенгур решили построить коммунизм за один день. Для этого они расстреляли около церкви наиболее зажиточных, богатых жителей города. Но коммунизм не наступил. Тогда выслали из деревни членов семей расстрелянных буржуев. И пошли ежедневные споры-дискуссии о коммунизме.
Коммунары этого городка считали, что трудиться в городе коммунизма не нужно. Труд – это на благо буржуев, для налогов. Лучше жить дарами природы – корнеплодами, овощами, фруктами южной природы. Сначала наелись на халяву скотиной и курами-гусями ликвидированных буржуев.
Пока они «строили» коммунизм в Чевенгуре, восставшие донские белоказаки уничтожили горе-мечтателей. Главный герой романа Дванов – сын нищего рабочего из Москвы – по заданию своего большевистского начальства поехал в командировку в поисках уголка в России, где зарождаются проблески коммунизма. После всех мытарствований, Дванов решил, что ростки Коммунизма находятся в Чевенгуре.
«... Дванов вспоминал многие деревни и города и многих людей в них... Горе в русских деревнях – это есть не мука, а обычай».
Примирились со своей горькой судьбой и жители первого в Туве совхоза «Элегест» (позднее совхоз им.С.Тока) – самого богатого, самого зажиточного предприятия. В 30-40-х годах у тувинцев была популярной песня «Чавыдак» про первого в ТНР тракториста из Элегеста:
Лентяев и лежебок
С Чавыдаком не сравнить.
Запрягши бычков-волов,
Его «ЧТЗ» не догнать...
Сегодня обычной стала для элегестинцев жизнь впроголодь, ужасно высокие цены на продукты (пачка сигарет «Ява» – 10 рублей, в Кызыле – 6 рублей, маленькая пачка индийского чая – 12 рублей, в Кызыле – 7-8 рублей, бутылка технаря-шмурдяка водки в «адресах» – 30-35 рублей, в Кызыле – 20-25 рублей и т.д.), которые они занимают у коммерсантов. Затем полностью всю пенсию, пособия, зарплату отдают за долги.
Заброшенный посёлок в советскую эпоху находился под неусыпным контролем самого Салчака Калбакхорековича Тока. До сих пор жители Элегеста вспоминают с теплотой директора совхоза Фатиму Звереву. Красивая татарка, умная, хозяйственная и пробивная при протекции С.К.Тока стала Народным депутатом СССР, ездила в Москву делегатом съездов КПСС. После смерти Генсека Тувы Зверева сразу уехала из республики. Последующие директора все растранжирили, раздали. В наши дни в поселке остались трое русских: женатый на тувинке Мурашкин, семья Грачевых и Раиса Нордуп-оол (Епанова).
Все они хорошо знают тувинский язык, дружат и ладят с местными жителями. А дети вышли замуж за тувинцев. В 1993 году, когда майор Аренин (затем генерал, министр МВД РТ) со своими омоновцами захотел забрать троих мальчиков, вроде бы поджигателей, то все жители Элегеста окружили омоновцев, не выпускали в Кызыл. Только генерал-майор В.Б.Кара-Сал сумел уговорить их, готовых на всё. Об этих событиях Мурашкин, заядлый рыбак и грибник, рассказывал с юмором: «Ничего такого ужасного против русских не было. Мужики пили водку и сами сожгли стойбище на зимнике. И всё свалили на тувинцев. А русские выехали из деревни из-за безденежья, из-за начинающейся безработицы. Вот и всё...».
В настоящее время элегестинцы решили, как чевенгурцы, жить дарами Солнца и природы – собирать коноплю (в июле-августе весь поселок находится в степи), питаться картошкой. Кто умеет собирать грибы – их полно на берегу реки Элегест и на протоках, можно запастись на зиму, заготовить на продажу.
Преступность ужасная! Ежемесячно, еженедельно что-нибудь происходит. Участковые не задерживаются. Бывший глава администрации уволил участкового. С тех пор беспредел криминальный, неуправляемый. Элегест разделяется на три части – центральный, лесной поселок и Новый поселок в степи – «Чаа-Суур».
Особенно наглы подростки и парни-дембеля, обмывающие свободу. Разбивают окна у старушек-пенсионерок, отбирают водку-шмурдяк у стариков-пенсионеров. В июле нынешнего года были убиты за один вечер два выпускника школы – результат разборки пацанов между деревнями.
Разделились на всадников-грабителей и на пеших грабителей.
Юноши-всадники беззастенчиво выпрашивали у меня, незнакомого человека на бутылку водки. Я назвал имя своего свояка. Тогда поотстали.
Воровство скотины поубавилось, когда генерал Аренин, приехав в поселок, наградил частника-скотовода, расстрелявшего вора, вытаскивающего среди бела дня барана из его двора. Но всё равно пастухи выходят на свое дежурство пасти коров с ружьями.
Во время выборов Председателя Правительства РТ Ш.Д.Ооржак обещал элегестинцам построить профтехучилище. Но до сих пор ничего не сделано.
Элегест выживает и благодаря частникам, предпринимателям. Геннадий Ондар, имеющий тысячи овец, лошадей, производит целебный кумыс, кормит и снабжает десятки безработных. Предпринимательница Альбина Кыргыс, которую показали по телеканалу «Тыва» развернула широкое поле торговой деятельности, привлекая многих безработных к себе. Нужно 20-30 таких дееспособных – и Элегест поднимется на ноги.
Надо бы бывшую столовую, которая сейчас пустует и хиреет, переоборудовать под буддийский Хурээ-монастырь, чтобы новый, переизбранный глава администрации приглашал священников для очищения грехов. Надо бы назначить двух участковых милиционеров с лошадями, надо бы побольше спортивных бесплатных секций и кружков.
Раньше мы, горожане из города Кызыла, со своими родственниками в Элегесте сажали картофель около берега канала, собирали осенью по 60 мешков урожая. Сейчас эти поля опустели. Плачет элегестинская степь по золотистой пшенице. Стонут пустующие коровники и свинарники у озера Каък, когда-то оттуда вывозили в день два молоковоза для Кызылского молокозавода. Молчаливо сияют пустующие, разоренные машино-тракторные станции на окраине поселка. Где ты, Фатима Зверева? Где вы, продолжатели дела Салчака Калбакхорековича? Помогите бывшему знаменитому совхозу-миллионеру спастись от голода (не телевизионного, придуманного шоу-реалити «Голод в Нью-Йорке»), от беспредела преступников.
И самое главное – спасти от хватательных инстинктов идиотов-бюрократов. Выделили 80 млн. рублей на последствия наводнения протоки реки Элегест – они исчезли. А разрушенный бетонный мост в лесном поселке не отремонтирован. При наводнении, и зимою по талой воде «Скорая помощь» не проедет. Пожарники из Хову-Аксы не смогли проехать к пылавшему дому, там сгорела заживо хозяйка дома. Стояли и глазели пожарники на горящий дом. Всё сгорело.
В августе от безысходности, от безденежья отравилась молодая женщина, ветеринар, выпив японский креалин для мытья овец.
Таких поселков-городов вроде Чевенгура в 20-ых года ХХ века, как Элегест в начале ХХI века, в Туве сплошь да рядом. И никакая «Единая Россия», никакой Путин не поднимут ВВП в два раза. Только какой-нибудь тувинский Абрамович, как поднял Чукотку, так может справиться с Дурью в Туве.
Если члены КПРФ уберут дядю Зю (Зюганова), изберут молодого, задиристого, с красной рубахой лидера, то в 2008 году к власти могут прийти коммунисты. Предрекают об этом независимые экономисты и политологи.
Пухнем, господа, не только от полуголода, от болезней – пухнем от душевного голода. От отсутствия свежего ветра, свежих мыслей. Даже сытный обед у наших чиновников-идиотов и депутатов – это бесплатный обед Армии спасения в США. Некалорийный, на вредных зажаренных шашлыках, со 100-градусными коньячными напитками. Никакие кремлевские диеты Вам не помогут, господа идиоты. Ещё раз советую вывесить в кабинетах, офисах репродукцию картины художника-импрессиониста Ван Гога «Едоки картофеля». То есть – думать о своем народе, о своей родной Туве. Хвастливые низменные инстинкты поубавить.
Сергей Баир-Неистовый
Р.S. Конфуций считал, что, если правители и чиновники перестанут воровать, то и население перестанет подражать им. Эскалацию преступности в Туве можно утихомирить с возвратом высшей меры наказания, расстрела, временно, на пять-семь лет. Нужна политическая воля членов тувинского парламента. Расстрел преступников, кастрацию насильников – только на территории Тувы. В США в 26 штатах действует смертная казнь.
И никакой мэр Донгак без поддержки общественности, никакие приглашенные свадебные генералы не справятся с тувинским ураганом. Ибо «пугачевщина» на пороге...
В Китае взяточников-чиновников расстреливают перед публикой. При нынешнем беспределе у нас, в России, могут появиться «ворошиловские стрелки» с глушителями по отстрелу взяточников. Ом-мани–падме-хум!
Огромной ошибкой наших властей является то, что создали без референдума Чеди-Хольский кожуун и присоединили совхоз им. Тока. Многие пожилые жители села Элегест жалеют об этом, ибо в составе Тандинского кожууна было значительно лучше, сохранили бы совхоз, как и балгазынцы. Теперь поздно. Руководство республики и кожууна – редкие гости. Только перед выборами появляются с водкой-шмурдяком, с макаронами второго сорта.
На днях четверо парней из Элегеста убили кызылского таксиста. Об этом нигде не сообщается. Опять составляют фиктивные статотчеты о преступности. Так как главные «идиоты» наверху наказывают подчиненных за правдивые сведения.