3 мая – Международный День свободы печати –
самый нелюбимый праздник чиновников-идиотов.
«...Плохая мораль – плохая экономика!» – так выразил свой жизненный девиз в телепрограмме «Постскриптум» за 10 апреля 2005 года Николай Шмелёв – Президент Института Европы РАН. «После нас хоть потоп» – с таким принципом кураторствовал бывший вице-президент РТ над агропромышленной экономикой: всё разрушил, все свинофермы, молочно-товарные фермы, постоянная чехарда с уволенными министрами сельского хозяйства, некоторые умерли от нервного стресса после «ковра» у куратора, никогда не улыбающегося, с мертвым холодным взглядом. Но зато блестяще справлялся с агитпропагандой на выборах О.Шу-Де.
У меня сохранились предвыборные листовки и другие материалы антироссийского содержания. С такой моралью и теперь можно продать всю Туву. Весь уголь, железную руду за Нарыном, всю тайгу... В начале 90-х, Слободчиков и Эпп говорили, что Он изгнан из Красноярска демократами, с хвостом...
Летом 1993 года я приехал к родственникам в поселок Арыг-Узуу (Лесная полянка), в бывший совхоз «XXV лет РККА». Я увидел самую настоящую сельскую идиллию. Почти что у каждого дома, на зеленой лужайке паслись по 10-15 белоснежных венгерских гусей.
– Откуда у вас такая прелесть? – спросил я у родственников.
– Подарок Шериг-оола! – ответили они.
– Ну вы теперь заживете! – сказал я, и был очень рад за Шериг-оола Дизижиковича. Не зря орал я у радиодинамика на улицах Кызыла, пос.Каа-Хем, пос.Сук-Пак. Вместе учились в школе №2. Я был Председателем Совета старост и командовал утренними линейками. Все они, будущие министры, начальники, мэры стояли в струнку под моим зычным голосом: «Смирно!»
Через год снова приехал... ни одного гуся...
– А, где гуси-то? – удивленно спросил я.
– Съели! – грустно мне ответили родственники. – Выращивать гусей и утят наши земляки не умеют. Никто консультаций не давал.
В то время в поселке были еще несколько семей русских. У них сохранились. Раздали совхозных овец, свиней, коров, около 200 машин и тракторов в частные руки. А теперь кукуют и собирают коноплю...
Плохая мораль – плохая экономика. Честные журналисты из правительственных СМИ пытаются об этом писать, но их урезывают. Дикий окрик из Госкомпечати РТ, из Пресс-службы Правительства – все! Свобода печати – в сказке...
В советскую эпоху все мы мечтали «критикнуть» свое правительство, Генсека. Это было невозможно. И в США скрывали всю правду о вьетнамской войне. Но старшеклассники одной американской школы подали иск в Верховный суд США, основываясь на поправке в Конституции США о свободе слова и печати. И ребята победили. Была закончена вьетнамская война. На земле Вьетнама остались восемь могил солдат-саперов из Тувы.
5 мая 2004 года, в День советской печати, похоронили изуродованное тело молодого журналиста Шангыш Монгуша из кожуунной газеты «Хемчиктин сылдызы». В марте исчез, а нашли труп за Кызыл-Мажалыкским мясокомбинатом, в начале мая, когда растаял снег. Преступников не нашли, хотя знают, чьих рук это дело. Молодой, неосторожный Шангыш стал жертвой экстремальной журналистики. Светлая ему Память!
И никто из должностных лиц в регионах России не наказан судом за воспрепятствование деятельности журналистов! Наоборот – смелых журналистов преследуют, судят и убивают. Поэтому и в России и в Туве подлинной свободы печати нет и не будет. Не случайно Президента РФ за рубежом сопровождают демонстрации, требующих свободы печати в РФ. Их нам не показывают. «То, что происходит в последние три года, – логичная, профессионально выстроенная политика. Её задача – восстановить сигнальной управляемости прессы...» – писал Алексей Симонов – председатель Фонда защиты гласности в газете «Совершенно секретно» в августе 2003 года.
Убрали в Кызыле территориальное управление по регистрации СМИ и лицензированию (бывшая инспекция по защите свободы печати) – даргаларам нашим «Домей-ле!» («Всё равно!»). Закрывается тувинское радио – всё равно! Негативные статьи в центральных СМИ о Туве, о нашем Правительстве – всё равно! Никакого опровержения, угрожают только своим. Московские журналисты как-будто сговорились – только негативная информация о Туве. А кто виноват?
В начале 90-х годов, при мне, О.Шу-де отказал в аккредитации корреспондента ИТАР-ТАСС. «...Будет как Гурилов, сообщать нелепые новости по российскому радио!» (Юрий Гурилов – собкор радио СССР в Туве). Ему приписывают информацию о сгоревших 96 автобусах в Пассажирском АТП, (пекинское радио в том же день сообщило об этом).
И всё, что хорошего в Туве – о ТЮЗе, о детских фестивалях, студии мультфильмов в Бай-Тайге, о достижениях тувинских борцов, о воинах тувинцах-добровольцах, сложивших свои головы на украинской земле и т.д. – ни слова в центральных телеканалах!
И «Шын», и «Тувинка», и Тинмей Д.Л. занимаются великолепной рекламой «РИСКа». Мои родственники, приехав в Кызыл, забирают все независимые газеты, а «обкомовские финтифлюшки», по Шукшину, даже в руки не берут.
Сергей Баир–Неистовый
P.S. Неделю назад рано утром бомжи наткнулись на труп ребенка в мусорном ящике возле ТД «Саяны». Почему-то об этом страшном злодеянии нигде не сообщили. Вот и «плохая мораль – плохая экономика».