Стремительные события в Киргизии оставили глубокий след в душах тувинцев. В России не утихает полемика по поводу причин киргизской революции и бегства Президента Акаева из страны. В Туве растут настроения, подобные киргизским, и выступление Ш.Ооржака по телевидению 9 апреля это подтверждает.
В российской прессе публикуются материалы о причинах краха клана Акаева. В облике киргизского беглеца немало черт, сходных с нашим местным лидером. Впрочем, выводы может сделать любой читатель самостоятельно, ознакомившись с выдержками из статьи Леонида Шахова в газете «Жизнь» за №13.
Добрый отец – плохой президент. Вот мораль киргизской революции.
Акаева подвела любовь к детям. К своим детям. Она, его любовь, просто не знала границ.
Да, дети у Акаева хорошие. Послушные. Дочь – папин имиджмейкер (как Татьяна у Ельцина). И к деньгам отношения не имеет никакого. Но у нее есть муж. Зять Акаева. И великое множество государственных проектов, не считая заводов, фабрик и магазинов, любезно отданы ему. Против такой несправедливости восстал даже... сын Акаева, которому досталось чуть меньше. Конечно, любой отец поймет Акаева – чего не сделаешь ради любимой дочери? Но если даже сын Акаева недоволен политикой отца, как прикажете народу к такой несправедливости относиться? При этом Акаев – не ЛЮБОЙ отец. Он – отец нации.
Хороший президент, наблюдая за своими детьми, по их запросам может сделать вывод, что нужно другим детям. И их родителям. Плохой президент идет на поводу капризов своих детей и потому считает, что народ с жиру бесится, слыша, как его дочь или муж дочери, или сын просит в качестве игрушки новый завод. Или яхту. Или целый квартал в центре города Бишкек (вместе с жителями) для супермаркета.
Аскар Акаев, видя, как нарастает народное волнение, призывал возмущенную несправедливыми выборами оппозицию к законности. Все должно быть в рамках закона, повторял он. Закон превыше всего. И наши ему вторили, обзывая киргизскую оппозицию «так называемой» и обнаруживая за ее спиной то местную наркомафию, то американских политтехнологов, а то и международных террористов. Но, позвольте, а фальшивые итоги выборов – это в рамках закона?
А ложь? А кумовство?
Заговор, говорите? Америка, говорите, студентов на улицы Бишкека вывела. Пиар, говорите... Но в Оше нет студентов. Есть крестьяне. Бедные. Безграмотные. Они не знают, в какой стороне находится Америка и что означает слово «пиар». Не нравится, что на выборах даже под прессом административного ресурса народ голосует против вашей власти? Отмените выборы! И назначайте депутатов сами. Кого хотите. Своих детей (и сын, и дочь Акаева стали депутатами), братьев и сестер жены (они тоже члены парламента). Да хоть верблюда своего назначьте депутатом.
Мне не жаль Акаева. Да, он, наверное, единственный среди лидеров постсоветского пространства такой интеллигентный и образованный. Можно привести еще уйму качеств Акаева, за которые его нельзя не любить. Но если он вынужден спасаться бегством от гнева своего народа, грош цена всем его качествам.
Конечно, он мог бы остановить эту стихию. Силой. И имел на это полное право. По закону. У него срок не вышел, и никакие революции не могут его отменить, если глава государства, конечно, не пьет кровь своего народа. В прямом смысле. Акаев не пил. И потому он имел право отдать приказ открыть огонь по тому, кто первым бросил в него камень. Но для этого одного права (и характера, естественно) недостаточно. Для этого нужно иметь еще одну вещь.
Совесть.
Чистую совесть...
Леонид Шахов