Пишу в вашу газету, так как в других вряд ли опубликуют моё прощальное откровение. Но поделится своею болью хочется. Может быть, я в чём-то неправ, извините. Просто это крик души.
Так уж сложилось, что после долгих колебаний и раздумий я с семьёй нынче уезжаю из Тувы, как уехали и продолжают уезжать многие и, кстати, не только русские, но и коренные тувинцы. Думаю, подобные сомнения одолевают каждого, кто вынужден покидать насиженное место, где родился и вырос: уезжать туда, где тебя особо никто не ждёт...
И, тем не менее, мы вынуждены уехать, потому что жить в республике, не имеющей будущего, невыносимо. Где на обнищании народа цинично паразитирует мощный родовой клан Ооржаков-Монгушей, уже без малого пятнадцать лет узурпирующий всю полноту власти и намеревающийся ещё как минимум с десяток лет удерживать её в своих руках. Для этого используется, прежде всего, такой проверенный механизм, как расстановка кадров. Надёжных и преданных, и совсем необязательно профессионально готовых. А самыми надежными здесь, по их понятиям, являются только родственники и самые доверенные земляки.
Я хорошо знаком и часто общаюсь со многими достаточно известными людьми в Туве. Они прямо говорят, что практически в абсолютном большинстве республиканских министерств и ведомств в качестве первых руководителей или заместителей назначены представители правящего родового клана. А что творится в аппарате Правительства и в целиком прооржаковской Канцелярии Председателя Правительства, и говорить не стоит.
С каждым годом этот клан всё мощнее укрепляется во власти, как раковая опухоль расползается по всем управленческим структурам. И будьте уверены, – этот клан власть так просто никому не отдаст. Ни у Салчака Тока, ни у Григория Ширшина такой мощной кланово-родовой Семьи и близко не было. Именно поэтому любое мнение, не совпадающее с мнением представителей этого клана, воспринимается ими как враждебное и их носителям немедленно присваивается ярлык врагов.
Так было с Кадыр-оолом Бичелдеем, так было с Шолбаном Кара-оолом, так сейчас происходит с Василием Оюном. Почему они записаны в стан оппозиции? Потому что повлиять на них Семья никак не имела и не имеет возможности, так как это выборные должности, и самолично назначить на их место своих родственников клан не в состоянии. А вот с неугодными людьми в исполнительной власти они вправе поступать как им заблагорассудится.
Так поступили в своё время с Вадимом Оюном, Николаем Дьяковым, Владимиром Кара-Салом, Валерием Салчаком, Владимиром Хеймер-оолом, Василием и Валерием Оюнами, Виктором Вусатым и Сергеем Никоновым, которые были заместителями председателя Правительства, со многими неугодными правящему клану министрами. Многие, такие как Михаил Козлов, Сергей Сараев, Виталий Вальков ушли из Правительства сами, так как работать нормально в этой клановой системе просто невозможно.
Они превратили в своих врагов таких по-настоящему уважаемых людей, как Владимир Ефимович Серяков и Чимит-Доржу Баирович Ондар, сделавших для республики несоизмеримо больше, чем ооржаковско-монгушовский клан. И то, что народ этих людей уважает больше, чем правящую «семью», их злобно бесит. Ревностно и злобно относятся и к нашему знаменитому земляку Сергею Шойгу, и терпят его пока только потому, что он – федеральный министр.
Не знаю, как кому, а мне всё это очень напоминает весьма пагубное для страны правление Б.Н.Ельцина. Признаки перерождения с приходом во власть те же: самовозвеличивание, создание «семейного» клана, неприятие инакомыслия, барские привычки, бездарное руководство, беззастенчивая алчность. Та же неуемная и неуместная воинственность, хвастовство и зазнайство, и, безусловно, до неприличия льстивое окружение.
Ведь выжить и продвинуться в этой системе можно лишь благодаря раболепной и уродливой угодливости «вождю» и его семье. Без сомнения, этими качествами в полной мере обладал «верный друг клана-семьи» Алексей Мельников. Потому и сохранил себя в этом клановом сообществе на долгие годы. Именно его услужливыми руками Шериг-оол Ооржак вынудил уйти с должностей большинство вышеперечисленных руководителей.
В республике идет неприкрытый и беззастенчивый захват государственной собственности, причем «прихватизируются» самые лакомые куски. Предпринимательством и бизнесом в республике заниматься невозможно, если ты не находишься под крышей криминалитета, опекаемого правящим кланом. А за это надо платить, причем платить по-крупному. Практика поборов, взяток, «откатов» стала системой, потому что все берут пример с правящей семьи.
Вы попробуйте просто так, без крупной взятки, получить квартиру, распределением которых, в отличие от других регионов, у нас занимается само Правительство. Будь вы хоть заслуженный ветеран, пострадавший от репрессий или измученный болезнями инвалид. Как бы не так!
Существует четко налаженная система «выкупа» права на получение квартиры. И те, кто надеется получить ее безвозмездно, напрасно тешит себя такими мыслями – в республике давно уже квартиры «выкупают», только не у государства, а у правящей элиты. Выкупается все: и тендеры на строительные объекты, и конкурсы на поставку продуктов и товаров для бюджетных организаций, и должности в аппарате Правительства и правительственных структурах, и места в ВУЗах и так далее.
Коррупция и криминалитет пронизали всю систему государственной власти республики и их негативный прессинг всё более и более душит народ, который живёт без надежды на лучшую жизнь, без какой-либо надежды на будущее.
Даже студенты, обучающиеся за пределами республики, не хотят возвращаться назад, потому что перспективы их работы здесь незавидны. Идёт тихая, постоянная, без ажиотажа, миграция из республики. Искренне жаль, но и моя семья добавит свой процент в отрицательный баланс миграции. И пусть не завидуют нам те, кто тоже хотел бы, как и мы, уехать отсюда, как я не завидую тем, кто здесь остается наедине с безысходностью и беспределом.
С грустью, бывший житель города Кызыла,
Александр Сайгутин.