Главной причиной роста коррупции в стране власти называют слабые кадры в правоохранительной системе, которые плохо работают по причине мизерных зарплат, из-за которых честные и грамотные следователи и прокуроры разбежались по коммерческим структурам.
Довод, конечно, спорный. Жулику и проходимцу сколько не плати – лучше работать он не будет. Не в том его интерес, чтобы больше заработать, а в том, чтобы побольше хапнуть в виде взяток и подношений. И государство никогда не сможет платить следователю или прокурору больше, чем он может «взять на лапу». Короче, сколько волка не корми – он в лес смотрит.
Другое дело, что в последнее время правоохранительные органы стали прибежищем наиболее беспринципных алчных негодяев, как правило кующих карьеру и благополучие нечестным путем. Не станем обвинять всех чохом и обратимся к конкретным примерам.
Как известно, самым пышным цветом расцвели в Туве махинации при проведении выборов. Избирательные комиссии превратились в боевые штабы по фальсификации избирательных документов, где подделывались подписи избирателей и заменялись избирательные бюллетени в пользу правительственных кандидатов, большинство из которых, как правило, тривиальные уголовники.
И за последние четыре года мы не знаем ни одного случая, чтобы махинаторов привлекли к ответу! Даже в тех случаях, когда сотрудники ФСБ хватают преступников за руку на месте преступления. Из таких, казалось бы безвыходных ситуаций преступникам удается уйти от вроде бы неминуемого наказания. Чекистам остается только разводить руками: расследование таких преступлений – прерогатива прокуратуры. Об этом мы писали неоднократно, но из прокуратуры – ни ответа ни привета. И уголовные дела с тех пор не сдвинулись ни йоту. И не вызывает сомнений причина такой странной бездеятельности правоохранителей – кому-то это приносит свои дивиденды...
Для наглядности рассмотрим перипетии с выборами 30 мая 2004 года, когда выбирали депутатов кызылского городского Хурала. Махинации на них превзошли все ожидания. МИК «нарисовала» массовое досрочное голосование кызылчан в муниципальной избирательной комиссии на половине избирательных участках. Цифры «досрочки» ошеломляли – от 40 до 70% от всех, принявших участие в голосовании. Дураку было ясно, что такого массового доверия к городским народным избранникам не было и не может быть. И либо кто-то занимался целенаправленным подвозом избирателей, что запрещено Законом, либо МИК во главе с Д.Маликовым просто фальсифицировала избирательную документацию, что вообще уголовно наказуемо.
И кандидаты, не замешанные в фальсификации, заподозрили неладное. И уже в день голосования обратились к городскому прокурору В.Ведягину с просьбой провести проверки и привлечь виновных к уголовной ответственности. Как вы догадываетесь, горпрокуратура ничего не предприняла для выяснения обстоятельств и в возбуждении уголовных дел отказала.
Так эти отказы и остались бы историей, если бы один из кандидатов – Ш.Курт-оглы – не решил самостоятельно разобраться с махинациями на избирательном участке №18, где он баллотировался. И подал заявление в суд об отмене итогов голосования. Не будем утомлять читателей перипетиями многомесячной судебной тяжбы и остановимся лишь на некоторых промежуточных итогах судебного расследования.
Суд истребовал выборную документацию с избирательного участка №18, и заявитель без труда установил, что, если верить представленным МИК документам, то из 184 досрочно проголосовавших в МИКе Ирина Владимировна Вахрушева и Саая Буян Алексеевич, проживающие по ул. Суворова 60, сумели досрочно проголосовать даже дважды: Вахрушева сначала 20 мая, а затем – 26 мая, а Саая – 20 и 23 мая.
Судя по представленным документам, дважды проголосовал и Кузьмин Евгений Геннадьевич, проживающий по ул. Фрунзе 3: 26 мая – в МИКе, и 30 мая – на избирательном участке в АТП-1. Досрочно умудрился проголосовать и Э.П.Ковалёв, находившийся в это время в нейрохирургии с черепно-мозговой травмой; Н.В.Мязина, полтора года как переехавшая в центр города на территорию избирательного участка №15; и Валерий и Елена Шумковы, проживающие в Саяногорске.
Также, по логике МИКа, досрочно пришли голосовать в центр города пожилые не совсем здоровые избирательницы Л.П.Ковалева, В.П.Пустоварова, Т.В.Мязина и З.М.Добрякова, о чём свидетельствуют их подписи в списках проголосовавших досрочно, а затем (то ли забыв о досрочном голосовании, то ли специально, чтобы «подмочить» репутацию избиркома) они же пришли на избирательный участок в день голосования и, вопреки требованиям Закона, пытались проголосовать вторично. Правда, члены УИК этого им не позволили.
В суде представитель МИКа не смогла объяснить такие метаморфозы с избирателями, предположив только, что, скорее всего, во всем виноваты избиратели, с умыслом по два раза ходившие голосовать с намерением сорвать выборы. А в отношении пожилых женщин, давших в суде показания о том, что их подписи фальсифицированы и они в голосовании участия не принимали, представитель МИКа заявила, что они либо подкуплены заявителем, либо запуганы... Прямо скажем, объяснения малоубедительные. Сомнительно, чтобы десятки пожилых уже людей, в том числе не живущих не только на данном избирательном участке, но и в республике вообще, создали преступную группировку, чтобы таким наивным способом, как двойное голосование, сорвать выборы на избирательном округе №18.
Суд пытался допросить председателя участковой избирательной комиссии Сарыглара Г.В., но по данным паспортного стола, к великому удивлению выяснилось, что такой гражданин не проживает и вообще не никогда не проживал не только в г.Кызыле, но и вообще в республике. Каким образом и почему он тогда был назначен МИКом членом участковой комиссии – большой вопрос. Да и членов МИКа допросить тоже пока не удаётся – по понятным причинам они обходят суд стороной.
Но речь в настоящей статье не столько об избирательных комиссиях, стилем и смыслом работы которых в Туве стали фальсификация выборов, сколько о прокурорских работниках, обязанных стоять на страже законности и интересов граждан. Как мы уже поясняли выше, в прокуратуру ещё 30 мая 2004 года, в день выборов поступило заявление о фальсификации документов на избирательном участке №18. Прокурор города Валерий Ведягин поручил проверку заявления следователю Буликяну, который тут же прибыл на избирательный участок и, демонстрируя бодрость и деловитость, принялся изучать обстановку, допрашивая участников выборов. Что он хотел узнать – для нас так и осталось неведомым.
О результатах его бурной правоохранительной деятельности мы узнали из проверочного материала, истребованного судом, в котором чёрным по белому Буликян написал, что им опрошены члены УИК, которые Буликяну факта фальсификации ими документов не подтвердили. И всё!
Представляете, уважаемый читатель, Вас ограбили средь бела дня, а в ответ на Ваше обращение в прокуратуру получаете ответ, что бандит, на которого Вы указали, Ваши показания не подтвердил... Абсурд, скажете Вы. И будете правы. Может быть, кто-то считает, что Буликян – конченный идиот и не осознает глупости написанного им? Напрасно: на идиота он не очень похож. Может, малограмотен и не может разобраться? Тоже сомнительно: смог же он закончить Академию МВД с отличием и даже умудрился сдать экзамен на судью. Значит, балбес не конченный.
На вопрос, почему ничего не выяснил и отказал в возбуждении уголовного дела, он ответил без запинки: в респрокуратуре запретили. Правда, когда по этому вопросу обратились к прокурору Ведягину, тот был сильно возмущен ссылкой следователя на вышестоящую прокуратуру. Правда, дело ограничилось взбучкой Буликяну, а само дело было отправлено в архив.
Но тут в ходе судебного расследования выяснились некоторые детали проверки. Оказалось, что у избирателей, чьи подписи были подделаны членами МИКа, при проверке взяли образцы почерков и проверили их на идентичность. Однако ни словом о такой проверке и самой экспертизе в своем Постановлении следователь Буликян не упомянул, хотя был обязан. Почему? Опять по неграмотности и убогости мышления? Или из других соображений?
Из кругов, близких к В.Гарфутдинову, который в результате махинаций стал депутатом, стало известно, что кому-то дана взятка в 45 тысяч рублей за волокиту в этом деле. Сначала подумали, что взятку получил Буликян – уж больно он старался не замечать очевидных ляпов в подделанных документах. И обратились по этому поводу к прокурору В.Ведягину. Реакции – никакой. А затем, вспомнив публикации о Ведягине, рассказывающих, как он, пользуясь своим служебным положением, взял в кожуунном отделе внутренних дел карабины, а затем подсунул вместо них самоделки совсем другого калибра, поняли: возможно, дело тут не столько в Буликяне, сколько самом Ведягине – рыба гниёт с головы.
Кстати, ответа на те публикации об украденных карабинах в редакции нет до сих пор, хотя минуло более двух лет. Видимо, Ведягин дал взятку кому повыше – и дело замяли. Бесчестный человек бесчестен во всем. Как раньше говаривали, сначала он изменяет жене, а затем – Родине.
Кстати, Валерий Федорович и в быту нечист – жена от него ушла и тихо живет с детьми в Сарыг-Сепе, где о Ведягине, работавшем там прокурором кожууна, вспоминают плохо или не вспоминают никак. Думается, за время руководства кызылской прокуратурой Ведягин «подчистил» кадры, и теперь «буликяны» составляют там устойчивое большинство.
Генеральная прокуратура борется с коррупцией в МВД и органах госвласти. Когда же она займется своими оборотнями? Дождёмся ли мы когда-нибудь реакции республиканской прокуратуры, если не на бардак в ее городской структуре, то хотя бы на публикации о вопиющих безобразиях при проведении выборов?
Мы-то понимаем, что В.Ведягин никогда не станет проверять документацию по досрочному голосованию в городе, поскольку, скорее всего, сам замешан в этих преступлениях. Ведь если бы махинаторы не имели гарантий безопасности от прокурора, они бы никогда не осмелились фальсифицировать документы на половине избирательных округов Кызыла. К тому же большинство из лже-депутатов являются постоянными посетителями кабинета городского прокурора и выходят из его кабинета без наручников и с неизменной улыбкой, говорящей о достижении консенсуса.
Отдел по борьбе с негодяями
P.S. Многие понят нашумевшее дело, когда бойцы СОБРа по заданию первого заместителя министра МВД РТ В.Конгара избивали и незаконно лишали свободы граждан. Тогда по материалам публикаций было возбуждено уголовное дело, а двух милиционеров даже взяли под арест. Расследование шло достаточно быстро, и мы надеялись на закономерное его окончание с передачей уголовного дела в суд.
С удивлением узнали, что расследование этого дела В.Ведягин недавно перепоручил... следователю Буликяну! То ли нет более честного, толкового и принципиального, то ли главная цель – развалить уголовное дело. Не исключено, что Ведягин или Буликян или ещё кто-то получил большую взятку, и включены все отработанные в горпрокуратуре механизмы торможения и прекращения уголовного преследования. Оборотни продолжают своё черное дело, не боясь возмездия. Такие наступили времена...