12 февраля Ш.Д. Ооржак принят в региональное отделение партии «Единство».
«Вы посмотрите, кто делает погоду в штабе «Единства»? Заединщиками стали все, кто в обиде на исполнительную власть и ищет расположения Верховного Хурала».
(Из газеты «Тувинская правда»,
№92 за 1999г.)
На прошедшей неделе событием №1 в республике (после скандального провала бюджета в парламенте) стало «причащение» главного действующего политика. Шериг-оол Дизижикович пал под натиском обстоятельств в медвежьи объятия «Единства».
Как он ни увиливал, а ветер перемен и его замёл в однопартийцы с бывшими оппонентами. Всевозможным аналитикам гадать, обсасывать да расписывать, что сие означает: капитуляцию или подписание мирного договора со всеми вытекающими отсюда репарациями? Как-то – гарантированное пенсионерство в Москве, газетки да шахматы на скамеечке с прежними врагами-соратниками Ондаром да Серяковым.
В этой ситуации любопытно другое: выражением лица, с коим это событие переживала массовка. Вот г-н Филатенко, не моргнув глазом, комментирует в эфире прикрепление партийного значка к лацкану Председателя: всегда-де поддерживал и был в первых рядах...
А давайте станем Иванами, помнящими родство, и перелистаем страницы газет шестилетней давности. Того самого периода, когда на глазах у всех это самое «Единство» в Туве рождалось. Десант МЧС-ных генералов и спецов. Аренда правого крыла второго этажа гостиницы «Коттедж». Появление на сцене Главного Московского Кандидата. Вой правительственной прессы о «нашей Галочке и пришлых генералах». (Кто не помнит: бывший министр финансов Галина Салчак, на тот момент – депутат Госдумы). Шойгу пришлось прилететь, взять под ручки Шериг-оола Дизижиковича и произнести: «Направляя его (Локтионова) от «Единства» кандидатом, я направляю как бы себя». Электорат определился и потёк в поддержку генерала танковых войск.
Среди «подлых» перебежчиков была замечена и публично осуждена лидер женского движения Ирина Очур.
«Вы предали членов бюро Союза женщин Тувы, переметнувшись на сторону «Единства»! Теперь рассчитываете на встречу с Салчак – но она откажется иметь дело с вами. Мы целиком и полностью разделяем и поддерживаем, ибо всегда с брезгливостью относимся к дурно пахнущим поступкам», – надрывался в праведном гневе гл. редактор «ТП», смело подписавшийся своим именем (что, заметим, происходит не так уж часто) в №83 за 1999 год.
Остракизму подвергся и однофамилец Ирины Шекпер-ооловны – Алексей Очур, возглавивший предвыборный штаб «Единства».
Стороны держали друг друга в напряжении. Инсценировка ЧП, связанного с надругательством над тувинским флагом, оживила боевые действия. Вот что писал «РИСК информ» в №45 за 1999 год: «Кровавая драма в штабе «Единства»: «В 4.30 утра в штаб ворвался депутат Верховного Хурала В.Орус-оол в сопровождении 6 человек. 5 мужчин и 1 женщины. Депутат Орус-оол начал в грубой форме требовать привести для объяснений кандидата Локтионова, якобы по факту надругательства над флагом Тувы. Сотрудники городской прокуратуры провели медицинское освидетельствование. Гражданка Крючкова (гендиректор ООО «Тыварыба») находящаяся с ним, кричала, что у нее есть пистолет в сумочке, и она перестреляет всех».
Инцидент (впоследствии опровергнутый самими же «уткопёками» из штаба Галины Салчак) в изложении газеты «Шын» №93 звучал так: «Нечаянно агит-автобус Г.Салчак, разъезжавший по городу с громкоговорителем, из которого раздавались агитационные частушки, остановился перед зданием гостиницы, где на ту беду располагался штаб «Единства». Выскочивший из гостиницы гражданин сорвал флаг Тувы с машины и стал топать его ногами».
Вечером того же дня А.Филатенко поведал на канале ГТРК эту же историю, как свершившийся факт. После победы генерала, на пресс-конференции упомянутый журналист заинтересовался этим же вопросом – и в ответ получил генеральский отлуп.
На следующее утро «ТП» вышла со статьей в №95 «Локтионов пообещал разобраться с журналистами». Она трусливо повествовала: «Отдельные журналисты в политической борьбе играют роль инструментов. Допустим, напильник или стамеска делают больно шкуре. На них можно обижаться и подавать в суд, забыв, что это просто инструмент, а не держащая его рука. Локтионов взял неверный тон с отдельными СМИ. Ему с ними работать, и от того, как быстро он исправит это упущение, зависит его дальнейшая политическая карьера».
Каким образом карьера не последнего чиновника в России может зависеть от «правильных» взаимоотношений с Филатенко и «ТП», какое упущение он должен исправить, чтобы избежать страшной участи – вопросы для смеха. А вот Шериг-оол Дизижикович, пообещавший в ноябре 1999 года Шойгу две золотых медали с его барельефом, заверяя в своей лояльности к «Единству» (но не к Локтионову), готов был исполнить своё обещание, да напоролся на неожиданный отказ одаряемого.
С тех пор отношения Ооржака с Шойгу не улучшились ни на йоту, но бывший республиканский гарант спрятал гордость в карман и решил встать под знамена обидчика, – припёрло. Бывший секретарь обкома точно определился, где сейчас КПСС. Хотя, когда задницу припечёт, иные националисты готовы хоть в ЛДПР, хоть к лимоновским нацболам податься.
Сат Ира