(саянская бывальщина)
Окончание. Начало в №3, 4, 6, 9 за 2004 г., №1 за 2005 г.
«Эка жалость, ружьишко в дорогу не захватил», – думает Трофим. Решил он в свою деревню пешком идти. Взял из кабины телогрейку, накинулся – холодом с гор потянуло. Глядь – волк опять тут. Трофиму даже не по себе как-то стало.
– Чего тебе, серый, надо, а? – сурово обратился он к зверю. Волк заворчал, головой тряхнул.
– Гляди-ко, речь понимает, – рассмеялся Трофим, а у самого мурашки по коже.
Но волк враждебности не проявляет, впереди Трофима пробежит и сядет, будто дожидается.
– Да ты никак в гости зовёшь, серый? – изумился Трофим. Волк головой крутнул, оскалился, и вдруг на едва заметную тропинку повернул. Трофим после короткого раздумья вослед пошёл – уж больно ему чудным поведение волка кажется. «А может, это и не волк, а собака волкоподобная такая?– думает Трофим. Идёт вслед за волком, и вроде как места не совсем незнакомые пошли. Но не может вспомнить, когда он бывал здесь прежде. Вдруг расступилась чаща, и видит он полуразвалившийся дом у ручья. Опешил Трофим, долго стоял, вспоминая, был ли когда или не был в этом доме, но так и не вспомнил, хотя что-то в памяти смутно, как сквозь туман, забрезжило.
А где же волк? А он около полуразрушенной скалы сидит и смотрит как бы выжидающе.
– Зачем ты сюда меня привёл, а? – спрашивает Трофим. И вдруг пропал волк, как и не было. Изумился ещё больше Трофим, подошёл к тому самому месту, где только что зверь сидел, и увидел среди скальных обломков чугунный котёл-казан, по краю треснувший. Поддел его сапогом Трофим, разломилась надтреснутая посудина и посыпались золотые монеты-червонцы!
Остолбенел Трофим! Золота столько, что и в карманы не войдёт. Снял телогрейку, высыпал на неё монеты, поднял на плечо – тяжеленько! На краю елани оглянулся – туман залил поляну.
Пошёл Трофим по тропе обратно к дороге, нет-нет да оглядывался, но волка больше так и не увидел. Шёл и думал, как расскажет жене своей Насте про небывалый этот случай, и как они вместе будут решать, как распорядиться невиданным богатством, доставшимся им в руки.
* * *
Глухие раньше были эти места – Саянские горы. И разные происходили здесь случаи, а народ по памяти пересказывал их в бывальщины и небывальщины.
И.Шустов