Сосны, закутанные в тяжёлые белые шубы, стыли в глубоком зимнем сне. Ирина, приехавшая из далёкой Тувы на курорт «Сосновый бор», что в Красноярском крае, отметила, что и снег здесь глубже и белее, и воздух чище, чем в родном Кызыле. Мимо неё с весёлыми криками пробежали девочки, тоже кызылчанки. Они позвали её кататься на санках. Но Ира отказалась – хотела побыть одна.
Вспомнился Кызыл. Летом в нём некуда деться от жары, зимой он окутывается буро-чёрным дымом, борясь с морозами. Халатное отношение власть предержащих к бывшему общежитию, в котором жила семья Иры, послужило причиной ужасного пожара, уничтожившего их жилище, и ещё многих жильцов. Но это всё уже позади и об этом не хочется и вспоминать, но несчастье оставило неизгладимый след в душах и судьбах людей. Несмотря на тяжёлые воспоминания, ей остро захотелось на родину.
Кызыл встретил трескучим морозом. Но что-то щемящее, родное виделось в очертании недалёких некрутых гор, и в перспективе лиловеющего в морозном тумане далёкого Саянского хребта. Радостные улыбки родных дополнили впечатление. В кызылский дом-интернат для инвалидов и ветеранов, где они теперь проживали всей семьёй вместе с другими погорельцами, они успели как раз к обеду. Обед представлял разительный контраст тем обедам, к которым она уже привыкла на курорте: здесь подали негустой гороховый суп в порционных тарелках и на второе – два ломтика жареной колбасы с картофельным гарниром. До отьезда в «Сосновый бор», как помнила Ира, на полдник давали апельсины, а сейчас фруктов не было. Бедная витаминами пища не отвечала требованиям зимнего рациона, когда ослабленный организм не в силах будет противостоять прогнозируемой инфекции гриппа.
После обеда мама Иры – Белекма Ондаровна – пошла в медпункт – у неё с утра побаливала голова. Вернувшись, она с удивлением рассказала, что в медпункте отсутствует набор элементарных медикаментов, – и это в то время, когда люди так часто страдают от респираторных заболеваний! Вообще, несмотря на приезд горячо любимой дочери, родители были «не в настроении». Причиной оказалось то, что из семьи в семь человек было зафиксировано в очереди на получение квартиры только трое. Говорят, уже пришли сертификаты на получение жилья, но почему-то их ещё мало кто видел...
* * *
Прораб стройки Анатолий Айыжи занимался малярными работами. В начале декабря отстроенное здание подключили к теплу, и теперь люди спокойно занимались отделочными работами. Вообще, хорошо показали себя на строительстве жилого здания по улице Буренская такие ребята, как Ховалыг Борис, Ооржак Мерген, Монгуш Алексей и Монгуш Валера, Ховалыг Ариан и Куулар Чингис. С такими ребятами можно быстрее закончить строительство, да вот беда – УКС задерживает финансирование, и сейчас не хватает половой рейки и кафеля для отделки санузлов.
Но Анатолий надеется на лучшее. Он уже знает, что квартиры вновь отстроенного дома обещаны погорельцам, и всей душой хотел бы им помочь. А в перспективе – строительство ещё одного жилого дома, рядом; ведь даже при полном заселении сдаваемого дома погорельцами квартир хватит далеко не всем.
А нам хочется добавить: неужели чиновники изменят данному слову – обеспечить всех пострадавших квартирами и, оправившись от первого послепожарного шока, подменят честную выдачу сертификатов на получение жилья недостойными коммерческими играми?
В.Хомяк