НЕ КАК ЛИЧНОСТЬ, А КАК ДОЛЖНОСТЬ
Президент В.Путин выступил с неожиданной инициативой, которую Б.Березовский предрек еще в июне 2003 года. Глава исполнительной власти Тувы Ш.Ооржак горячо поддержал новые инициативы, а его пресс-секретарь добавил, что Ооржак все это предлагал еще год назад. Но поскольку федеральные СМИ не позволили ему продемонстрировать лояльность в Москве, о своей точке зрения на назначение глав регионов он, как всегда, косноязычно, сообщил по приезде домой. Чего больше в его поддержке кардинального изменения собственного статуса? Азиатского коварства, природной хитрости или искреннего желания сохранить государственное единство? Судить об этом сложно.
Шериг-оол Дизижикович с некоторых пор смертельно боится журналистов – частенько вольное общение с ними заканчивается для него суровым судебным решением. Но мы всё же попытались взять у него по этому поводу интервью. Категорический отказ последовал немедленно, и это подтверждает версию, что ему, скорее всего, есть что скрывать. Что?
Давайте откровенно глянем правде в глаза: вряд ли губернаторов обрадовала инициатива отмены выборов и, как следствие, – урезание их полномочий. Привыкли они быть князьями и ханами... Не очень солидно выглядит и позиция нашего местного гаранта (каковым он, кстати, перестанет быть при назначении) в желании покончить с федерализмом в России. Как известно, он пришел к власти под флагом национализма, суверенитета Тувы и соответствующей Конституции, которая дала Туве право выйти из состава России, объявить войну кому угодно и прочие атрибуты независимости.
До последнего времени Ооржак удачно их эксплуатировал. Воинствующий дух стал выветриваться только в связи с катастрофическими результатами его правления – развалом сельского хозяйства, ликвидацией промышленности, почти полной дотационности республики, массовым обнищанием населения и ростом социальной напряженности. Стало тяжело в одиночку нести ношу ответственности и захотелось поделить её с российской властью, сделав солидарной. Москва откликнулась медалью и понижением статуса.
Мало верится и в желание нашего премьера поднять роль законодателей, которые теперь не только будут давать согласие на его назначение, но в случае чего смогут и спросить за содеянное. К тому же и структура, и персональный состав правительства будет назначаться и освобождаться парламентом, с которым у Ш.Ооржака отношения, мягко говоря, не сложились. Вряд ли депутаты, не отягощенные судимостями, спустят ему свое шельмование в правительственных СМИ, развернувшееся в последние год-полтора.
Что ни говори, а нынешний спикер В.Оюн хорошо изучил принципы взаимоотношений и своего не упустит. У него достаточно опыта и самолюбия, чтобы не позволить помыкать собой. Уж если этого не произошло раньше, то вряд ли случится теперь. Думается, он осознал приоритеты федеральной власти и стремление В.Путина поставить во главу угла в регионах местных законодателей.
Так что же: Ооржак не согласен, но боится в этом признаться? Или доволен, но держит фигу в кармане? Какую?
Как известно, для того, чтобы быть назначенным на должность, кандидат должен иметь одно из двух: либо быть толковым работником, знающим дело, либо иметь протеже. Как многие уже догадались, вероятность Ооржака как хозяйственника понравиться Путину близка к нулю. По крайней мере, таких плачевных результатов, как в Туве, нет нигде, кроме Чечни. Но там города и села бомбили, а при Ооржаке всё разрушилось мирным путем.
Значит, надежда на покровителей, способных уговорить Президента России? О ком речь? Пугачев ныне в опале и доступа к «уху» не имеет. Ему бы спасти свои капиталы, и то хорошо. Нарусова? Правительством широко распространяется версия, что экзальтированная дама имеет некоторое влияние на главу государства, поскольку обладает кое-какими сведениями о совместных сомнительных делах покойного мужа с будущим президентом. При этом в подтверждение приводятся факты о заинтересованности в расследовании этих дел Генеральной прокуратуры, заставивших А.Собчака, невзирая на дружбу с тогдашним Президентом Б.Ельциным, скрываться от правосудия в далеком Париже. Слухи малоправдоподобны. Но именно на них держится сегодня реноме весьма оригинальной бабёнки.
Но имеется одна закавыка: Нарусовой Ш.Ооржак нужен только в связи с ее пребыванием в Совете Федерации. А двухлетний срок, на который она так опрометчиво была назначена Палатой представителей, истекает в октябре. И теперь ей нужно одобрение от Законодательной палаты. Надо признаться, что бандитов и жуликов в ЗП не большинство. И если в ней найдется хотя бы пять человек, которым она претит, ей грозит перспектива остаться без места. И при соответствующей позиции спикера палаты у «черной» вдовы, дважды наездом посетившей республику, шансов на переутверждение крайне мало.
К тому же у Ооржака имеются авторитетные соперники, в том числе и среди парламентариев, которые вполне могут избавиться от конкурента путем удаления Нарусовой. А больше заступиться в Кремле за Ооржака некому. И тогда у Президента России может появиться другая кандидатура...
Думается, инициатива В.Путина в ближайшее время получит свое продолжение. Наверняка изменится обстановка и в Туве. Ш.Д. уже начал превентивные переговоры со спикером парламента, пытаясь в новых условиях нащупать почву для совместных действий. Пока, по нашим сведениям, не очень удачно. Но он человек настойчивый и целеустремленный, и жизнь показывает, что при осознании реальной опасности он способен на кардинальный пересмотр своих позиций и большие уступки в пользу сильного. И если ЗП займет правильную позицию, то по-настоящему парламентскую республику мы все же построим.
Впрочем, Ооржак может попытаться разыграть карту ликвидации кворума парламента и инициирования новых выборов. Но этот шаг заведомо непопулярен и маловероятен. А самое главное – ощутимого толку от этого не будет. По сути, нововведениями ликвидируется должность главы региона. Это будет уже совсем другая должность – с весьма урезанными полномочиями, сомнительной легитимностью и ограниченными возможностями. Не будет теперь никакой возможности кичиться «всенародным выбором», а ежеминутное ожидание пинка под зад не прибавит здоровья.
Мы вернемся к этой теме в следующих выпусках газеты.
Отдел политики