Ему повезло родиться в семье председателя столичного горисполкома. Этим фактом были обеспечены сытое детство и вольготная юность. Но главное – смышленый парнишка быстро усвоил, что думать можно одно, говорить другое, а делать – третье, осознал, что умение ладить с собственной совестью очень способствует карьерному успеху и личному благополучию. Да могло ли быть иначе, если достойный пример был рядом?
Папаша-коммунист с трибун клеймил позором отдельные случаи нарушения коллективистской морали и социалистической законности, громогласно призывал бороться и искоренять.., при этом не брезгуя снабжаться дефицитом непосредственно с баз, а когда мальчонка-сынок впервые попался, легко отбросил словесную шелуху и пустился во все тяжкие, спасая отпрыска. Удалось. Очень помог родственник-милиционер. Но школу пришлось заканчивать в районе, и с тех пор к нему приклеилась криминальная кличка «Лекам». Впрочем, выводы были сделаны: он понял, что нужно серьезнее планировать и тщательнее прятать следы, а самое главное – не жмотиться на подмазку органов.
Меж тем жизнь текла в номенклатурном русле. Папа, чуя наступление смутных времен, подался в ученые. По какому-то странному недоразумению полуграмотный бюрократ стал кандидатом экономических наук. Но вместо экономики занимался разборками и склоками, терроризируя коллективы учреждений, имевших несчастие стать на пути его автобиографии. Его терпели. Национальная республика ради престижа дорожила каждой «научной единицей», даже если её интеллектуальный потенциал стремительно приближался к нулю. Папе удалось не только объяснить сынку ценность научного звания, но и помочь остепениться. Чего это стоило – до сих пор гадают в отделе по борьбе с экономическими преступлениями.
Однако наукой сыт не будешь. Мальчонку пристроили на местный пивзавод коммерческим директором. Это не было случайностью. Помог все тот же родственник-милиционер, который к этому времени стал не только начальником республиканского уголовного розыска и втерся в доверие к руководителю республики, но и подмял под себя бандитов и стал контролировать оборот «бодяжной» водки.
За глаза его называли «Товарищ Дай» за постоянные поборы с местных коммерсантов под видом «спонсорской помощи» на нужды обнищавшей милиции. Товарищ Дай определил Лекаму конкретный участок работы и свел с авторитетом по кличке «Герой». Ребята Героя выслеживали нелегальных «спиртовозов» и отбирали спирт, затем Лекам обеспечивал его разлив и сбыт по поддельным документам через фирму «Аист». Необлагаемый налогом доход мутным потоком устремился в «общак» и предвыборную кассу Хозяина, озабоченного предстоящими выборами.
Вскоре пивзавод окончательно загнулся, не выдержав криминальной конкуренции. Преступное сообщество имело перспективы процветать, пользуясь покровительством республиканской власти и милицейским прикрытием, но бандиты скоро перестали ограничиваться охотой за «технарем» и развернули в республике крупномасштабный рэкет, не брезгуя разбоем, вымогательствами, похищением людей и даже убийствами. Беспредел достиг таких размеров, что даже самое высочайшее покровительство не смогло уберечь ОПГ.
Однажды местные правоохранители под руководством федеральной службы безопасности взяли с поличным большую часть банды. Причем операция была проведена так, что о ней не знал не только Глава республики, но и начальник уголовного розыска. Впервые в ИВС оказался и Герой. Дутый авторитет и отсутствие тюремного опыта сыграли с ним злую шутку.
Желая как можно быстрее покинуть застенок, он пообещал одному из оперативников выдать пистолет. И неожиданно привел милиционеров в квартиру Лекама. Тут-то и выяснилось, что это личное оружие прокурора республики, недавно у него похищенное с целью шантажа. Разразился огромный скандал. Можно только догадываться, какие серьезные люди были задействованы и каких больших денег стоило его тушение. Но мафия на тот момент оказалась сильнее ФСБ. Дело похерили, бандитов распустили. Герой был вскоре убит при странных обстоятельствах. Родственники убиенного пеняли на милицию, милиция кивала на бандитов. И совершенно уверенно можно сказать, что обе стороны были правы.
Такой поворот событий положил конец пивзаводской карьере Лекама. Запойный алкоголик с тяжелой формой диабета и ранним половым бессилием оказался не у дел. Его расплывшаяся от гормонального расстройства фигура долго маячила в приемной Хозяина. Но в ответ на просьбу о трудоустройстве, тот попер его со словами: «Ты пьяница и бандит! Не ходи ко мне!» Его стали сторониться как прокаженного. Товарищ Дай был вынужден публично отречься от племянника. Банда распалась, «авторитеты» оказались не у дел. И лишь хозяйка «Аиста» быстро нашла применение своим талантам и капиталам, нажитым на «технаре». Теперь в центре города у нее новенький двухэтажный магазин и коттедж в «долине нищих».
Впрочем, время лечит. Хозяин, купив очередные выборы, продлил себе срок и успокоился. В знак примирения с бандой назначил Товарищ Дая своим заместителем. Лекам стал начальником алкогольного склада. Родственник Хозяина – юрист, консультировавший банду, сначала был назначен главным юристом республики, а затем руководителем канцелярии. Но склад пришлось закрыть, Лекам пристроился в столичную Думу депутатом. Задумал было стать мэром, но не хватило ни водки, ни ума. Тогда Хозяин вновь назначил его главным по алкогольному ведомству – ведать лицензиями на продажу вино-водочными изделиями. Вот где он развернулся во всю прыть!
Стал «под шупту» отбирать лицензии и возвращать за взятки. Суды отменяют его беззакония пачками, но он только поплевывает и продолжает гнуть свое. Чего ему бояться? Товарищдаевские «кроты» в милиции информируют его о жалобах. Хозяин по-прежнему нежно опекает, давая карт-бланш – впереди выборы столичной Думы, и Лекам ему будет нужен. Есть на него расчет.
Недавно Хозяин предложил столичному мэру дону Гаку взять к себе на работу заместителем по экономическим вопросам своего сынка. Мэр – человек недалекий, но не настолько, чтобы не понять, кто будет командовать городом в этом случае... Он отказал. Теперь разгневанный Хозяин с помощью Лекама готовит выборы такой гордумы, чтобы она объявила Гаку недоверие. В предвыборном списке Лекама – вся его родня, включая отца и арабского родственника. Лекам намерен устроить отца в кресло столичного мэра. Даже несмотря на то, что тот снова находится под уголовным преследованием.
Следствие пытается понять, зачем мирный чиновник приобрел и хранил боеприпасы и запасные части к автомату. И как это связаны с убийством бывшего вице-мэра столицы. Могут докопаться – бандитизм выходит из моды да и Товарищ Дай уже на пенсии, а все указанные здесь факты подтверждены десятками уголовных дел, которые все еще ждут своего законного разрешения.
Отдел борьбы с негодяями