Уважаемая газета «Риск информ»!
Пишет к вам ваша постоянная читательница. Я не отношусь к вашим почитателям, хотя, как и многие в нашем городе, кожуунах и деревнях с нетерпением жду дня выхода вашей газеты. Мне нравится читать ваши статьи про всяких чиновников, про правительство, про Ооржака и его окружение, про наших разных политиков. Ну уж больно вы интересно и забавно пишете обо всех и обо всем. Самое интересное, у Вас получается как у Жириновского: о чем не прокричите, то получается правда. А нам, так сказать, простому люду и есть повод посудачить по кухням, посплетничать, значит.
Но в последнем номере прочитала про директора Дома детей и была ошарашена. Хотя я близко не знаю семью Яндай-оолов, но зато наслышана о них. Да в сущности-то – кто кого в этой маленькой республике не знает? Все о друг друге мало-мальски что-то обязательно знаем, так ведь? А слухи распространяются почти с космической скоростью. Особенно о тех, кто на виду и на слуху.
Когда прочитала о Доме ребенка, была поражена кощунственным отношением к детям-сиротам. А потом я не удивлюсь, если всё описанное – правда. Потому что среди людей постоянно ходили нехорошие слухи о членах этой семьи. То поговаривали, что они укрыли каким-то образом какое-то преступление, совершенное каким-то из сыновей или двумя сразу. В народе говорили, что было совершено якобы изнасилование, но родители откупились от судебного разбирательства машиной-иномаркой. Про то, что жена воровка, тоже поговаривали. Может это совпадение, а может наговоры, кто его знает, но слухи были упорные. Когда старший Яндай-оол стал вдруг близок к президенту, все наудивляться не могли: мол, как такой человек стал работать на столь ответственной работе? Поговаривали, что якобы с целью еще больше услужиться перед Главой и, видимо, перещеголять остальных чиновников, которые окружали нашего Шериг-оола Дизижиковича, Яндай-оол В.Б. будто бы занялся сводничеством. И что якобы об этом узнала первая наша леди и немедленно потребовала убрать «сваху» вон из Белого дома. О чём это говорит? Не свидетельствуют ли эти слухи (если это правда) о сущности этих людей? Как вы думаете, все эти слухи – правда или ложь?
А теперь об авторах критического материала: они пишут о том, что уже было совершено один, два, даже четыре года назад. А почему об этом еще тогда не написали в прокуратуру?
И ещё: почему обратились именно в вашу газету? Нельзя было этот материал напечатать в «Тувинской правде» или в «Шыне»?.. Вообще-то об этом мы на работе обсуждали. Все сошлись в одном мнении: «Тувинка» точно бы не напечатала. В общем, большинство отозвались в адрес «ТП» так: она не из тех, кто печется о правах простого народа. Ведь газета «Центр Азии» заступалась за строптивую бывшую редакторшу «Шына». В чём-то ведь она не угодила кому-то из властей? Вот и поплатилась редакторским креслом. А в настоящее время нынешний редактор перепечатывает с «ТП» нужные правительству статьи и поживает – жир себе наживает. Правда, какая слава будет – потом время покажет. А Яндай-оол В.Б. все же заместитель городского главы.
Может, они и правильно поступили, обратившись к вам? Иначе вряд ли мы узнали б такие подробности о деятельности супруги одного из даргаларов, да ещё, как вы пишете, активиста партии «Единая Россия». Вот такие мысли зародились после прочтения материале о судьбе детей в ДД. Конечно, слухи слухами, но беспредел действительно ужасный.
Монгуш Ф.,
одна из жителей города Кызыла.
В газете «Риск информ» прочитал статью «У беспредела должен быть предел». После чтения этой статьи становится грустно и страшно от того, что где-то рядом с нами процветает такой действительно беспредельный цинизм. Из всех перечисленных страшных бесчеловечных деяний главного врача Детского дома хоть одно, если подтвердится – это подсудное дело. Мы все – жители одной республики, одного города, представители одного общества. Поэтому, когда осознаешь что в обществе, где ты живешь, творится такая жестокость (причем когда это касается детей), появляется ощущение позора и оскорбления и твоего человеческого достоинства. А если таких людей станет больше, чем тех, кто честен, благороден, и чист совестью, то что станет с нашей жизнью? Не кажется ли вам, что в подобном случае жить и работать нормальным людям будет очень и очень трудно, жизнь потеряет свою привлекательность, высокий смысл служения людям?
За свою долгую жизнь я впервые встречаюсь с подобным случаем крайне негуманного отношения к детям. Если всё, что перечислено в данной статье, – правда, то, я считаю, главврача Детского дома близко нельзя к детишкам подпускать. Её немедленно надо изолировать от детей. Если поинтересоваться у самой Яндай-оол С.Б. и у её мужа (как пишут, он еще и заместитель мэра Кызыла Донгака Д.К.), наверное, немалые зарплаты. Так неужели они все так бедно и плохо живут, что замахнулись воровать у детей?
В недавнем послании глава правительства республики Ш.Д.Ооржак говорил о программе борьбы с преступностью (в том числе с экономической) и коррупцией. Председатель правительства непросто так, для красного словца, говорил эти слова. Он, я думаю, это сказал в поддержку линии, проводимой по России президентом Путиным В.В. Всё, что творит главврач Детского дома, прямо квалифицируется как экономическая преступность. Видимо, Яндай-оол С.Б. страдает бескрайним аппетитом к чужому, страдает вещизмом, накопительством личного имущества. Такие качества никак не соответствуют руководителю, где бы он не работал, каким бы коллективом не руководил.
Одно радует: есть ещё люди, которые не могут по природе своей соглашаться с безобразным поведением, с тиранией, с деспотизмом и непорядочностью. Откуда пошёл такой страх у людей? Кто посеял семена страха в обществе? С чьего согласия нашли в нашей жизни место принципы подобных взаимоотношений между людьми? А ведь именно основанные на таких принципах взаимоотношения способствуют появлению категории таких людей, которые во главу угла ставят чинопочитание, верноподданничество в самом отрицательном смысле, потакание в нарушении законов общества и государства, появлению людей опасных, постоянно готовых льстить власть держащим, кто бы это ни был, пока они у руля учреждения, организации, ведомства, администраций любых уровней, государства.
Вконец испортив у своего руководителя человеческое достоинство, авторитет, доброе имя (которое было или могло в будущем быть и остаться надолго в памяти народа), эти льстивые пресмыкающиеся люди, как только тот перестанет быть их руководителем, тут же отворачиваются от него; мало того – станут проклинать его или обвинять во всех грехах, найдя другого «господина», который также может попасться на их лживой лести. Когда видишь это вокруг себя в действительности повсюду, жизнь начинает казаться нерадостной, беспросветной, руки начинают опускаться, теряешь доверие к власти, депутатам, врачам, учителям...
Всё равно хочется поддержать тех, кто нашел в себе смелость хоть таким способом огласить о действительном беспределе (иначе не назовешь) в республиканском Доме ребенка. Будем надеяться, что правоохранительные и контрольные органы, а также Ш.Д. Ооржак, обратят внимание на печальную историю детей в Детском доме и, никто никого не прикрывая, разберутся в делах главврача данного учреждения и вынесут наказание ей, чтобы другим руководителям неповадно было.
И.М. Васильев,
г. Кызыл.
Вот такие грустные письма пришли в редакцию по поводу публикации «И у беспредела должен быть предел». Кстати, после неё в Доме ребенка состоялось собрание коллектива, на которое администрация созвала всю официальную прессу, «забыв» пригласить нас. Собрание, как Вы и представляете, признало, что нарушений нет, и семья Яндай-оолов живет скромно, по средствам. И замена деревянных окон на пластиковые на «евро» не тянет, и деньги за проданных детей никто не присваивает. А после собрания два представителя Дома прибыли в редакцию и сообщили, что готовят опровержение статьи, которое скоро представят. Его мы ждали до самого окончания верстки... Напрасно. Видимо, сказать нечего.
А мы продолжим публикации на эту тему. Может, они остановят грабеж самых беззащитных – детей-сирот. Надеемся и на реакцию правоохранительных органов – воровство должно быть пресечено. Ведь дети Дома Ребенка и так несчастны тем, что не получают семейного тепла, заботы. Неужели допустим надругательство над ними?
Редакция