«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 214
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 150
User Пользователей: 0

A- | A | A+ 12pt

№6, 1 декабря 2004 года («РИСК»)

«Я был свидетелем крушения Берлинской стены...»

Недавно объединенная Германия и Европейское Сообщество торжественно отметили 15-летие крушения Берлинской стены, – события, которое имело, без преувеличения, глобальные политические последствия не только для Европы, но и для всего мира. Есть и в Туве люди, которые были непосредственными свидетелями тех исторических событий. Своими воспоминаниями делится политолог, Советник по национальным вопросам Министерства культуры республики, член Философского Общества РФ и Исполкома Конгресса тюркских народов России Владимир Баринович Багай-оол.

Последнее десятилетие XX века знаменательно объединением Германии. В результате этого перестало существовать Германская Демократическая Республика – первое, как в то время любили говорить, социалистическое государство рабочих и крестьян на немецкой земле. Разделённая победителями Германия наконец-то стала единой страной. Волею судьбы автор этих строк стал в конце 1989 года невольным свидетелем начала объединения Германии, конца ГДР и крушения Берлинской стены – символа «холодной войны».

В начале 60-х годов прошлого века Стена разделила некогда единый город Берлин на две противоположные части – Восточный Берлин как советскую зону оккупации, столицу ГДР, и Западный Берлин как особую политико-административную единицу на территории ГДР, в которой сохранялись американский, английский, французский секторы оккупации.

Построенная всего за одну ночь рабочими и солдатами ГДР эта стена «прошлась» по дворам и домам Берлина, разделив их на три с лишним десятилетия государственной границей. Во время строительства Стены в начале 60-х годов советские и американские танки стояли по обе её стороны с уже работающими моторами и готовые к бою. Лишь чудом удалось избежать третьей мировой войны...

Многие жители Восточного Берлина и ГДР в течение тридцати с лишним лет делали нелегальные попытки преодолеть Берлинскую стену. Для многих беглецов эти попытки заканчивались трагически: пограничники ГДР стреляли в них на поражение.

Это был краткий исторический экскурс. Но вернемся к событиям осени далекого теперь 1989 года.

В начале октября 1989 года я в составе советской делегации по линии общества «Знание» СССР был направлен в Польшу и ГДР в командировку для обмена опытом с подобными организациями этих стран. Выполнив свою программу в Варшаве, мы на автобусе совершили путешествие в города Лодзь, Краков, Вроцлав, Гданьск и, наконец, приехали в последний на нашем маршруте польский город Познань. В Познани наша делегация села в поезд на Берлин.

До польско-восточногерманской границы я вспоминал своих немецких друзей-однокурсников, с которыми я учился в Ленинградском госуниверситете. «Как сложилась судьба этих ребят в Германии?» – задавался я вопросом.

Чисто внешне жизнь в ГДР нам показалась спокойной, размеренной, ухоженной. И ничто не предвещало из ряда вон выходящих событий в этой стране. Удивило достаточно ощутимое опоздание нашего поезда. Это было очень удивительно и странно для Германии. «Где же хвалёная немецкая точность, пунктуальность и педантичность?» – недоумевал я.

Нас любезно встретил представитель Научно-технического общества ГДР. Он кратко рассказал о том, что в ГДР происходят массовые демонстрации и столкновения с полицией. Нам рекомендовали быть осторожными и внимательными.

Разумеется, мы еще до поездки читали скупые сообщения в советской прессе о событиях в ГДР, но увиденное мною своими глазами в этой стране превзошло все мои представления. Напряженность чувствовалась везде – и в столице Берлине и в других округах и городах ГДР, хотя внешне жизнь шла своим чередом. Нас, советских людей, прибывших из страны, где был всеобщий дефицит, господствовала распределительная и талонная система, приятно удивляли изобилие товаров народного потребления и

высокая культура обслуживания. Мы убедились, что недаром ГДР называли «витриной социализма» в Центральной Европе. Словом, уровень жизни в Восточной Германии был достаточно высоким, и это надо признать.

Но восточных немцев больше всего волновали не материальные блага, а свобода, демократия, гласность, необходимость перестройки и протест против вездесущей «Штази» (Министерство государственной безопасности ГДР). Надо признать, что «Штази» была одной из сильнейших разведок мира наряду с советским КГБ, израильским «Моссад» и американским ЦРУ. Её агентурная сеть опутывала не только Восточную и Западную Германию, но и другие страны.

В разговорах с восточными немцами я чувствовал, что они жалеют о разделении Германии. В почти каждой семье кто-нибудь да остался за Стеной: родственники, друзья...

В то же время в октябре 1989 года руководство ГДР готовилось широко и торжественно отметить 40-летний юбилей социалистического немецкого государства. В связи с этим событием, как раз в день нашего приезда в Восточную Германию, в Берлин прибыла делегация СССР во главе с М.Горбачевым.

Мне довелось 7 октября 1989 года присутствовать на Центральной площади Восточного Берлина на последнем (как позже оказалось) военном параде Национальной Народной Армии ГДР и торжественной манифестации молодежи и трудящихся ГДР. На центральной трибуне стояли Михаил и Раиса Горбачевы, Генсек ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер с супругой Маргот, члены Политбюро СЕПГ, восточногерманский генералитет и руководители зарубежных делегаций. Четкие, отрывистые команды на немецком языке, слаженный марш ГДР-овских солдат на прусский манер, советская военная техника и оружие – всё это создавало одновременно атмосферу торжественности и какой-то непонятной тревоги (ведь в нескольких сотнях метрах находилась пресловутая Берлинская стена). Мне иногда почему-то казалось, что я фантастическим образом преодолел пространство и время и оказался на военном параде гитлеровского вермахта. Уж больно напомнили мне те смутные, далекие времена на прусский манер вымуштрованные восточногерманские солдаты.

 
Окончание следует

risk-inform.ru/text/2004/06r/ya06r.html

(1497 раз прочитано)

 Доска объявлений 
Другие материалы номера 6 >
Материалы по теме:
» Судебная хроника (№45, 16 ноября 2005 г.)
» Тувинский флаг в Нидерландах (№31, 10 августа 2005 г.)
» Прикосновение к вечному (№15, 20 апреля 2005 г.)
» О механизмах рыночного типа и неандертальцах (№10, 16 марта 2005 г.)
» О механизмах рыночного типа и неандертальцах (№9, 8 марта 2005 г.)
» «...Как можно менее колебать, что стоит твёрдо...»  (№5, 9 февраля 2005 г.)
» Сталин и современность (№9, 22 декабря 2004 г.)
» «Я был свидетелем крушения Берлинской стены...»  (№7, 8 декабря 2004 г.)
» Красный день России (№2, 3 ноября 2004 г.)
» Права народов: что уже сделано и что еще надо сделать?  (№37, 15 сентября 2004 г.)
» Швондеры на параде (№34, 25 августа 2004 г.)
» Туву на конференции в Таллинне будет представлять Владимир Багай-оол  (№33, 18 августа 2004 г.)
» Как создавалась Легенда (№13, 31 марта 2004 г.)
» Как создавалась Легенда (№11, 17 марта 2004 г.)
» Мы - не Запад. И не Восток... (№6, 11 февраля 2004 г.)
» Возникнет ли в России гражданское общество?  (№20, 10 декабря 2003 г.)
» Шивишкин – значит доносчик (№20, 10 декабря 2003 г.)

Материал входит в разделы тематического архива:
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru