«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения
 
Навигация
Случайная картинка
Ссылки
Для писем Основной сайт Мобильная версия сайта 
Лента новостей RSS Страница газеты РИСК в Телеграме Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTube 
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 233
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.ru
Anonymous Гостей: 216
User Пользователей: 0

A- | A | A+ 12pt

№28, 29 октября 2003 года («РИСК»)

ДЕЛО МАСТЕРА

При встрече с ним многие не могут удержаться от улыбки. Ну вот еще, Барма и Постник! Действительно, падающие на плечи русые волосы, аскетичное лицо при строгом взгляде светло-голубых глаз да еще ремешок на волосах делают Аркадия Бузмакова похожим на мастерового старого времени. А он и впрямь имеет отношение к деревянному зодчеству – взгляните на его проекты. И ведь достаточно построено по его рисункам – взять туристический комплекс «Стрелец», что в Сизиме. И может, действительно не дает ему покоя слава создателей храма Василия Блаженного, архитекторов – розмыслов Бармы да Постника, но повседневный труд Аркадия – резьба по дереву. И тут желательно побывать в его мастерской, где в духовитых завитках стружки рождается сказка. Хотя заказчики требуют от мастера некоей приземленности, а иногда, откровенно говоря, и сами затрудняются выразить творческую идею своего заказа, но душа-то художника рвется на волю... И вот, как не устал мастер-трудяга после трудового дня, берет он карандаши и резец и творит уже для себя, для души. И вот выходит на бумаге пристань с резными колонками, корабль, изукрашенный резьбой, и тридцать витязей... Мотивы сказок А.С. Пушкина! Но предназначение вполне реальное – проект кафе на воде. Да, пока еще только на бумаге.

Но разве мало понаделано в городе?

Резные двери, интерьеры – всего и не перечислить.

Но это ушли годы творческого труда.

Неординарное рождает интерес к автору. И тут впору побывать у него дома, посидеть с чашкой чая у камина.

Неторопливо течет рассказ. Аркадий происходит из крестьянской старообрядческой семьи, что издавна, с патриарше-никонианских времен, обитала на севере России. Бузмаковы вели хозяйства, занимались промыслами, была у них и мельница.

Руководил на ней дед Аркадия, с ней же связаны детские воспоминания о первых творческих опытах. Поздней осенью замирает жизнь на мельнице. Палый лист густо устилает потемневшую землю сусальным золотом. Уютно у деда в каморке, чуть относит водяной плесенью и густо–свечным восковым нагаром. Берет старик заготовку и острым ножом вырезает тетерева на березе, под ним медведя с кузовком, полным ягод. Запах от стружки пряный, в огромных дедовых руках острый ножик блестит, а на лице добрая улыбка. Смахнет пот, глянет на внука, а маленький Аркаша не может глаз отвести от деревянного узорочья – так славно выходит! «Дай деда, я попробую!» – «Ну что же, валяй, коли охота!» С заблестевшими глазами взял заготовку внук, но как-то выскользнуло дерево, а на руке остался порез. Покачал мельник головой, туго перетягивая чистой тряпицей ручонку «Рановато еще тебе с ножом управляться! Но не горюй, не все с тем родятся, что умеют. Вот гляди: это бук, древесина красноватая, каленого цвета, а в ней как бы малые звездочки вкраплены. А вот береза карельская – оттенок золотисто–розовый, волокна светловатые, как отполируешь – любо-дорого поглядеть, как будто серебряные блестки по розовому шелку играют. Но тебе лучше начать с белого дерева, осины, легко режется, да и направление волокон не надо учитывать».

Так и пошло. То часами не расстается пытливый мальчонка с ножом и деревяшками – все ему хочется деда превзойти, то заиграется со сверстниками, забудется – малец ведь еще! Но семена дедовских наставлений упали на добрую почву – уж не мог Аркаша без деревянного рукоделия. Надо сказать, что и отец Аркадия, Андриан Петрович склонность к деревянному рукомеслу имел – далеко славились его резные сани, да лагуны, ковши да дуги.

Но больше в колхозе плотником старался. Время быстро летело, и вот увидел уже себя Аркаша выпускником средней школы, а там и армия. Служил Аркадий Бузмаков в пограничниках. Хороший командир ему попался – разглядел в солдате ростки таланта, усидчивость и трудолюбие. Надо сказать, что у Аркадия есть еще и неплохие музыкальные данные – еще в школе поигрывал на многих инструментах, и вот стал вопрос – кем быть после службы в армии? Помыслить без творческой работы Аркадий уж не мог. Помог советом командир: будь Аркадий, художником! И вот уже художественное училище имени Васнецова в Абрамцево. Нельзя сказать, что так легко было туда поступить, но строгий отбор прошел Аркадий успешно. Годы учебы памятны по жарким дискуссиям не только в свободных от учебы время, но и лекционные занятия порой стремился превратить в диспут. Так, незаметно для самих обучающихся, проходило формирование их художественного мировоззрения. По окончанию училища стал Аркадий профессионалом – диплом давал право на интересную для души работу, но и ко многому обязывал. И тут-то, приступив к работе, понял Аркадий, что диплом – это только путевка в большую творческую жизнь. Только поставив цель и неуклонно её добиваясь, можно стать настоящим художником. Не будешь всего себя посвящать работе – не будет и мастера. Жизнь вокруг многоцветна и радостна, но должен художник делать строгий отбор и видеть, брать только то, что выразится в его творчестве. И это видение приходит с годами.

Но пришло время, когда строгий к себе молодой художник стал видеть окружающий мир в творческом преломлении. Любуется ли красками жена, видит ли творение другого мастера, а воображение выдает свою импровизацию. Рука тянется к карандашу – и вот эскиз! Но это еще только заготовка. Ее нужно отложить, даже забыть на время и потом, вдруг взяв, увидеть все слабые и сильные моменты этой мгновенной импровизации. А то и просто заготовка сама подсказывает сюжет. Возьмет непосвященный плашку, чурку, и не увидит ничего. А возьмет Аркадий и вдруг, по светловатости волокон, по оттенку древесины высветлит узор, определит форму и выйдет полезная вещь – то поставец, то столешница для журнального столика.

Дома у него уютно. Много и дома поделок, да все со смыслом. Иногда смотришь и думаешь – вот это хотел вырезать мастер. Улыбнется Аркадий, иногда промолчит, иногда объяснит по-своему. Это как музыка, где все слышат одно, и то же, а думают каждый о своем.

В разговоре принимает участие и хозяйка Юлия Михайловна, Она тоже художница, только направление у нее другое: тоже окончила Абрамцевские курсы и работает по росписи малых форм – деревянные чашки, ложки и ложечки выходят из ее рук заблестевшие нарядным травным узором – такой бывает поляна, когда по ней скользнут рассветные лучи.

– Иногда я спрашиваю Аркадия: «Когда же ты отдыхаешь?» Делая дела по домашности, вдруг он прервется, возьмет лист ватмана и карандаш. Покажет эскиз, говорит в шутку: «А вот видишь, проект лесного дома отдыха? Вот построим, да там и отдохнем».

– Выходит, отбирает работа мужа от жены от семьи?

Задумывается Юля на минуту:

– Да нет, пожалуй, нет. Хотя что-то есть. Но я уже и привыкла. Вот сына, Даниила, тоже приохотил, он по его стопам пошел.

Наверное, в будущем можно будет говорить о продолжении династии Бузмаковых – художников – от народных умельцев, до дипломированных художников. Аркадий задумчиво глядит на огонь. Перед мысленным взором его вновь старая мельница, и резные узоры – увлечение, ставшее его любовью, работой и творческой судьбой.

Шустов 

risk-inform.ru/text/2003/28d/master28d.html

(1110 раз прочитано)

 Доска объявлений 
Другие материалы номера 28 >
up
Свежий номер ::  Архив газеты ::  Форум ::  Юмор ::  Новости ::  Добавить новость ::  Доска объявлений ::  Обратная связь
up
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru