Похоже, американцы теряют темпы в войне с разоруженным Ираком. Все чаще слышим их заявления о неправильном ведении войны иракцами: они, видите ли, выбрасывают белый флаг, сигнализируют, что сдаются, – а сами заманивают оккупантов в засаду! Нехорошо поступают! Или, открывая огонь по самолетам и вертолетам из кремниевых ружей, иракцы мешают американцам мирно бомбить иракские же города! Какое безобразие!
Все чаще раздаются голоса американских ястребов о необходимости применения ядерного оружия. Нет-нет! Не бомб с урановыми стержнями, которые американцы «с успехом» применяли в разгроме независимой Югославии, а настоящего ядерного оружия!
США находятся далеко от Ирака, и последствия ядерного конфликта, по мнению американских ястребов, их не коснутся.
Может быть, и не коснутся, если взрыв будет одиночный и очень маленькой мощности, но аппетит у агрессора приходит во время войны! Поскольку сегодня война идет в регионе очень богатом горючими веществами, то эффект «ядерной зимы» можно вызвать и без использования ядерного оружия – достаточно поджечь нефтяные скважины в Ираке. Сажа затянет небо – вот вам и эффект «зимы»!
Для описания климатических явлений после полномасштабного ядерного конфликта сотрудниками вычислительного центра Академии наук СССР под руководством академика Н.Н.Моисеева (ныне покойного) еще в 1980 году была разработана компьютерная программа моделирования процессов в биосфере. Программа моделировала процессы в атмосфере, её взаимодействие с океаном, процессы поглощения солнечного излучения воздухом и водной поверхностью.
Результаты моделирования были настолько неожиданными, что многие не поверили в возможность искусственного создания так называемой «ядерной ночи» и «ядерной зимы». Более того, один из разработчиков программы А.Александров, приехав по приглашению в Испанию на симпозиум, бесследно исчез. Его не нашли до сих пор.
Что же так напугало, и, прежде всего, американцев, которые ратовали еще в 1980 году за возможность использования ядерного оружия в локальных конфликтах?
Помимо того, что применение ядерного оружия приведет к разрушению и уничтожению тысяч городов, радиационному загрязнению огромных территорий, при этом резко ограничится доступ к поверхности планеты солнечного света и тепла – наступит ядерная ночь, а, затем, и ядерная зима.
Поверхностный взрыв атомной бомбы мощностью в одну мегатонну выбросит в атмосферу на высоту до 10 километров 300-400 тысяч тонн пыли; взрыв мощностью 10 тысяч мегатонн поднимет уже около 3-4 млрд. тонн пыли. И взрывать бомбу не обязательно в пустыне. Эта пыль будет поглощать солнечное излучение практически полностью. Наступит ночь. И не просто ночь, а ночь более темная, чем самая темная безлунная ночь. Температура поверхности планеты начнет быстро падать.
Уже через неделю на поверхности планеты, от полюсов до широты 40 градусов, температура воздуха упадет до минус ста (–100!!!) градусов по шкале Цельсия. Растительность погибнет от холода, погибнут животные, погибнет значительная часть населения. И температура будет продолжать падать. Наступит ядерная зима.
Кроме этого, возникнут ураганы и штормы невероятной силы. Вода остывает намного медленнее, чем атмосферный воздух. В прибрежных зонах возникнут мощные восходящие и нисходящие потоки воздушных масс, гигантские волны. На побережья материков обрушатся потоки воды, довершая разрушения, нанесенные ядерными взрывами; возникнут землетрясения.
Но и это еще не самое страшное! Ядерные взрывы непременно вызовут в городах пожары невиданной силы.
Когда американские «летающие крепости» в конце второй мировой войны «мирно» бомбили немецкий город Дрезден, то в огне пожаров исчезали не только деревянные сооружения: металл горел как масло, горела арматура в железобетонных конструкциях, плавился камень. При этом впервые наблюдались неведомые до сих пор пламенные вихри, получившие название «огненных торнадо». В городе возникала такая воздушная тяга и приток кислорода к горящим конструкциям, что городские улицы Дрездена превращались в каминные трубы. Температура достигала нескольких тысяч градусов. Сажа закрывала небо. Этот город должен был умереть навсегда.
И хотя бомбардировка японского города Нагасаки второй американской ядерной бомбой эффекта огненных торнадо не вызвала, это не значит, что торнадо может быть вызвано только применением обычных (неядерных) бомб.
Оценки экспертов показывают, что при выжигании одного миллиона квадратных километров леса в атмосферу будет выброшено около 4 млрд. тонн сажи. Над городами, гибнущими в пожарах, плотность сажи будет в сто раз выше. Сажа качественно меняет картину загрязнения атмосферы – ее поглощающая способность намного выше, чем у пыли. Поэтому поверхность планеты будет остывать очень быстро.
Если после применения ядерного оружия поверхность планеты не получит солнечной энергии, то сажа и пыль уже в конце третьей недели от начала ядерного конфликта обеспечат замерзание всех водоемов, в том числе и океанов. Температура поверхности планеты будет стремительно понижаться; пройдет еще один месяц – и атмосферные газы начнут сжижаться и отвердевать. Жизнь на планете прекратиться полностью.
В 1982 году программа, моделирующая последствия полномасштабного ядерного конфликта, была создана и американцами для расчета последствий по сценарию профессора К.Сагана. Результаты оказались аналогичными результатам, полученным советскими учеными. Так что зря умыкнули А.Александрова. Он был прав. Перспектива человечества выжить после масштабного применения ядерного оружия – ничтожна.
Американцы некоторое время пребывали в шоке от полученных результатов. Но, как становится сегодня ясно, правильных выводов не сделали. В принципе, чтобы уничтожить человечество, вовсе не обязательно подрывать ядерные заряды на чужой территории. Их можно взорвать и на территории собственной страны. Не нужно будет разрабатывать дорогостоящие системы противоракетной обороны. Результат будет тот же – самоубийство человечества.
Сегодня американцы, видимо, стали забывать о возможных последствиях ядерной ночи и ядерной зимы. Ведь сажа ядерного конфликта, в конце концов, постепенно будет оседать, атмосфера начнет просветляться. Однако и в этом случае процессы в атмосфере планеты будут протекать не так, как обычно. Нагреваться будут области планеты, находящиеся над слоем оседающей сажи и пыли – вершины гор. А они покрыты вековыми снегами.
Покрытые сажей горные ледники начнут интенсивно таять; стремительные потоки вызовут еще один катаклизм ядерной зимы. Но он, скорее всего, будет происходить уже без свидетелей.
После ядерной зимы обязательно начнется ядерное лето. На всей планете установится очень жаркая и очень сухая погода; атмосфера станет прозрачной для космических излучений и ультрафиолетовых лучей; жизнь, в примитивных формах, может быть сохранится в мировом океане на глубинах ниже 10 метров. От рек останутся только их русла – как на Марсе. Озера исчезнут. Океан обмелеет. Планета будет отброшена на миллионы лет назад – в триас. Так наступит очередной, уже девятый, период истории нашей планеты.
P.S.: Зная долю солнечного излучения, которое достигнет поверхности Земли, и темп просветления атмосферы, можно рассчитать эффект, к которому приведет применение ядерного оружия в Ираке.
Расчеты показывают, что практически мгновенно над всем северным полушарием установится ночь, если мощность взрывов будет достаточной для «безоговорочной победы» американцев над Ираком. Земля под возникшим облаком пыли и сажи начнет остывать, и вместе с ночью придет холод, который сохранится в течение нескольких месяцев.
Эта чаша гнева уж никак не минует Россию. Так что нужно, и очень активно, реагировать на варварские военные действия американцев в Ираке, и пожелать им если не сломать шею, так разбить лицо... себе.
П. Косс
На памяти человечества уже была «ядерная зима»: в 1883 году во время взрыва вулкана Кракатау пепел (объемом 18 км3) поднялся в стратосферу на 27 км. и в течение 3 лет окутывал земной шар (что вызвало яркие зори). В результате на 10% снизилось поступление на Землю солнечного тепла, что стало причиной всемирного неурожая.