До сих пор думал, что слово «Шериг-оол» переводится – «сын полка». Когда он сам выступал по телевидению, рассказывал про свои «корни», выяснилось, что его отец был председателем сельсовета и в своем селе собирал мужиков на вторую мировую войну. Эти добровольцы вернулись или нет – неясно. В 1942 году коммунисты на фронте отступающих сами расстреливали сзади, а спереди – гитлеровская армия. Между двух огней погиб тогда мой отец, мне было 7 лет. Он был офицером саперных войск, и погиб во время строительства временного моста для переправы под Воронежем.
Дорогой Шериг-оол, оказывается, Ваш отец сопровождал под охраной на фронт собранных мужиков. В это время у него появился на свет сын, и имя «Шериг-оол» он дал в знак сохранения своего престижа. Тогда законы были жесткие, и у нас на Урале сельская власть моего старшего брата за семь кг. колосьев пшеницы сдала в милицию, и дали ему семь лет сталинских лагерей. Принудительные подписки на займы, налоги, неоплачиваемый колхозный труд. Жизнь была тяжела, в деревне даже спичек и соли не было, многие умерли от голода и холода. Тогда у председателя сельсовета даже гимнастерка была, как у Сталина. Кнутом стращал, что в ссылку отправит неработающих колхозников-тунеядцев, я мальчишкой все это видел.
Глава Правительства Тувы – вечный избранник, ярый коммунист, потом демократ. Откуда же у них столько лицемерия и столько настырства к захвату власти, а потом хоть трава не расти? И пренебрежения. Особо к сельским жителям? Пример: мой хороший знакомый, житель Ээрбека, тувинец, рассказывал: «Я пошел на прием к Президенту РТ, в кабинете Ооржака Ш.Д., он даже мне в лицо не смотрел, прослушал, в чем мой вопрос, что мой сын, отслужив в армии срочную службу, вернулся домой; не прошло месяца, обратно отправили на чеченскую войну, оттуда вернулся он в цинковом гробу. Во время похорон моего сына никакой помощи не было: ни со стороны военкомата, ни со стороны Правительства РТ. Говорили, сколько тысяч рублей отправляют для похорон на родине родителям... Я этого не требую, но Ваши сторонники говорили во время похорон: «Обязательно поможем Вам, квартиру, любое жилье в Кызыле получите обязательно». Наклонившись, сидел Ооржак, даже мне в лицо не смотрел, рукой махнул, мол, дальше обращайся! Там сидящее начальство опять вопрос задали, я им опять повторил, что Президенту рассказывал; спросили – из какого района, начали проверять в списке очереди мою фамилию. «Вас даже в списке нет, все, можете быть свободным, не задерживайте прием Президента». Потом остальные мои дети говорят: наш папа изменился, лекарства много пить стал, может, лишнее лекарство нельзя ему пить, это тоже вредно. Травму души не вылечишь, еще вдобавок после этого со двора ночью семь голов скота увели, крупный рогатый скот подчистую украли. Тувинец в своей Туве беззащитный».
Второй пример: недавно другая женщина, тувинка из Чадана, 24 марта 2003 года обижалась на Президента, что власть Тувы обкрадывает мертвых солдат, денежную компенсацию на похороны не дают, нагло грабят мертвых. Я ей говорил: «Почему не пишете в Москву, в комитет солдатских матерей, может, они помогли бы вам?» Она говорит: «Надо памятник ставить, огородить могилу сына, три года пишу во все инстанции, там объясняют, что денежную компенсацию на похороны требуйте у тувинских властей, в своей республике».
Эта женщина, как по карусели опять заявление подала в правозащитную организацию по правам человека РТ Переляевой А.Н. Эта «Мать Тереза» выполняет роль воспитателя, на законных правах дает советы, начитанная, всякие примеры приводит и сама же говорит: «Мы работаем на деньги тех, кто к нам по какому вопросу обращается, они дают пожертвования, на то содержимся». Значит, пыль пуская в глаза, любому преступнику можно, заранее согласовав, услуги оказать оправдательные за большие гонорары.
Я не хотел бы знать, сколько цинковых гробов, сколько похороненных ограблены в Туве чиновниками. Эти юноши больше белого света не увидят, в самое цветущее время человеческой жизни они лишены навсегда. Так часто меняют прокуроров в республике. «Хочу я через вашу правозащитную организацию по правам человека РТ обратиться лично к прокурору РТ, какой ответ даст на мое заявление». Переляева, выслушав меня, говорит: «Мы тогда сразу отправим запрос прокурору РТ Кудряеву и министру МВД Аренину, потом от них какой ответ получим, вам в письменном виде вручим на руки». Потом три раза побывал у них (в правозащитной организации по правам человека). В конце концов они притворились, что первый раз видят меня. Это кем финансируемая неизвестная агентура «нашим – вашим»?
Давно живу в Туве, возле Енисея. У меня желание было наловить рыбы на одну – две сковородки, свеженькой, решил сходить на рыбалку, даже резиновую лодку и спиннинг купил. Одному быть на рыбалке опасно. К кому бы не обращался, чтобы меня на рыбалку взяли, из тех, что всегда хвалятся, что с рыбалки без рыбы не приезжают – не берут. Оказывается, у них большая связь с инспекторами рыбоохраны, рыбак рыбака видит издалека. Моих знакомых, к кому я обращался, могут по фамилии выявить. Вот они выдали меня на расправу «шариатскому суду» закидыванием валунами по голове, около 30 – 40 камней с трех – четырех метров градом; точно, профессионально попали без промаха в мою голову. Сперва искры посыпались из глаз, потом кровью залило все мое лицо. Весь остров полон камней, удобно для расправы над невиновным, валуны всякой величины. Произошло это против парка отдыха в 12 часов дня 26 июня 2002 года.
Публично, никого не боясь, «киллер» выполнял спецзадание. Рассказывают, сам Президент Тувы Ооржак Ш.Д. дал прямое указание какому-то атаману Беспалову рыбу охранять в республике любыми путями, изымать рыбу в пользу общепита, даже рыбзавод будто бы в его распоряжении. Потому что этот атаман Беспалов на республиканских выборах самого Президента поддерживал. Не могу понять, какие у них дружеские отношения. Беспредельщина царит на всех водоемах Тувы, кровопролитие, расправа. Они сами рыбу не ловят, а ловят тех, кто рыбу ловит.
Раньше я в любое время подъезжал к юрте чабанов. Тогда в с.Ээрбеке около 50 отар овец были общественными, а теперь нет ни одной, все растащили. У меня мотоцикл «Днепр», раньше загружал его шубами, унтами и др. Меняю шубы на свиней, унты на барана, шапки на сметану, рукавицы меховые на молоко. Сам у них закупал шкуры, какие мне нужно. Было у меня много знакомых чабанов, летом подешевле давал на обмен. На поле в степи даже «Сов. Туву» обслуживал, все довольны были, потому что зимой в степи без шубы и унтов не проживешь. Хотел познакомиться с чабаном, который по соседству живет через Енисей, но меня к нему даже не допустили, – «чтобы не было лишних глаз», дали мне понять.
Что же касается насчет самоуверенной публичной казни, то нервы мои до предела накалились от боли и обиды. Решил тоже самосуд устроить «киллеру» – облить серной кислотой всю его морду. Как меня невиновного казнил. На перекрестке улиц Рихарда Зорге и Кузнецова, где «Рыбоохрана», утром я у Пирогова – атамана спрашивал: «Мне 68 лет, инвалид второй группы по болезни, дайте разрешение одну сеть один раз поставить на Енисее» (потому что при Фетисове, уплатив деньги, разрешение получал). Пирогов сказал, что разрешение ставить сети дает президентский аппарат в письменном виде. Атаман Пирогов говорил: «Вот видишь, сколько сетей с рыбой я изъял у браконьеров, теперь сижу, акты составляю». Можно рыбачить и без разрешения, крючками ловить за один день: щука – 5 штук, лещ – 20 штук, или сорога – 40 штук вместе взятых. Но рыбалка – не колхозный рынок, а если больше попадет? Пирогов говорит: «Это считается браконьерством. Вся рыба и резиновая лодка изымается, платить нужно штраф за рыбу; за резиновую лодку штраф 500 рублей, поскольку она считается орудием ловли». Вот, оказывается, «лохотрон» бандитский на правительственном уровне. На рынке средняя стоимость 1 килограмма мяса – 80 рублей, а хариус и пелядь с кишками по 60 рублей за килограмм, и другой сорной рыбой прилавки торговли в Кызыле переполнены. Когда растащили весь общественный скот, из оставшегося поголовья 80% числится в частном секторе. В Туве остается один выход – пополнить бюджет Тувы продажей рыбы.
Может быть, кто из вас или ваших знакомых видели в тот день 26 июня 2002 года в 12 часов дня, как меня избивали на берегу Енисея? Всех милиция не заставит замолчать.
Гумеров Галимьян Исмагилович
(По возможности сохранен стиль автора)
От редакции. Как стало известно со слов автора письма, по факту причинения ему телесных повреждений гражданин Гумеров обращался в милицию, до сих пор никаких мер не принято.