Тувинская реальность: вместо журналистики – пропаганда
13 января в России отмечался «День российской печати». Этот день – праздник всех писателей, журналистов, редакторов и работников типографий, издающих книги, журналы и другую печатную продукцию. Даже сейчас, в эпоху цифровой экономики, представить себе жизнь без газет, журналов и книг вряд ли возможно. Как известно, печатное дело на Руси появилось 300 с лишним лет назад. Первым русским печатником был Иван Фёдоров, которому в Москве установлен памятник. До него книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, шёлке и коже. Тогда существовали лишь памятки, написанные гонцами о внешнеполитических делах государства, а также новости соседних территорий, выпускаемые в одном экземпляре и предназначенные лишь для государя.
До начала 18 века русскоязычной печатной прессы в России просто не существовало. Фактически не было и такой профессии – журналист. И новости распространялись от человека к человеку, порой искажаясь и трансформируясь по мере продвижения слухов, обрастая домыслами и догадками, часто доводя информацию до абсурда. И только в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет номер первой российской газеты «Ведомости». Пётр I рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждения могущества Российской империи. С этого времени и идёт отсчёт Дня Российской Печати. В СССР профессиональный праздник День печати ежегодно отмечался 5 мая. В России – 13 января.
Значение печати для современной цивилизации трудно переоценить. Она является не только зеркалом действительности, но и движителем прогресса. Не случайно журналистика в мире официально считается четвёртой властью после законодательной, исполнительной и судебной. Правда, в последнее 10-летие журналистика в России претерпела большие изменения, связанные с понижением её статуса в обществе. Зачем жуликам правда о себе? И теперь нести людям правду, часто не просто нелицеприятную, но и опасную для носителя – дело не каждому журналисту по плечу.
В 2007 году Комитет защиты журналистов назвал Россию «третьей по опасности для журналистов страной в мире»; по числу смертей с 1991 года её опережают лишь Алжир и Ирак. Многие убийства журналистов до сих пор остаются безнаказанными. В постсоветское время в России погибло 233 журналиста. Самыми громкими уголовными делами по убийствам стали гибель Д.Холодова, В.Листьева, Л.Юдиной, А.Боровика, Ю.Щекочихина, П.Хлебникова, А.Политковской и М.Евлоева. В настоящее время на слуху смерть троих российских журналистов: Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, которые были убиты в Центральноафриканской Республике 30 июля 2018 года. Они приехали в Африку с заданием провести журналистское расследование деятельности российских наёмников из ЧВК Вагнера, нанятых предположительно Минобороны России. Убийство было закамуфлировано под ограбление, на чём сейчас и настаивают официальные власти РФ.
Но следует признать, что в последние годы в России убивают журналистов всё реже. Можно подумать, что такая статистика связана с либерализацией российского общества. На самом деле причина в том, что настоящих журналистов, смелых и принципиальных, становится всё меньше. Одних убили, другие сами отказались от подобной деятельности.
В этом плане показательна Тува, где принципиальная профессиональная журналистика доведена до уровня служанки власти. Наша республика – заповедник бандитизма, наркобизнеса, коррупции и воровства. Тем не менее, узнать из местных СМИ что-нибудь достоверное о том, чем живут на самом деле сановные чиновники и их криминальные подельники, почти невозможно. К примеру, тувинские власти потратили кучу бюджетных средств на создание водочной линии, реконструкцию тепличного хозяйства, строительство кондитерской фабрики. Но вы ничего не узнаете из местной прессы о том, как все эти предприятия были обанкрочены и разворованы.
Но благодарить прикормленных журналистов-ремесленников без совести и чести – эта лишь небольшая составляющая деятельность тувинской власти в области свободы слова. Главная и основная состоит именно в её подавлении. В этом плане очень показательно дело журналистки Аллы Донгур-оол, которую вот уже несколько лет открыто и беззастенчиво, используя свои полномочия и прикормленных правоохранителей и судей, преследует лично Глава республики Шолбан Кара-оол. Кому-то в этой истории покажется неуместным и несущественным упоминание о том, как Шолбан Кара-оол в компании таких же отморозков покалечил русского охранника боулинг-клуба «Страйк» и при этом избежал наказания. Дело уже не в этом, хотя, конечно, трудно понять логику нашего земляка Шойгу и президента Путина, поставивших во главе региона человека, которого, скорее всего, смело можно воспринимать как бандита и беспринципного жестокого человека. Но не в этом дело. Главное в том, что Кара-оол, пользуясь тем, что при поджоге редакции газеты «РИСК», скорее всего, организованном им или людьми его окружения, были уничтожены доказательства его вины в боулинг-клубе (в частности, постановление об отказе в привлечении его к уголовной ответственности за примирением сторон), организовал уголовное преследование Аллы, обвинив её в клевете.
Основанием было её публичное напоминание в рамках предвыборной кампании о том, как тот покалечил охранника Иванова и избежал ответственности «за примирением сторон». При этом Кара-оол, зная, что эта информация соответствует действительности, с помощью недобросовестного дознавателя А.Хэ и беспринципного зампрокурора Ямбиль, за одни (!) сутки провернувших расследование уголовного дела и под покровом ночи утвердивших заведомо незаконное абсурдное обвинительное заключение в отношении честной журналистки, настаивал до конца, что он – не бандит и Алла его оклеветала.
Но это ещё полдела. Можно представить, каково было давление на суд, если судья мирового участка А. Хоз-оол в отсутствие каких-либо доказательств вины журналистки, игнорируя доказательства защиты, всё же умудрилась осудить журналистку за распространение правды. А судья Кызылского городского суда Кызыл-оол и судья Верховного суда Тувы Ондар «проштамповали» заведомо незаконный приговор судьи Хоз-оол. И только вмешательство Верховного суда России, Президиума Верховного суда Хакасии и принципиальная позиция нового прокурора Тувы Боровкова, ничем не обязанного Главе республики, позволили защите Донгур-оол отменить незаконный приговор, добиться признания её невиновной и имеющей право на реабилитацию и восстановить справедливость. Всё это демонстрирует тот уровень отношений между журналистами и Главой республики Кара-оолом, что установился с его приходом во власть. Их можно назвать одним словом – криминальный чиновничий беспредел.
Но случай с Аллой Донгур-оол – не частный. Скорее следует говорить о системном давлении на СМИ и журналистов. К примеру, МВД Тувы за три последних года четыре раза обращалось в суд к газете «РИСК» в защиту деловой репутации. Все дела проиграла. Сейчас, уже при новом министре Щуре обратилась в пятый раз. Первую инстанцию проиграла. Это ли не попытки давления на СМИ?
Беспрецедентное давление исполнительной власти Тувы на журналистов не могло пройти без следа. И дело даже не в том, что с 2013 года в республике уменьшилось количество региональных и муниципальных газет до 24 – многие из них, как «Центр Азии», существуют только формально, имея тиражи по нескольку сот экземпляров и периодичность выхода раз в полгода. Такие газеты под понятие СМИ уже не подходят. Из пишущих СМИ в республики независимыми являются сейчас только еженедельники «РИСК» и «Плюс Информ». Сюда же можно с натяжкой добавить еженедельник «Центр Азии», выходящий раз в 4-6 месяцев объёмом в 4-8 полос.
Остальные СМИ в республике – государственные, существующие за счёт бюджета. Работающие там журналисты самой журналистикой почти не занимаются, поскольку для них главное – пропаганда. Им не до реалий жизни. Нанятые властью писаки, изворачиваясь и ловча, день и ночь изыскивают возможность похвалить Главу республики Кара-оола за несуществующие громкие победы. Их и работников пресс-служб Шолбан Кара-оол и поздравлял в День Печати.
Но дело даже не в этом. Как правило, никакой полезной информации, кроме вранья о несуществующих успехах действующей власти, простой гражданин почерпнуть из них не может. К примеру, в какой республиканской газете, кроме «РИСКа», вы могли что-нибудь прочитать про осуждение известного сепаратиста Бичелдея за совершение им уголовно наказуемого деяния по хищению бюджетных средств? Или что вам известно из официальных СМИ о нашумевшем деле банды налоговиков, в течение трёх лет укравших, по мнению следствия, от несколько сот миллионов до нескольких миллиардов рублей, которые должны были поступить в бюджет? Где вы узнаете, что проведённая проверка уже выявила недоплату налогов китайской компанией «Лунсин» только за 2017 год в сумме около 800 млн. рублей? И это – только за один год! А что будет, когда проведут проверку правильности уплаты налогов с 26 июня 2015 года... А ведь, начиная проверку, следствие полагало, что укрытие доходов от налогообложения компании «Лунсин» не превысит 1 млрд. рублей. Как видите, реалии превзошли все ожидания. А впереди – результаты проверки ООО «Восток», с которого, собственно, и началось расследования уголовного дела. Ничего вы не узнаете, уверяю вас, из прирученных правительством СМИ о том, что в фигурантам уголовного дела супругам Анатолию и Веронике Суге-Маадыр суд продлил на три месяца до апреля 2018 года срок содержания в СИЗО. И им предъявлены новые обвинения – на этот раз в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённого преступным путём.
При этом следует понимать, что у государственных СМИ гораздо больше, чем у частных, возможностей получения информации из официальных источников. В том числе в прокуратуре, МВД, СКР и судах. Но они практически не пользуются этим правом. И понятно – почему – страшно. Страшно знать правду. Ещё страшнее – доводить её до сведения общества. Трудно, но всё же безопаснее высасывать из пальца «успехи» Кара-оола и принимать этого держиморду, гнобящего журналистов, в Союз журналистов за враньё и глупости в Интернете.
Грустно, но факт: в Туве свободная честная журналистика находится в крайне стеснённом положении, в то время, как власть тратит огромные деньги на оболванивание народа через СМИ. И в этом плане принятие Главы республики в члены Союза Журналистов, как лакмусовая бумажка показывает положение со свободой слова в республике. Полагаю, что включение Кара-оола в число журналистов сразу после того, как суд признал его лжецом и подлецом, оговорившим журналистку А.Донгур-оол, является пощёчиной всей российской журналистике. Это как вручение ордена «Почёта» убийце. Убил одного – третьей степени. Двух – второй степени. Ну а маньяку за серию убийств – первой степени! Как вам это? И признание заслуг Кара-оола перед журналистикой высказали журналисты! Правда, следует ради справедливости признать, что председатель Союза давно ничего не писала, а её заместитель выпускает куцый еженедельник не чаще одного раза в полгода. Но признание заслуг Кара-оола символично точно также, как присвоение Бичелдею звания почётного гражданина сразу после вступления в законную силу приговора суда, официально признавшего его уголовником.
Вот времена, вот нравы...
Кондрат Пчёлкин