Обзор прессы |
УГОЛЬ В ТУВЕ – ТЕАТР АБСУРДА
Тува – очень богатый залежами угля регион. На душу населения здесь угля больше, чем где бы то ни было в мире. Поэтому самая высокая в России цена на этот уголь – явление уникальное. При этом никаких объективных причин для такой дороговизны, а главное – темпам удорожания – не существует. Тема дико дорогого угля в регионе, богатом его месторождениями, регулярно будируется в тувинском обществе, особенно в осенне-зимний период. Для любого нормального человека уму непостижимо, как некогда очень дешёвый уголь, добываемый самым экономичным открытым способом, может за 10 лет вдруг подорожать в 6 (!) раз и стать самым дорогим в стране?!! Никому невозможно объяснить, как можно довести экономику до такого состояния, что граждане начинают покупать уголь у перекупщиков мешками, не в силах оплатить хотя бы тонну угля. И при этом заплатить ещё в 3 (!) раза дороже, чем он стоит на разрезе. Однако всё это про наш уголь правительственная малотиражка отвергает, хлёстко выставляя такой взгляд на проблему как «ложь про тувинский уголь».
Автор публикации для начала с таинственным видом вещает о том, как в республике «всё явственнее ощущается дыхание приближающейся зимы», «температура воздуха всё чаще уходит в минус». При этом «большинство жителей республики используют уголь». Но от высокой цены на уголь зависят не только они – «на угле работают ТЭЦ и большинство котельных». Поэтому «цена на уголь в Туве – вопрос действительно важный, касающийся практически каждого».
Оппозицию, критикующую власть за нежелание заниматься проблемой цены на уголь, автор публикации называет «доброжелателями Тувы» в кавычках. Сообщает, что они с приходом зимы «начинали забрасывать социальные сети и оппозиционные СМИ сказками о том, что тувинский уголь дороже хакасского». Как будто в Хакасии уголь в разы не дешевле, чем в Туве.
Псевдоучёный, похоже, никогда не имевший дело с такими понятиями, как себестоимость продукции и норма прибыли, вдруг решил объяснить высокую стоимость тувинского угля не жадностью его новых хозяев, среди которых запросто может оказаться и премьер Тувы Кара-оол, якобы яростно и отважно борющийся с его дороговизной, а качеством тувинского угля. Как будто качество имеет какое-то отношение к технологии добычи. И хорошее качество угля обязательно должно приводить к дороговизне его добычи.
На самом деле качество тувинского угля никак не связано с деятельностью сегодняшних хозяев разреза Каа-Хемский, скрывающихся в кипрском офшоре. Оно – дар природы, доставшийся нам совершенно бесплатно. Если же сравнивать уголь по калорийности, то, к примеру, такой же уголь марки «Г» и «ГЖ» с «теплотой сгорания 8600-8700 ккал/кг» в Кузбассе стоит 850 рублей за тонну, а расфасованный в мешки по 10 кг – 65 рублей за мешок. Тарифы размещены в Интернете в свободном доступе. У нас тонна такого угля почему-то стоит 2500 рублей, а мешок – 250 рублей. Как говорится, чувствуете разницу? Так что тезис, что «основным показателем данного вида топлива является теплота его сгорания» в этом случае совсем не убеждает, и говорить «не о стоимости за килограммы или тонны, а о стоимости за выделяемое тепло» – пустое занятие.
Но дело даже не в этом. Президент Ооржак был руководителем опытным и понимал цену такому товару, как уголь. Но при нём рост цены на уголь никогда не превышал инфляцию, а часто даже не поспевал за нею. У него хватало ума и твёрдости характера добиваться стабильных цен на уголь и доступности этого товара. На разрезе порой дело доходило до забастовок, но он твёрдо отстаивал интересы населения. Всё изменилось, когда его кресло занял Кара-оол. По дешёвке продав разрез по бандитской схеме неизвестно кому, Кара-оол сразу отпустил вожжи управления ценой. И цена на уголь тут же стала галопировать. За относительно короткий период выросла почти в 6 (!)раз. Да и купить его теперь стало очень трудно. Всё это – на совести правительства Тувы, не защищающего интересы населения. Так что предположение, что Кара-оол сам заинтересован в росте цены на уголь, имеет под собой конкретную основу. Пока он сидит в кресле премьера Тувы, цена на уголь будет «скакать».
«ТП» за высокую цену на уголь вступилась не случайно – у газеты и угля один общий хозяин. Так что заявление автора публикации о том, что «говорить, что уголь в Туве дорогой, может либо дилетант, либо манипулятор» – чистой воды ложь. Но с автора какой спрос? Не станет отрабатывать заказ – сразу выпрут из правительственной малотиражки. А он, наверное, больше ничего делать и не умеет.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ГОРА РОДИЛА ЧАСТНУЮ МЫШЬ
Как сообщила «ТП», на днях «состоялось пятое заседание Совета по взаимодействию Верховного Хурала РТ с представительными органами муниципальных образований». Народу собрали много. Были тут и «депутаты республиканского парламента», «члены Правительства РТ», «представители городских властей и районных Хуралов», и «председатели администраций муниципальных образований региона». Почему-то вёл заседание один из братьев премьера.
Для разогрева народа первым выпустили министра топлива и энергетики. Тот «доложил руководящему составу республики о ходе подготовки учреждений социальной сферы и топливно-энергетического комплекса Тувы к отопительному сезону 2017-2018 годов». Ажиотажа его выступление не вызвало – все понимают, что доклад дежурный и совсем не гарантирующий избежания аварий типа той, что случилась на ТЭЦ в Хову-Аксы. Затем перешли к основной теме – «потребления алкоголя».
Как известно, основные позиции торговли водкой в республике занимает семья премьера и Тунёв. Наверное, поэтому докладывал о ситуации брат премьера Тувы «Юрий Кара-оол», который «огласил собравшимся тяжёлую статистику». В результате принимаемых премьером Кара-оолом мер по ограничению продажи вино-водочных изделий «за прошедшие 8 месяцев в республике от отравления алкоголем скончались 36 человек». Сколько из них скончалось от тунёвской водки, а сколько от караооловской, сказано не было. О них известно лишь то, что «более 70% умерших были молодые люди трудоспособного возраста». А всего «на первое октября текущего года на учёте состоят 3827 пациентов с алкогольными расстройствами». И это – без учёта самого Юры Кара-оола. За девять месяцев этого года «в состоянии опьянения гражданами совершено 397 тяжких и особо тяжких преступлений».
Юра Кара-оол предложил в рамках усиления борьбы с алкоголизацией населения ещё больше ограничить легальную продажу алкоголя. Его поддержал другой отчаянный борец с алкоголизацией «заместитель Председателя Правительства РТ Аяс Чудаан-оол», который «в своём докладе отметил, что правительством региона прорабатывается вопрос о сотрудничестве в этой сфере с Красноярским краем и Хакасией».
Затем слово дали также алкоголезависимому «председателю администрации пгт. Каа-Хема» Ю.Ананьину, который доложил, что вместе «с активистами» «требует полной отдачи и максимального терпения» в борьбе с этим злом. «В посёлке создано два отряда ДНД «Каа-Хем» и «Хербис» общей численностью 58 человек». Эти люди буквально взорвали ситуацию в посёлке. «Только за восемь месяцев текущего года они участвовали в выявлении 16 семей, находящихся в социально опасном положении». Выявили и буквально подавили эти социально опасные ячейки государства. Более того: они «в 39 рейдах помогали правоохранителям пресекать незаконную продажу алкогольной продукции», изымали и порой тут же на месте из горла уничтожали вредоносную продукцию. Борются с домовладельцами, «незаконно устанавливающими на своей территории ларьки и торговые павильоны». Активно участвует в этой работе «Лидия Буторина», руководящая «общественной организацией «Исток». Она активно общается как с Ананьиным, так и другими лицами, «страдающими привязанностью к спиртному», читает лекции, которые «посещают около 20 человек».
Основательно обсудив интересную и полезную тему борьбы с алкоголизмом, «Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований дал рекомендацию Верховному Хуралу РТ продолжить работу по дальнейшей детальной разработке и реализации «дорожной карты». Собравшиеся так и не поняли, зачем их собирали и невольно подумали: «гора родила мышь». Стоило ради этого тащиться в Кызыл и тратить столько времени?
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЫБИРАЕМ
Китай развивается семимильными шагами и тем самым будоражит международную общественность. Грандиозный проект создания «Шёлкового пути» из Китая в Европу никому не даёт покоя. И теперь даже руководство Тувы, находящейся явно в стороне от этого проекта, «мечтает повторить Шёлковый путь», вспоминая, что «в средние века Великий шёлковый путь проходил именно через Туву». Но сам по себе китайский проект тут ни при чём. Все понимают: «транспортная изоляция тянет регион в патриархальное прошлое». Задача с виду простая – «попытаться повторить то, что когда-то уже было». Только дважды войти в одну и ту же воду пока ещё никому не удавалось. К тому же «во имя чего?».
Автор публикации изрекает достаточно спорное мнение о том, что «северо-запад Китая не самая развитая часть страны, природных ресурсов тоже не хватает». Всего там хватает, да и «не самая развитая часть страны» намного развитей, чем наша Тува. К тому же под боком Китая Монголия с огромными запасами угля – точно такого же, как в Туве. Так что заявление о том, что тувинский уголь «пойдёт за милую душу на любом металлургическом предприятии» Китая – чистой воды ничем не подкреплённая декларация. Ну а заявление типа «выгоднее возить через границу не утюги, куртки и продукты питания, а что-то более существенное» типа тувинского угля – это просто наивная глупость, не выдерживающая никакой критики.
Сомнителен и вывод автора о том, что «перенаправление федеральной трассы М-54 с одного приграничного тувинского райцентра Эрзина на другой, Хандагайты» преследует цель превращения Тувы из «транспортного тупика в коридор», поскольку для республики нет никакой разницы, куда упрётся дорога – в «Эрзин» или «Хандагайты».
Размечтавшись, автор расписывает, как «мощное развитие угольной промышленности в регионе стимулирует и прогресс в транспортной отрасли». Нет ни «мощного развития угольной промышленности в регионе», не предвидится и заметного «прогресса в транспортной отрасли». Просто вороватая тувинская власть довела до ручки местные дороги, в том числе трассу Кызыл – Чадан – Ак-Довурак – Абаза и теперь надеется, что федеральная власть за федеральные деньги эту трассу приведёт в порядок. А федеральные власти в ответ передали УПРДОР М54 «Енисей» в управление УПРДОР «Байкал» и прикрыли Кара-оолу, Коку и Уюсову воровскую лавочку.
Автор с замиранием сердца пишет про «Шёлковый путь» из Китая в Европу через Туву, приплетая не к месту «ЧМ-2018 по футболу и Крымский мост». Из-за забывчивости, не вспомнив, как Кара-оол «довёл до ручки» дорогу Ак-Довурак – Абаза, которую из-за аварийного состояния пришлось совсем закрыть, тем самым отрезав население западной части республики от Хакасии, пояснил лишь: «Там дорога похуже...».
Ещё один пассаж, опубликованный еженедельником – это состояние дороги Кызыл – Абакан сегодня. По мнению автора, «это одна из лучших дорог в СФО» и даже «лучшая трасса в стране». Скорее всего, он давно по ней не ездил и вообще не ездил на машине по стране. Не буду говорить о полотне дороги, которое весной обычно сползает вместе со снегом, скажу лишь о том, что на протяжении 400 км на ней нет ни одного приличного туалета. А уж про «кемпинги, СТО, АЗС, освещение, чтобы водители и пассажиры могли почувствовать комфорт» и говорить не приходится. Но что не скажешь ради красного словца? Действительности соответствует лишь то, что «7 лет назад бюджет Управления дорог М-54 «Енисей» едва доходил до 1 миллиарда рублей. В этом году осваивают уже 2,5 млрд., через год будет 2,7». Осваивать-то они «осваивают», у Кара-оола, Уюсова и Кока скоро живот не будет помещаться в мерседес. Только какое отношение это имеет к качеству дорог?