Обзор прессы |
БИЗНЕС НА ОБОЧИНЕ или НОУ-ХАУ ПО-КАРАООЛОВСКИ
Когда сталкиваешься с каким-либо абсурдом, то сложно понять: то ли ты с ума сошёл, то ли те, кто творит абсурд. На днях правительственная агитка сообщила поразительную новость о том, что тувинский премьер Шолбан Кара-оол «обсудил с руководством ООО «Лунсин» вопросы дальнейшего сотрудничества» и в целях сохранения дорожного покрытия предложил главному инвестору Тувы – новому директору Цю Линю китайской компании «Лунсин», которая «реализует на территории республики крупномасштабный инвестиционный проект по освоению Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Тоджинском районе», «рассмотреть вопрос движения большегрузного транспорта компании по автодороге Кызыл – Сарыг-Сеп по грунтовой дороге вдоль трассы».
Затем Кара-оол, услышав в ответ от китайского партнёра слова «мы пришли в республику с серьёзными намерениями», «поздравил гостя с назначением» и «выразил уверенность, что найдёт в его лице человека, расположенного к развитию взаимовыгодного партнерства в интересах инвестора и населения республики».
Услышав такое, совершенно неожиданное для китайца нестандартное предложение гонять большегрузные фуры не по асфальтированной дороге, а по обочине, г-н Цю Линь тут же «выразил согласие на участие «Лунсина» в строительстве объездной дороги Кызыл – поселок Каа-Хем». Но Кара-оолу этого оказалось мало, и он предложил китайцу принять участие «в строительстве Дворца восточных единоборств в Кызыле», поскольку его отпрыск занимается ушу.
Следует отметить, что предложение «серьёзному инвестору» гонять грузовики не по асфальтовым дорогам, а по её обочинам – это своеобразное ноу-хау тувинского премьера. Похоже, в мировой практике случаев такого идиотизма ещё не было. Как известно, дороги, системы коммуникации и энергоснабжения являются главными условиями, влияющими на развитие бизнеса. И в этом плане убогое предложение «поездить по обочинам асфальтовых дорог» невозможно воспринять никак иначе, чем попыткой унизить партнёра или оскорбить его. При этом Кара-оол, прикрывшись именем Шойгу, умудрился попросить у него денег на строительство Дворца спорта и дороги, в объезд которой предложено ехать по грунтовке.
Но есть в этом вопросе и третье. Как известно, в Туве дороги республиканского подчинения, как правило, не содержатся в нормальном состоянии. А бюджетные деньги, предназначенные для этого, в основном разворовываются руководством подчинённого Кара-оолу «Туваавтодора», что стало очевидным в результате возбуждения уголовного дела, рассмотрении которого сейчас ведётся в суде. Другой аспект – ремонт дорог в Туве приватизировало аффилированное с Кара-оолом ООО «Восток». Работы оно часто ведёт из рук вон плохо, в связи с чем нередко весной вместе со снегом в кювет сползает и асфальт. Так что при таком обслуживании и ремонте дорог Кара-оолу скоро придётся весь грузовой транспорт в Туве пустить по обочинам дорог. В противном случае уже к осени от них ничего не останется.
Ну а что китайцы? Китайцы, они и в Туве – китайцы. Послушали Кара-оола, хитро улыбнулись, возражать не стали. Заявили туманно, что «отношениям с местным населением компания будет и впредь уделять большое внимание». Беседа «завершилась пожеланиями собеседников дальнейших успехов друг другу». Наверное, выйдя из кабинета Кара-оола, его китайские коллеги пожали плечами и покрутили пальцами у висков...
ТРИУМФ ПОДХАЛИМАЖА
Кара-оол выступил перед своими депутатами с отчётом. В ответ выслушал восторженные выступления особо рьяных подхалимов. «Документ, содержащий мобилизационный посыл!» (спикер парламента Даваа), «документ глубокого аналитического содержания!» (Глухов), «какое упорство и настойчивость главы республики в решении поставленных задач!» (Конгар), «чётко обозначены и глубоко проанализированы существующие проблемы» (Шактар). И только депутат Кувезин признался, что ничего в докладе не понял.
Слава Богу, «восприятию отчёта помогла демонстрация перед выступлением главы республики добротно сделанного фильма». Видимо, теперь в районах доклад Кара-оола заменят на демонстрацию фильма. А что, неплохо. По крайней мере, уж гораздо лучше того бреда, что он несёт с трибуны. Жаль, конечно, что честным оказался только один депутат. А там ведь таких, как Даваа, аж 31 штука... Однако следует отметить, что кто-то в раже славословия умудрился снова по старой памяти помянуть всуе умерший проект строительства железной дороги в Туву.
Поскольку депутатский корпус Тувы имеет очень специфический состав, укомплектованный из членов партии, часто называемой партией жуликов и воров, могу дать Кара-оолу один дельный совет. Поскольку депутаты слабо воспринимают даже его живое слово, следует по примеру доклада сегодняшнего снять фильм под названием «Железная дорога в Туву – мифы и сегодняшняя реальность». И в нём подробно для дебилов пояснить, что Путин в связи с кризисом в России, вызванным аннексией Крыма, не дал украсть 84 млрд. рублей, а потому разговоры о дороге следует прекратить.
ЖУЛЬЁ ПОД ВЫВЕСКОЙ КЛАСТЕРА
Когда-то, на заре своей юности, ещё находясь в фазе перспективного политика, Ш.Кара-оол полюбил фразу «мультипликативный эффект». Результат от его частого применения оказался весьма негативным. Вместо роста экономики республики и благосостояния населения, вместо создания новых рабочих мест, его идеи по развитию птицеводства, разлива водки, выращивания овощей, строительства дирижаблей, организации внутрироссийских и международных авиалиний, строительства железной дороги в Туву и порта в Ванино, развития туризма и изучения русского языка мы получили массовое разворовывание и без того нищенского бюджета республики, а также и твёрдую уверенность в том, что под руководством «великого и могучего, мудрого и бесстрашного» Шолбана Кара-оола ничего, кроме разрухи, нам не видать.
Но Кара-оол всё же учится, хоть и на своих ошибках. И вот уже несколько лет, как он исключил из своего лексикона словосочетание «мультипликативный эффект», дабы избежать насмешек в свой адрес. Однако взамен утраченному словосочетанию у нашего мудрого руководителя появилось новенькое модное словечко – «кластер». Что это такое, похоже, из его окружения не знает никто. Но все твёрдо уверены, что «кластерный подход» к решению любой проблемы гарантирует успех.
Вот, к примеру, с 2012 года «Глава Тувы реализует проект «Одно село – один продукт». Безрезультатно. А теперь он понял, в чём проблема: необходимо проект реализовывать «по пути создания аграрных кластеров». Только тогда появится толк. И теперь провальный проект «будет продолжен на принципах кластерного подхода». То есть на основе «объединения на доверии мелких и средних сельхозпроизводителей».
«Чтобы обсудить новые подходы к дальнейшей реализации инициированного им в 2012 году проекта, глава республики провёл совещание», на котором он прямо признал, что проект «Один продукт в одной деревне» «не оправдался». А случилось это «поскольку участники проекта сами, каждый в отдельности, не смогут генерировать продукцию брендового статуса». И потому необходимо «на базе малых и средних предприятий с однородными производствами выстроить систему партнерства», «производственную цепочку – от добычи сырья до продажи готового товара потребителю». При этом он осознаёт, что имеется одна «маленькая проблема»: как создать крупное единое предприятие из малых и средних, при этом «сохранив их самостоятельность»?
Что понимает Кара-оол под понятием «кластера» – дело тёмное. Может быть, что-то похожее на разваленную Хонук-оолом Монгушом систему потребкооперации, которая, кстати, работала как раз по принципу «производственной цепочки от скупки сырья до продажи готового товара потребителю». Однако Хонук-оол Доржуевич, разбазарив кооперативную собственность, благополучно приземлился в кресле руководителя Общественной палаты республики и больше не заморачивается созданием каких-либо «производственных цепочек».
Тут же на совещании сначала признали, что для создания молочного кластера нужно молоко, а для создания яичного – яйца. Остановились на том, что тувинцы-тоджинцы создадут рыбный кластер – одни будут ловить рыбу, другие солить, а третьи замораживать. Но «первый по значению» в республике должен стать «мясной кластер».
В Туве остался только один мясокомбинат, на базе которого возможно создание «мясного кластера» кызылский мясокомбинат, получивший название «Урянхай» и принадлежащий первому заместителю Кара-оола – Иргиту. Но, как известно, воровство и преступные действия хозяина или менеджмента комбината довели его до банкротства. А когда его владелец оказался нищим, то он утратил и благорасположение премьера. Так что «якорным предприятием» «мясного кластера» «предполагается сделать» не имеющийся мясокомбинат в Кызыле, а планируемый «мясоперерабатывающий комбинат в селе Сукпаке». «В строительство модульного комбината планируется вложить в общей сложности 52 млн. рублей».
Как полагает Кара-оол, деньги у селян есть и «не стоит преувеличивать «бедность» сельских предпринимателей». К примеру, кто-то «заявил ему, что может вложиться на уровне 50-60 млн. рублей». Видимо, тот промышляет либо скотокрадством, либо наркобизнесом. Хорошо, если не убийствами. Думается, МВД необходимо такого «бизнесмена» хорошенько потрясти...
А в целом, как и ожидалось, «противников кластерного объединения производств в АПК на совещании не нашлось». Только вот кто согласится в эти «кластеры» объединяться? Понятно же: придёт какой-нибудь Хонук-оол Монгуш или Шолбан Кара-оол и разорит...
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ СО СБИТЫМ ПРИЦЕЛОМ
Еженедельник вернулся к теме бесполезности целой федеральной службы, а точнее – её тувинского филиала: «Управления антимонопольной службы по РТ» – УФАС. Вот уже год она бьётся, как рыба об лёд, пытаясь остановить рост цен на тувинском рынке продуктов. Однако вынужденно признаётся, что «просто констатирует их полёт». А вот с ценами на уголь УФАС воюет с самого пришествия Кара-оола на престол. Однако и «с высокой стоимостью угля антимонопольщики тоже ничего не могут поделать», хотя «у граждан нет предела возмущению по поводу подорожания угля».
«Судебная тяжба антимонопольщиков с «Тувинской горнорудной компанией», казалось, длилась бесконечно» и затем ожидаемо закончилась тем, что «надзорный орган потерпел разгромное поражение». Правда, эта «борьба» больше напоминала поддавки, в которых УФАС, как могло, подыгрывало ТГРК в суде. И возникает закономерный вопрос: «чем же занято УФАС?». У автора сложилось мнение, «что УФАС «охотится» на нарушителей со сбитым прицелом». В связи с чем «его «пули-штрафы» летят не туда и не в тех».
Впрочем, когда смотришь, как УФАС демонстрирует свою беспомощность в борьбе с ценами на продукты в магазинах Кара-оола и Тунёва или на цены угольного разреза, принадлежащего, по слухам, тому же Кара-оолу, то создаётся впечатление, что «имитация активности» «делается преднамеренно», а широко известные давнишние «личные взаимоотношения» премьера Кара-ола и руководителя УФАС Долгих ни для кого не секрет. Может, именно это и порождает такую подозрительную «беспомощность» и «сбитый прицел» федеральной структуры?
Один пример. «Когда у Долгих спросили», почему УФАС работает спустя рукава, «она обвинила в медленной работе «Почту России». Однако проверка показала, что «доставку корреспонденции УФАС производит ООО «Кызыльский курьер», договор с которым УФАС заключила без проведения торгов». Такие люди работают в УФАС.
Однако, причины, скорее всего, гораздо глубже. Как известно, наконец-то «Ольга Долгих отправлена в отставку». Её обязанности исполняет Феликс Хаджиев. Однако никаких особых перемен в деятельности УФАС не наблюдается. Даже дело по злоупотреблению своим монопольным положением на рынке «Тувапечати» до сих пор не доведено до конца. И когда это кончится?