Потенция по-караооловски
Долгое время все, кто имеют отношение к российской власти, в один голос утверждали, что нам западные санкции «до лампочки». И только сейчас, похоже, пришло прозрение: «сколько ни повторяй халва-халва, слаще во рту не станет». На Гайдаровском экономическом форуме и в Давосе премьер Медведев и его первый заместитель Шувалов признали: санкции, изоляция России и падение цен на нефть привели экономику России к «жёсткой посадке». Поэтому призвали население «потуже затянуть пояса», меньше есть, скромнее одеваться. Правда, в Давосе делегация РФ не очень-то себя стесняла – за казённый счёт ежедневно устраивались шикарные банкеты с участием эстрадных звёзд.
Впрочем, понятно, что руководство страны вряд ли последует совету Шувалова «затягивать пояса» – да и сам Шувалов, наверное, тоже. Не случайно злые языки говорят, что его жена, являясь одним из ведущих нефтетрейдеров России, кроме мужа в правительстве, счёта в банке да ручки с печатью ничего не имеет, зато «зарабатывает» сотни миллионов долларов в год. Так что семье Шуваловых вряд ли придётся бедствовать в ближайшие 200 лет...
Однако, что же всё-таки ждёт нас впереди? Как будут развиваться события в Туве, и что должно предпринять правительство республики для сглаживания эффекта кризиса в стране?
Думаю, вряд ли кто станет возражать, если скажу, что правительство Кара-оола никакого конкретного плана выживания республики в условиях кризиса не имеет. Впрочем, в этом Шолбана и его команду винить как-то неудобно: даже правительство России, по признанию того же Шувалова, такого плана не имеет и только начинает разрабатывает его. Но тут дело даже не в программе. Кара-оол – не мальчик, серьёзный государственный деятель. К тому же, числится кандидатом наук по экономике, ходят слухи, что упорно работает над докторской. Находясь на высоком посту, он просто не может не иметь своего мнения о том, как будет жить Тува предстоящие 2-5 лет. Но ничего внятного, кроме стремления участвовать в импортозамещении, от него до сих пор слышно не было. Он что, суперсовременные электронные чипы собрался производить в Туве, или выращивать ананасы? С одной стороны, климатические условия не позволят, а с другой, он даже тривиальное производство по выращиванию огурцов создать не смог, какой с него организатор сельхозпроизводства? Да что там огурцы – не смог организовать разбавление спирта водой для получения водки! Разморозил не только здание, но и вывел из строя итальянскую линию по разливу водки. Так что теперь технарь снова разливают по гаражам да подвалам.
Что ни говори, а всё, за что берётся тувинское правительство, быстро приходит в упадок. К примеру, Кара-оолу померещилась возможность превращения Кызыла в международную воздушную гавань. В результате республика потеряла последний вертолёт и самого директора авиапредприятия в придачу. Слава Богу, у него не дошли руки до изготовления дирижаблей... Или другой пример: правительство в 2007 году экстренно занялось водным транспортом республики. Единственному речному предприятию так «помогли», что оно оказалось банкротом и находится в стадии ликвидации. Оздоровил он и «Рестоп», в результате чего «жучки» по всей республике продают уголь в мешках по баснословной цене. Но, пожалуй, самые трагические результаты – у его программы обеспечения жильём детей-сирот. Под его идейным руководством с помощью обласканных им засаянских строителей навозводили сиротам квартир без кухонь или с кухнями без окон, домов без удобств, с поваленными заборами и завалившимися выгребными ямами.
Ну, а самым ярким примером глупости и нерасторопности правительства является осуществление губернаторской программы «Один продукт в одном селе». Два года шумихи вокруг 10 булок хлеба и маринованных минусинских помидор привели к удивительному результату – пожалуй, единственным реальным «продуктом» оказался молокозавод В.Оюна. Правда, один недостаток – Оюн построил его не вовремя – за год до объявления программы. Но всё равно Кара-оол отчитался о нём, как о собственном успехе. Хотя правительство не только не помогало дотацией или дешёвыми кредитами при его строительстве, но и, как могло, вставляло Оюну палки в колёса: он долгое время не мог получить земельный участок для строительства молокозавода. Пришлось обманывать Кара-оола – Оюн земельный участок оформил на родственницу, чем и усыпил бдительность караооловских ищеек. А теперь вдруг выяснилось: оюновский молокозавод – результат гениального видения будущего Кара-оолом.
Правда, в этом Кара-оола можно понять: сам, имея в распоряжении бюджет республики в 15-18 млрд. рублей, за семь лет так и не сумел создать в республике ни одного нового производства. Потраченные на строительство водочной линии, тепличного хозяйства, кондитерского производства и реконструкцию птицефабрики сотни миллионов рублей оказались выброшенными на ветер, никакой продукции они не производят и находятся в стадии ликвидации. А в это время его главный оппонент тихо, без шумихи, обманом построил молочный завод и выпускает молоко, сметану, творог, сыр и другую продукцию на зависть Кара-оолу. В такой ситуации хотя бы воспользоваться его трудами да отчитаться перед Москвой...
Впрочем, подробно рассказывать о том, чего не умеет премьер Тувы Шолбан Кара-оол, нет никакого смысла. Достаточно сказать, что все предприятия, находящиеся в республиканском ведении, работают убыточно и многие из них – банкроты. Сегодня правительство вместо оздоровления этих предприятий усиленно занимается передачей республиканской собственности либо в федеральную, либо дружественным лицам. Не всегда всё идёт гладко. К примеру, сейчас разгорается скандал вокруг продажи Ак-Довуракской ТЭЦ ООО «Центр аналитики и экспертизы финансового сопровождения организаций» из Томска.
Ситуация простая: правительство довело ТЭЦ до банкротства, а конкурсный управляющий продал актив за 2,8 млн. рублей для погашения долгов предприятия. Но, видимо, покупатель оказался «не тот». И Кара-оол заблажил. Обратился к полиции и прокуратуре для проверки обстоятельств продажи ТЭЦ. Как официально сообщило правительство, «Власти Тувы намерены опротестовать результаты торгов, по итогам которых владельцем единственной теплоэлектростанции, снабжающей теплом 14-тысячный город Ак-Довурак, стала неизвестная компания из Томска с уставным капиталом всего в 12 000 рублей». Одновременно Минземимущество Тувы подало иск в Арбитражный суд республики с требованием признать торги по продаже имущества ОАО «Ак-Довуракская ТЭС» недействительными и запретить регистрацию сделки. Там считают, что «на торгах, которые состоялись 12 декабря 2014 года, весь комплекс был продан по цене, почти в 11 раз дешевле его фактической стоимости».
А вот на этом примере следует остановиться отдельно. Не секрет, что банкротство Ак-Довуракской ТЭЦ – история давнишняя. А причины банкротства – в неплатежах ЖКХ и воровстве. На всё это в Минэнерго, Минимуществе и самом правительстве Тувы смотрели сквозь пальцы. Кара-оол не голосил и полицию с прокуратурой на уши не ставил. Видимо, воровали «свои». Конкурсный управляющий продал ТЭЦ тоже не за один день – такая процедура длится годами. Чтобы цена упала в 11 раз, конкурсному управляющему нужно, как минимум, пять раз объявлять торги и уменьшать цену. Заметьте: в законе о банкротстве нет слова «прокуратура», а в законе о прокуратуре нет слова «банкротство». Однако именно туда почему-то обратился Кара-оол за правдой. Хотя дело это – гражданско-правовое.
Надо признать, что ситуация действительно непростая. Новый хозяин не будет греть город бесплатно, поскольку не является гарантирующим поставщиком тепла. Таким образом, от него можно ожидать предложения: утром деньги – вечером тепло. Но деньги – вперёд! А наше тувинское правительство работать в условиях законности и порядка не может. Да и просто не умеет. Хватается за голову, когда уже поздно.
Обратите внимание на лексику премьера. Услышал заявление Путина об импортозамещении – и туда же. Хотя, судя по всему, не понимает, что это такое в условиях Тувы. Шойгу дал денег на строительство военного городка – и он туда же: объявляет приоритетной военную стройку. При этом понятно любому идиоту, что никакого импортозамещения военные объекты не дают. Выходит, так, ради красного словца... Похоже, он вообще не в ту сторону смотрит.
Необходимо отметить один немаловажный момент. Кара-оол к месту и не очень стенает об энергодефиците в республике. С умным видом заявляет, что нет возможности даже поставить торговый ларёк – такой дефицит. При этом, как только Шойгу задумал построить себе базу в Ергаках, тут же в пользу этой базы отказался от 30 Мегаватт мощности. Сейчас то же самое в связи со строительством военной базы на Правом берегу в Кызыле. Вот и напрашивается вопрос: есть в республике электроэнергия или нет? Выходит, чтобы построить что-то нужное – нет. А ради каприза Шойгу – пожалуйста! Знаете, именно такая глупая угодническая экономическая политика и завела Россию в сегодняшний тупик. Впрочем, у Тувы есть и своя особенность...
Как известно, расцвет экономики республики в 50-60-е годы был тесно связан с притоком русскоязычного населения. Врачи, учителя и инженеры в короткий исторический срок съехались со всего Советского Союза. Далеко за примерами ходить не надо – достаточно вспомнить еврея Пальмбаха, создавшего тувинскую письменность. Десятилетия экономическая мощь республики крепилась слаженной работой русских и тувинцев. В 90-е с лёгкой руки Ширшина под давлением бичелдеевского Народного Фронта «Хостуг Тыва» русским создали такие условия, что они бежали из республики, сломя голову. Остановились комбинаты «Тувакобальт» и «Туваасбест», обезлюдело село, развалились совхозы. Много людей, работавших в энергетике, уехали искать лучшей доли. Вместе с носителями русского языка была утрачена необходимость владеть великим и могучим языком Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского. Молодёжь полностью перешла на тувинский язык. А когда министром образования Кара-оол поставил главного сепаратиста и шовиниста, для всех русскоязычных стало понятно, что перспектив в Туве у них больше нет. С приходом во власть Кара-оола, русские в Туве почувствовали себя нежелательными лицами в правительстве, парламенте и государственных предприятиях.
И вот в такой ситуации республике предстоит преодолевать трудности наступающего в стране кризиса. Понятно, что никакой потенции для преодоления кризиса ни у нашего премьера, ни у его правительства нет. Ничего, кроме предложения «потуже затянуть пояса», он нам дать не в состоянии. Заметьте: не потому, что он НЕ ХОЧЕТ, а потому, что НЕ МОЖЕТ по определению. Он может сколько угодно повторять умные слова, сказанные Путиным или Медведевым, он может часами вещать по телевизору с речами ни о чём. Человек с кризисом в голове ни на что путное не годится. И совершенно понятно, что в экономический кризис нам нужен другой управляющий пришедшим в упадок народным хозяйством, нежели Кара-оол. Неужели этого не понимают в Кремле? И что об этом думает наш земляк Шойгу?
До встречи.
Кондрат Пчёлкин